Основные принципы консерватизма были сформулированы еще в XVIII веке в памфлетах Эдмунда Берка, а в политический обиход этот термин, наряду с понятием "либерализм", вошел в первой половине XIX века. За прошедшие с этого момента двести лет содержание обоих терминов значительно изменилось.
Определение понятия
Политологи отмечают, что современная консервативная идеология в своих основных положениях совпадает с представлениями либералов позапрошлого века. Это значительно затрудняет формулировку как самого понятия консерватизма, так и его основных идей и принципов.
Сам термин происходит от латинского глагола conservare - "сохранять". Соответственно, основная идея консерватизма состоит в сохранении существующего порядка. Такая трактовка вызывала несколько снобистское понимание консерватизма как чего-то застойного, ретроградного и противного прогрессу. Приход к власти представителей этого течения во многих государствах Западной Европы (например, во Франции или ФРГ) и последовавший за ними экономический подъем показали, что подобная трактовка далека от истины.
Общие положения консервативной идеологии
Учитывая внутреннюю гетерогенность этого течения, можно все же отметить некоторые главные принципы консерватизма. В первую очередь к ним относятся некоторые положения философского порядка, такие как признание несовершенства человека при существовании единого для всех морально-религиозного порядка, убежденность в прирожденном неравенстве людей и отказ от представления о безграничности разума. С социальной точки зрения, консерватизм отстаивает необходимость сохранения жесткой классовой иерархии и доказавших свою эффективность институтов. В политическом же отношении основные идеи этого течения носят явно вторичный характер, а их формулировки являются производными от либеральных или социалистических лозунгов.
Классический консерватизм
Приведенные общие черты в консервативных платформах значительно изменялись параллельно с развитием общества. Поэтому целесообразно выделить определенные внутренние границы в процессе развития идей и принципов консерватизма.
Классический период (конец XVIII-XIX вв.) характеризуется противостоянием либеральному течению с позиции аристократических слоев общества. Происходит формирование основных постулатов течения как реакция на выдвижение принципов свободного рынка, фундаментальных прав человека и всеобщей эмансипации.
В первой половине XX в. на базе консерватизма создаются ультраправые идеологии, включившие в себя расизм, национализм, шовинизм и антисемитизм. Особенно заметна радикализация течения в период Мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда консервативные идеологи перешли к отрицанию демократических принципов и использованию в политической борьбе методов физического устранения соперников.
Неоконсерватизм
Со второй половины XX в. происходит ревизия фундаментальных принципов классической консервативной идеологии: они приспосабливаются к нуждам формирующегося постиндустриального общества. Успех правительств Маргарет Тэтчер в Великобритании и Рональда Рейгана в США позволил политологам говорить о феномене неоконсерватизма, несмотря на некоторую спорность такого термина.
Отношение к этому течению остается двусмысленным. Политологи обращают внимание на то, что обратная сторона значительного экономического роста состоит в обнищании низших слоев общества. Еще большую критику неоконсервативной идеологии вызвало провозглашение ею возможности экспансии для защиты национальных интересов. Наступление на суверенитет других государств могло происходить как в культурной или экономической сферах, так и принимать форму открытых боевых действий.
Социально-экономическая программа
В ее основе лежит принцип антиэтатизма, то есть ограничения вмешательства государства в деятельность рынка. Именно отсюда проистекают сложности в формулировании понятий, поскольку такая постановка вопроса была характерна для классического либерализма. Однако эта платформа действительно стала консервативной в противовес проводящейся с 1930-х кейнсианской политике: по мнению неоконсерваторов, чрезмерное вмешательство государства в экономическую сферу привело к удушению свободного предпринимательства.
Другая модификация принципов консерватизма проявилась в отношении к социальным низам. Мировой экономический кризис привел к резкому росту безработицы, отсутствию социальных гарантий для многих слоев общества, поэтому в рамках кейнсианства происходило постоянное повышение ассигнований на различные пособия. Неоконсерваторы выступили решительно против такого положения дел, полагая, что вместо поддержки маргиналов и следующей из этого их незаинтересованности в трудоустройстве, государство должно проводить курсы повышения квалификации или переподготовки. Следствием такого подхода стали также жесткая монетаристская политика и снижение налогов для наиболее зажиточных слоев.
Особенности российского консерватизма
Наибольшее отличие между Российской империей и западноевропейскими странами заключалось в сохранении крепостнических порядков до 1861 года. Это наложило отпечаток на формирование основных принципов консерватизма в России. Поскольку самодержавие исключало возможность парламентаризма, противостояние течений велось лишь в идеологической сфере.
Одним из первых русских консерваторов был князь М. М. Щербатов. В противовес либеральным высказываниям о необходимости отмены крепостного права, он заявлял, что в этом нет никакой нужды. Во-первых, крестьяне и без того пользуются большей частью земельных угодий для собственного пропитания, а во-вторых, без надзора помещиков они попросту пауперизуются. Третий контраргумент Щербатова состоял в том, что освобождение крестьян с землей приведет к обнищанию дворянства - наиболее просвещенного класса империи, что чревато социальным взрывом.
Славянофилы
Отсутствие традиции политической борьбы привело к тому, что консерватизм в чистом виде в России так и не сформировался. Заменой ему стала идеология славянофилов, видевших в России самодостаточную силу, способную при сохранении традиций успешно противостоять как внутренним, так и внешним проблемам.
Основным объектом критики славянофилов стали реформы Петра I, суть которых, по их мнению, состояла в искусственном и насильственном перенесении западных порядков на русскую почву без учета возможностей их приспособляемости. Отсюда и неприятие реформ Александра II, в которых тоже видели бездумную ломку общественных устоев. Особенно упорно на это указывал Ф. М. Достоевский, противопоставлявший западному образу жизни русскую православную культуру. Однако в итоге русский консерватизм оказался зажат между радикальными левыми и правыми течениями и не смог выполнить свою амортизирующую функцию.
Консерватизм как правовой принцип
Определяющие для положенного в основу современных правовых систем римского права принципы консерватизма и прогрессивности соединяли ориентацию на прежнюю юридическую практику с допущением новых трактовок имеющихся законов. С этой точки зрения консерватизм представляется своего рода щитом против бездумного реформирования законодательства. Фактически этот принцип стал единственной гарантией сохранения существующих общественного строя и формы правления. Еще более важным следствием этого стало поддержание в обществе уважения к закону и праву.