Весь наш мир — это общество, которое, как мы знаем, поделено на определенные сегменты. Наибольшими являются расы, они в свою очередь делятся на государства, те же дробятся на города, затем идут общины (или компании) и семьи. Исследование феномена общества и его деления - одно из самых сложных направлений в философии и науке, и важную нишу в данном вопросе занимает духовное производство. Что это такое и как понимать данный термин?
Небольшое вступление
О том, что из себя представляет человек, как он появился и какую функцию выполняет в мироздании, пока еще не знает никто. Однако некоторые свойства этих существ, коими все мы являемся, известны. Мы имеем биологическую оболочку, практически досконально изученную, и нечто духовное внутри. Энергия, сила, душа, разум - то неощутимое и невидимое, что делает нас не просто физическим телом, оснащенным рефлексами, а существом сознательным, имеющим свое мировоззрение, взгляды, вкусы, интересы и т. д. Весь наш так называемый внутренний мир наполняется за счет взаимодействия с обществом, в котором мы существуем с момента рождения, и за счет памяти, фиксирующей все события, происходящие с нами на протяжении жизни.
Очевиден тот факт, что люди, проживающие в различных государствах и даже городах, имеют свой индивидуальный менталитет. Задумывались ли вы, почему так? Дело в том, что этот самый менталитет формирует духовное производство, то есть те ценности и религиозные взгляды (или их отсутствие), которые окружают человека с момента его рождения.
Какими мы были, какими мы стали...
Такое явление, как духовное производство, на протяжении веков имело различные, так сказать, полномочия. В каждом отдельном уголке планеты оно индивидуально, направлено на ту или иную степень развития населения. Иными словами, производство духовных ценностей определяет уровень интеллектуального и морального развития народа. Таким образом, можно сделать более образованной и культурной одну расу, а другую опустить до наинизшего уровня развития. Ранее у людей не было возможности путешествовать, поэтому духовное производство, которое было определено в конкретном регионе, ограничивало их внутренний потенциал. Ныне же мы замечаем, что человек, который путешествует, куда более духовно развит и подпитан, нежели тот, кто сидит на месте в своей зоне комфорта. Это значит, что путешественник буквально собирает в себя духовности и ценности иных народов, становясь более совершенной и уникальной личностью.
Четкое определение термина
Настало время дать четкое определение духовному производству и деятельности, а также рассмотреть все нюансы, связанные с этим сложнейшим социально-философским вопросом. Итак, под данным термином подразумевается создание определенных идей, взглядов, моральных норм, теорий и ценностей, которые являются общепринятыми в конкретном обществе. Каждая индивидуальная сфера духовного производства развивается исторически, по своей отдельной тропе. Формируют ее события, происходящие внутри общества, а также взаимодействия с иными общинами (войны, мирные соглашения, союзы и т. д.).
На ранних этапах существования государства мы видим, что духовное производство направлено на удовлетворение материальных потребностей, и уже, вытекая из этого фактора, формируются моральные принципы и ценности. В наши дни быт человека максимально слажен, поэтому духовная сфера его деятельности может существовать автономно от материальных благ и потребностей.
Современное соприкосновение духовного и материального начал
В современном мире все-таки материальное и духовное производство пересекаются, но в несколько ином контексте, нежели это было ранее. Дело в том, что донести до народа ту или иную моральную позицию, догму или ценность нельзя без чего-то ощутимого, что можно увидеть, прочесть, узнать или услышать. Поэтому тут в действие вступают материальные стороны нашего бытия. На самом деле с ними мы прекрасно знакомы и ничего сложного в данном понятии нет. Духовные ценности доносятся до людей через книги, которые пишутся и продаются, картины, которые рисуются, а впоследствии реализуются или выставляются на всеобщее обозрение. То же самое можно сказать про скульптуры, архитектурные памятники, музыку и даже такую науку, как история (изложение которой во многом зависит от политического устройства государства).
Получается, что авторы, которые ответственны за духовное становление общества, принимают непосредственное участие в формировании экономики своей страны, а также обогащают свои собственные карманы и становятся всеобщими любимцами.
Общепринятые духовные ценности
Производство духовных ценностей, как оказалось, имеет не только локальное значение. Есть некий общий свод правил, догм и законов, объединяющий под собой не все, конечно же, но большую часть человечества. Речь идет о Библии - единой книге для всех христиан, причем неважно, католики они, протестанты или православные. Следует обязательно отметить, что именно христианская азбука дала толчок формированию законов и моральных норм в государствах Европы, Азии и Америки на протяжении веков. Например, самое простое - убийство, которое считается грехом по Библии, во всех странах мира уголовно наказуемо.
Да, мы знаем, что христианство подчинило себе далеко не всех людей земного шара. Существуют еще мусульмане, буддисты, иудеи и т. д. Но теологам и религиоведам прекрасно известно, что истоки любого верования идентичны. То есть Коран - та же Библия, окрашенная иными цветами (в переносном значении).
Важные составляющие
На сегодняшний момент исследователи выделяют определенные виды духовного производства, а точнее - составляющие данного вопроса. Они позволяют понять, каким образом формируется наше "внетелесное" сознание и понимание всего, что, так сказать, выше мира сего. Итак, какие же формы у духовного производства можно выделить?
- Потребление. В данном случае речь идет об удовлетворении духовных потребностей человека, которые сформировались в ходе его жизни в рамках определенного общества. Потребление может быть стихийным, то есть своевольным. В таком случае люди сами выбирают ценности и поклоняются им. Также оно бывает целенаправленным, то есть навязанным со стороны правящей или духовной верхушки с помощью рекламы и пропаганды.
- Духовное распределение. Об этом мы говорили выше - это разделение человечества на группы (государства), каждой из которых свойственна своя история, традиции, быт, ценности и религия.
- Обмен. Этот процесс самый интересный в духовном производстве, так как он рождает нечто новое. В малом масштабе обмен можно описать как человека, много путешествовавшего и вобравшего в себя менталитет, взгляды, ценности и даже речевой акцент всех народов, на территориях которых он побывал. Эта личность становится уникальной и разносторонне развитой. В крупном масштабе духовный обмен - это слияние двух стран или культур, в ходе чего образуется нечто новое.
- Отношения. Отличаются от обмена тем, что не входят в непосредственный контакт. То есть духовные ценности одного народа принимаются другим народом, однако они не ассимилируют между собой.
Замкнутый круг
Мы выяснили, что некие культурные памятники, например, литература, архитектура, музыкальные произведения, картины являются источниками духовной сферы бытия народа. Они, даже без пропаганды, формируют в человеке ощущение прекрасного, понятия о том, что такое хорошо и плохо, красиво и уродливо и т. д., так как воздействуют на мозг на подсознательном уровне (например, люди, живущие в Венеции, привыкли видеть вокруг себя не город, а архитектурный музей, поэтому любая российская провинция для них будет неприметной и серой). Но в то же время человечество способно изменить свои идеалы и начать любить что-то иное, новое, отличное от прежнего. Опять-таки, ярким примером служит современная архитектура. Творцы прошлого были бы в недоумении, если бы увидели творения Сантьяго Калатравы, а мы, люди XXI века, наслаждаемся его работами. Он создал новый идеал, который преобразил не только город, но и массовое сознание его жителей.
Подводим итог
Духовное производство - это сложная система, затрагивающая одновременно два вида сознания - коллективное и индивидуальное. При этом одно дополняет другое, и эти два понятия разделить невозможно. На сознания людей влияют такие факторы, как религия, порядок ценностей, традиции и нормы права. Но вместе с тем человечество их придумывает и модернизирует, определяя для себя самостоятельно рамки и пределы дозволенного.