Мифы сопровождают человечество с момента появления общественного сознания. Древние люди весь окружающий мир и природные явления объясняли действиями мистических созданий и духов. Например, в Древнем Китае гром и молнии считались не природными явлениями, а битвой драконов. В более поздние времена в Древней Греции и языческой Руси это объяснялось результатом действия богов. Приблизительно к этому периоду относится и появление документированных политических мифов, примеры которых можно найти в трудах таких ученых, как Пифагор, Платон и др.
Казалось бы, в 21-м веке, когда благодаря Интернету доступ к информации стал значительно проще, мифотворчество должно было бы исчезнуть. Однако тот же Интернет способствует почти мгновенной доставке информации до целевой аудитории.
Понятие
Существует много определений, что такое политический миф, причем довольно сложных. Например, что это измененная форма политического сознания, в которой знание и понимание фактической информации заменяется образами, символами. Есть и более понятные определения. Например, что это истории, используемые для целей политической борьбы, сакрализации власти, очернения противников. Такое определение подразумевает понимание, что классический миф - это традиционное сказание, образно показывающее историческое событие и служащее для объяснения происхождения обычаев, традиций, верований или природных явлений. Обычно его происхождение неизвестно, в то время как миф, имеющий политическое свойство, часто профессионально запускается и имеет конкретный круг людей, в пользу которых и создается.
Э. Кассирер в "Технике современных политических мифов" отмечал, что они не возникают спонтанно, не являются плодом необузданного воображения. Напротив, они искусственно создаются "умелыми и ловкими мастерами". Национальная история и традиции определяют связь политического мифа и политической культуры. Последняя формирует мифологию общества, оказывает реальное воздействие на поведение людей и национальные процессы в обществе. Они являются существенной частью политической культуры страны. Например, в Индонезии политические мифы и традиции борьбы с коммунизмом являются элементом любой предвыборной кампании.
История
Одни из самых первых политических мифов были направлены на сакрализацию власти. Мало найдется древних государств, где не было бы историй о божественном происхождении властителей. Например, в Древней Корее правящая династия вела свое происхождение от Тангуна, внука бога небес.
Первый случай "черного пиара" зафиксировал Платон, который в трактате "Государство" призывал устранить неправильные, вредные мифы. В этих историях Тезей и другие древнегреческие герои, дети богов, вели себя почти как обычные люди, совершая ужасные, нечестивые поступки. Греческий философ же считал, что боги и герои не могут совершать плохих деяний.
Другой пример политического мифа, легшего в основу понимания мира в Древней Японии, также рассказывал о божественном происхождении императорской династии. Уже от потомков богов основатели дворянских родов получили правительственные должности. Все эти сказания не только обосновывали власть правителя, но и освящали принципы социального расслоения и закрепляли иерархическую систему общественного устройства. Часто такие истории обосновывали и право одной группы людей править другими. Они должны были способствовать единению населения путем приобщения их к общей символике.
До определенного уровня развития общества все политические мифы были связаны с различными божествами, через которых проходила сакрализация власти. Постепенно стали появляться и другие мифологические повествования, например, о принадлежности власти и права народу, который развивали во все времена, начиная с античности и до наших дней.
В 19-м веке появились научные статьи о политических мифах, в которых разрабатывали различные теории, например, о наместнике Бога на земле, об олицетворении абсолютного духа, о героях и расовом превосходстве. Развитие общества в 20-м веке, особенно появление и распространение в большинстве стран мира всеобщего избирательного права, значительно увеличило потребность в политических продуктах.
Пример политического мифа в России - божественная природа царской власти. Но он был развенчан после Октябрьской революции 1917 года. В стране было затем еще несколько идеологических историй, связанных с властью, которые потерпели крушение. Например, о мудром вожде. Этот миф был развенчан после смерти Сталина, а о праве народа на власть закончился с крушением советского государства. Это показывает, что, в отличие от традиционных мифов, которые существуют тысячелетиями, у политических относительно короткий срок жизни.
Для последних десятилетий характерно интенсивное мифотворчество. Во многих странах оно используется как инструмент предвыборной агитации. В ход идут как старые, так и новые или обновленные мифы. В США и многих западных странах для этого часто используются истории о российской агрессии, которая ранее называлась советской. Для России же характерны мифы об американском или западном экспансионизме.
Свойства и отличия
Современные политические мифы, как и традиционные, повествуют о прошлом, настоящем и предсказывают будущее. Они излагаются в доступной форме, предназначенной для целевой аудитории. Отличие от традиционных состоит в том, что они уже не имеют сакрального статуса, но все равно должны восприниматься в качестве непререкаемой истины определенной социальной группой. Как и мистические истории, они должны представлять свою модель реальности и образец действий для тех, кто в них верит. Обычно выделяют следующие свойства политических и традиционных мифов:
- Полиморфность. Используется один и тот же набор символов, например, истории о "мудром правителе" есть практически у всех народов. При этом одна и та же тема может иметь различные цели и эмоциональную окраску.
- Ограниченность. Для создания мифов используется ограниченное количество символов, которые могут иметь множество комбинаций.
- Отвлеченность. Мифы не опираются на существующий опыт и не связаны с эмпирической действительностью.
- Фундаментальность. Они основываются на вере, не требующей их проверки, независимо от их истинности.
- Статичность. Миф не привязан к конкретному историческому времени, он живет в собственном измерении.
Некоторые исследователи отмечают следующие отличия: современные мифы обычно повествуют о реальных людях, событиях настоящего и недавнего прошлого. Они короткоживущие, не наследуются из давних времен и распространяются через медиа-средства, а не устным путем или при помощи сакральных текстов.
Сущность
Политические мифы и стереотипы всегда кем-то созданы, поэтому они воспринимаются сначала как возможная реальность, а потом становятся в массовом сознании очевидной и бесспорной истиной. Они строят собственную картину действительности, которая первоначально была привязана к конкретным объектам. Эти истории оперируют образами, что обеспечивает им узнаваемость и запоминаемость.
В то же время, как и любой образ, миф допускает различное толкование деталей, что позволяет создавать множество вариантов с разными подробностями. Каждый новый адепт мифа дополняет базовые образы присущими ему эмоциональными красками. На основе одного политического стереотипа, например о заговоре, могут быть созданы самые различные варианты одной и той же истории. Они имеют иррациональный фундамент, связанный с эмоциональной сферой. Живучесть и долговечность мифологической истории определяется прежде всего теми эмоциями, которые она вызывает. Люди должны сопереживать героям и идентифицировать себя с ними.
Структура
Каждый политический миф имеет собственную структуру, состоящую из определенных компонентов.
Обычно выделяют следующие базовые элементы:
- Архетипы. Это основа, "скелет" политического мифа, первоначальный образ, который определяет его эмоциональную окраску. Обычно формируется на основе опыта всех предыдущих поколений.
- Мифологемы. Это принятый канон описания реальности, клише и одновременно продукт восприятия. Примером могут служить черты всезнания и заботы о каждом гражданине, принятые в идеологической практике описания вождей Северной Кореи.
- Символика. Она служит объединению реальных событий с мифологемами и архетипами.
- Средства реализации. Призваны изменить политическое поведение людей. Это идеологемы, которые служат для описания конкретных ситуаций, событий, например, слоганы предвыборных кампаний. Это также политический ритуал, позволяющий объединиться носителям мифа в пространстве (демонстрации, митинги) или во времени (празднование идеологических дат, праздников). Иногда сюда же относят и Интернет, который дает возможность соучастия в виртуальном пространстве.
Виды
Как отмечал Эрнст Кассирер в «Технике современных политических мифов», нет ни одного природного явления или события в человеческой жизни, которое не могло бы быть интерпретировано в виде мифа. При этом все эти разнообразные истории исследователи объединили в несколько основных тем:
- О заговоре. Это один из самых популярных мифов: все плохое происходит в стране из-за действия тайных сил, против которых можно использовать любые средства борьбы, поэтому нужно объединиться перед лицом врага.
- О золотом веке. Призывает вернуться к истокам, когда царили любовь, свобода и равенство. Также зовет в светлое будущее, которое будет построено по этим образцам.
- О герое-спасителе. Конкретные персонажи наделяются чертами идеального человека. Герой обладает самыми высокими моральными качествами и талантами воина и полководца.
- Об отце народов. Повествует о справедливом и добром политике, который заботится о простом народе, он знает о его проблемах. И все было бы хорошо в стране, но ему мешает его окружение.
- О героическом прошлом нации. Жили когда-то великие предки, самые сильные, умные и нравственные. Они совершали былинные подвиги во славу Отечества.
- О единстве. Основан на противопоставлении: есть свои и чужие, друзья и враги, мы и они. Чужие - это источник всех бед, они стремятся попрать наши ценности, поэтому спасение нации заключается в ее единстве.
Особенности
Политические мифы выступают в качестве защитного экрана от внешнего деструктивного воздействия, надежность которого зависит от его фундаментальности. Прежде всего, политическая мифология всегда символична. В общественном сознании любой социально-политический процесс связывают с конкретным предметным содержанием. Для большинства людей свастика - символ нацизма, а красная звезда - Советского Союза. Чаще всего заимствуются символы из древних времен или других цивилизаций. Например, та же свастика в восточных цивилизациях – это символ движения, звезда – тайного знания и могущества.
Другой особенностью является сверхценность. Политический миф основывается на глубоких, эмоционально окрашенных базовых потребностях человека. Поэтому за такую сверхценность человек способен жертвовать многим. Ради идеи социального равенства, в основе которой лежит миф о золотом веке и сверхчеловеке, не раз люди брались за оружие.
Процессы
Общественная жизнь - благоприятная почва для зарождения мифологии, потому что люди не располагают достоверной информацией о социально-политических процессах, происходящих в стране. Население обходится идеологическими интерпретациями и слухами. Всю политическую информацию люди искажают, адаптируют, чтобы сделать ее узнаваемой и не противоречащей имеющимся представлениям. Результатами такого искажения являются политические мифы. Они формируются посредством таких процессов, как:
- Инверсия. Изменение поступающей информации для защиты своих представлений от деформации.
- Рационализация. Нахождение приемлемых для общественного сознания причин или обоснований неприемлемых событий, появление невозможных причинно-следственных связей.
- Проекция. Общество переносит собственные свойства и состояния на внешние объекты.
- Персонификация. Придает идеальный образ конкретному человеку или политическому феномену.
Функции
Политическое мифотворчество постоянно совершенствуется, выдавая все новые истории, которые, несмотря на их разнообразие, служат вполне определенным целям.
Мифы несут следующие основные социально-политические функции:
- Объединяющая. Служит для сплочения разрозненных групп населения, путем формирования общих политических убеждений, разделяемой веры, на основе общих знаний и оценок. Наиболее часто используется образ "врага" (самый простой политический стереотип) и миф о единстве. Образование политических партий, движений происходит в соответствии с делением людей на "своих" (тех, кто разделяет веру в мифы) и "чужих".
- Адаптивная. Для взаимодействия общности с социальной средой люди создают субъективную картину мира, в которой реальные связи переплетаются с мифологическими представлениями о действительности. Социум выстраивает типовую схему взаимодействия с политической реальностью. Например, в авторитарном обществе создается представление о стране, которой управляет великий руководитель и ведет народ к благополучию и процветанию. Если большая часть народа верит в это, то налицо высокая эффективность данной функции.
- Легитимизация власти. В любом обществе политической системе необходима поддержка населения, вера народа в действенность, справедливость и законность институтов власти. Народу объясняется, почему ему нужна существующая политическая структура, его принуждают верить в правомерность ее действий. Такая мифология побуждает человека к признанию особого статуса власти, выполнению социальных законов и культурных норм. Примеры использования мифов в политических кампаниях: в случае национализации идет передача неправедно нажитого богатства тем, кто его создавал, а приватизация объясняется неэффективностью управления.
- Психотерапевтическая. В кризисные моменты развития общества, когда государственные и социальные институты не могут удовлетворить основные потребности людей, мифы дают возможность получить передышку, психологическую разрядку, снять стресс. В такие периоды у людей усиливается вера в иррациональное, поэтому мифы в светлое будущее помогают пережить тяжелые времена.
- Этическая. В мифологии отражаются нравственные традиции общества, его практический и исторический коллективный опыт. Мифы воздействуют на моральную среду общества, в свою очередь мораль проникает в мифологию, формируя и сплачивая группы для достижения определенных целей. Все это способствует формированию групповой морали, которая не всегда соответствует общечеловеческой. Многие религиозные секты, например ИГИЛ, создают "свою мораль", считая всех остальных врагами.
- Эстетическая. Мифологическая картина мира напрямую воздействует на представление людей о прекрасном. Вместе с мифами может меняться и оценка. Например, вместе с крушением советской идеологии ушла и романтика "человека труда".
Российские мифы
Большое количество политических мифов в современной России связаны в основном с советской историей и президентом страны Путиным В. Самым устойчивым историческим деятелем многие признают фигуру императора Петра Великого, который, благодаря еще советской пропаганде, вписывался в образ идеального правителя. Он герой, победивший зло в лице консервативного боярства и внешних врагов, создавший новые институты власти и социальные лифты.
Больше всего ловкие «мастера» мифотворчества трудятся над созданием имиджа президента России, создавая многочисленные «невыдуманные истории». Поэтому в обществе сложился образ Путина как справедливого правителя, который успешно противостоит врагам страны и заботится о народе. Многие политические мифы в современной России остались еще с советских времен:
- индустриализация и победа в Великой Отечественной войне под руководством мудрого Сталина;
- счастливые застойные времена Брежнева, когда не было социального неравенства.
Социально-политические мифы о справедливом коммунизме, эффективной рыночной экономике, быстром достижении демократии по-прежнему наиболее популярны в России.