Триада Гегеля: принцип и составные части, основные тезисы

Триада Гегеля – одно из фундаментальных понятий всей философии. Она призвана объяснить развитие каждого объекта мироздания, выделяя при этом разум, природу и дух (мышление). Сам Гегель не славится понятными объяснениями, но мы попробуем разобраться, насколько это возможно, в таких логичных и структурированных, но при этом столь же запутанных теориях великого философа.

Из всех моих учеников меня понял только один, да и тот неправильно.

Кто такой Гегель?

Фридрих Гегель

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 года. С момента начала обучения на богословском отделении Тюбингенского университета он был крайне заинтересован в философии и теологии. После защиты магистерской диссертации работал домашним учителем.

Смерть отца в 1799 году принесла ему небольшое наследство, благодаря которому он получил материальную независимость и полностью посвятил себя академической деятельности. Гегель читал лекции в Йенском университете на различные темы. Правда, особой популярностью они не пользовались.

Позднее, после отъезда из Йены, он получил приглашение в Берлинский университет. Его первые лекции не слишком привлекали студентов. Но с течением времени все больше и больше людей собирались на занятиях. Студенты из разных стран желали услышать о философии и истории из уст Георга Вильгельма Гегеля.

Философ скончался на вершине собственного успеха 14 ноября 1831 года.

Система философии Гегеля

Философ Гегель

Модель построения системы Гегеля - триада, то есть три ступени развития. Движение по ним было строгим и определенным. Главные три принципа выглядят следующим образом: бытие в себе (идея), бытие вне себя (природа), бытие в себе и для себя (дух).

Развитие триады для Гегеля основано на рационализме. Только с помощью чистого и идеального разума возможен истинный ход процесса развития.

Таким образом мы получаем три составных части принципа триады Гегеля:

  1. Логика (развитие идеи).
  2. Философия природы.
  3. Философия духа.

И раз разум является единственно возможным двигателем эволюции, то запускает весь процесс именно логика. Само ее содержание развивается методом диалектики.

Диалектическая триада

Думающий человек

По мнению Гегеля, развитие индивидов и истории в целом не является хаотичным и свободным процессом. Эволюция протекает по определенной схеме, подчиняясь законам разума. Основой же развития абсолютной идеи выдвигается понятие о диалектике, о борьбе противоположностей. Гегель утверждал, что такая борьба не только не замедляет процесс преобразования, но является самим импульсом.

Диалектическая триада делится на три части: "тезис" - "антитезис" - "синтез". Под "тезисом" подразумевается некое понятие. И действительно, раз существует понятие, то существует и его противоположность - "антитезис". Без зла не было бы добра, без бедных не было бы богатых. То есть мы можем сказать, что вместе с понятием неразрывно существует и его противоположность.

И как только тезис вступает в конфликт с антитезисом - возникает синтез. Происходит объединение и устранение противоположностей. Первоначальная идея поднимается на новый уровень эволюционирования, происходит развитие. Ни одна чаша на весах больше не перевешивает другую, они становятся равны и дополняют друг друга. Однако этот дивный новый синтез также является тезисом и имеет антитезис. А это значит, что борьба продолжается и обеспечивается бесконечный процесс эволюции.

Диалектическая триада в контексте истории

Стопка книг

Диалектическая триада Гегеля в определенном смысле лишает возможности критиковать историю. Ведь если мы критикуем какое-то историческое событие, то держим в голове, что оно было или является антитезисом, противоположностью. Это значит, что оно не самостоятельно само по себе, а вызвано лишь конкретным тезисом, понятием. В надежде на критику мы гневным взглядом окидываем тезис, но тут же вспоминаем, что и он однажды стоял по ту сторону баррикад.

Но это отнюдь не значит, что мы не можем исследовать историю и учиться у нее. Мы, однако, не можем применять эти знания на практике в неизменном виде. Они - порождение своего времени и не могут быть верными или нет. Именно поэтому история и не терпит сослагательного наклонения. То, что исторически сложилось произошло не просто так, но вызвано цепью событий. В случае философии Гегеля - триадой.

Диалектическая триада в обыденной жизни

Повседневная жизнь в городе

В обыденной жизни мы часто сталкиваемся с противоречиями, но не всегда их замечаем. Например, рождение бабочки. Изначально существует лишь гусеница, она может рассматриваться как тезис. После развития и питания личинка превращается в кокон. Кокон уже не является гусеницей, он ей противоречит, а значит является антитезисом. В конечном счете наступает синтез, и из двух противоречий рождается бабочка - новый тезис. Он, однако, также несет в себе противоречия - законы природы, которые противоречат ему и не дадут существовать вечно.

Или более близкий пример: человек. Как только он рождается, то олицетворяет собой новое понятие. Младенец, преисполненный невинности и любви к миру. Затем, в подростковом возрасте, его охватывают противоречия. Наступает разочарование в прежних принципах и их конфликт с противоположными. И, наконец, в зрелом возрасте развитие переходит в стадию "синтеза", и человек вбирает в себя лучшее из собственных противоречий, формируя новое понятие.

Эти примеры были приведены для лучшего понимания. Сейчас же вернемся к трем основным принципам триады Гегеля: логике, философии природы и философии духа.

Логика

Иллюстрация логики

Логика используется для рационального познания мира, познания через разум. Гегель считал, что через все существование протянута нить божественной логики. Все в мире подчинено рациональным правилам, и даже развитие происходит по конкретной схеме. В таком случае неудивительно, что логика является единственно верным методом познания бытия в самом себе.

Логика, как и все в учении Гегеля, подразделяется на три части:

  1. Бытие.
  2. Сущность.
  3. Понятие.

Бытие изучает различные понятия, качественные и количественные измерения. То есть все то, что нас окружает на вербальном, поверхностном уровне. Это свойства объектов, их количество и ценность, выдвижение для них понятий и присвоение свойств.

Сущность исследует явления. Это все то, что происходит с объектами и индивидуумами. Результаты взаимодействия, по сути, и образуют различные явления. Также видится невозможным изучить порожденные явления без понимания свойств объекта. Это значит, что помимо явлений изучаются и принципы существования идей.

Понятие рассматривает суждения, механизмы, познание и абсолютную идею. То есть всякая объективная оценка исследуется в контексте механической действительности. Любое познание рассматривается в первую очередь как инструмент к изучению Абсолютной идеи. То есть, если бытие и сущность изучают сами объекты, то понятие предполагает рассмотрение самой среды существования и факторов на нее влияющих.

Философия природы

Философия природы

Философия природы рассматривает различные природные явления. Можно сказать, что это изучение природы натуралистической и природы идей и понятий. То есть изучение бытия вне себя. Оно, конечно, также подчинено законам логики, и все ее существование проходит по известному Гегелю пути.

Философия природы делится Гегелем на три составляющих:

  1. Механические явления.
  2. Химические явления.
  3. Органические явления.

Механические явления рассматривают только механику работы, игнорируя внутренние свойства. Они являются первым пунктом триады Гегеля в контексте философии природы. Это значит, что они формируют противоречия. Механические явления воздействуют друг на друга, приводя в движение процесс развития. Механизм Гегеля рассматривает внешние соотношения объектов и понятий, их взаимодействие во внешней среде.

Химизм у Гегеля представляет собой не поверхность тел, а внутреннее изменение сущности, полную трансформацию. Химические явления происходят внутри объекта, окончательно формируя его эволюционно. То есть, если механические явления происходят во внешней среде и затрагивают только внешнюю механику, то химические явления протекают во внутренней среде и имеют отношение только к внутренней сущности.

Органический мир представляет собой взаимодействие и существование индивидуумов, каждый из которых представляет собой объект, состоящий из частностей. Так, каждый индивидуум представляет собой небольшую идею. Взаимодействие, существование и жизненный цикл таких идей формируют Абсолютную идею. То есть, если механические и химические явления представляют собой особенности отдельного объекта (идеи), то органический мир существует как Абсолют этих идей, формируя из них цельную сущность. Это ясно показывает, что индивидуальность составляет лишь часть механизма божественной логики.

Философия духа

Философия духа

Философия духа проводит параллель между своими принципами и рождением разумного индивида, предполагая под собой три стадии взросления. По сути, если логика направлена на изучение бытия в себе, философия природы - на изучение бытия вне себя, то философия духа объединяет эти два принципа, изучая бытие в себя и для себя.

Учение о философии духа подразделяется на три части:

  1. Субъективный дух.
  2. Объективный дух.
  3. Абсолютный дух.

Субъективный дух сравнивается Гегелем с младенчеством человека. Когда ребенок появляется на свет, им движут только первоначальные инстинкты. Так и здесь, индивида занимает только материя и варианты ее использования. Отношения между другими людьми воспринимаются слабо и часто ограничены лишь удовлетворением потребностей. Взор обращен только на самого себя, порождая эгоизм и противопоставление другим людям себя как превосходящую личность.

На этапе объективного духа возникает принятие других людей как равных себе. Индивид ограничивает свою свободу рамками свободы другого. Так представляется коллективная жизнь, свобода которой всегда ограничена правами каждого. Таким образом, по словам Гегеля, достигается идея вечной справедливости.

Абсолютный дух является единством субъективного и абсолютного. Индивид ограничивает собственную свободу из уважения к свободе других, но при этом взор его обращен внутрь себя, на самопознание. Внутреннее развитие происходит именно от субъективного духа, от жизни для самого себя, в то время как внешнее развитие происходит от объективного духа, от жизни для других.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 3
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
2
«Диалектическая триада в обыденной жизни», примеры приведены размытые. Есть другой пример. За точку отсчета надо взять момент, когда Коперник опубликовал новую теорию строения Вселенной. У него появились последователи – И. Кеплер, Д. Бруно, Г. Галилей, они разрушили все старые понятия, Земля по новой теории не плоская, а круглая и не является центром Вселенной. Солнце не вращается вокруг Земли, а наоборот, Земля и остальные планеты вращаются вокруг Солнца.
Копировать ссылку
1
Триада цикличный процесс, значит, эпоха «антитезиса» (материализм) должна когда-то закончится и начаться эпоха «синтеза» (глобализм). На это указывают новые открытия, которые входят в противоречия с материализмом. Существует механизм, который переключает циклы триады.
Копировать ссылку
1
Принцип развития мира до Коперника был «тезисом», а после Коперника мир перевернулся и стал «антитезисом». Мир перешел из эпохи идеализма в эпоху материализма. Если раньше считалось, что «все от Бога» и все на этом базировалось, говорили: «на все воля Божья», то после Коперника перестраиваются все законы и понятия. Даже Патриарх всея Руси в своих проповедях говорит, что Бог только написал законы, а право выбора как жить за человеком.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.