Кордова – город-миллионер, один из старейших населенных пунктов Аргентины. Является административным центром одноименной провинции. Благоприятный климат способствует развитию сельского хозяйства – одного из основных источников доходов региона. Хорошо развито машиностроение: здесь изготавливают автомобили, военную технику, узлы и агрегаты для авиации и космических аппаратов.
Описание
Кордова в Аргентине является вторым по населению и первым по площади городом страны – 576 км2. Для сравнения, столица Буэнос-Айрес в официальных границах (без учета пригородов и городов-спутников) занимает территорию 202 км2. В Cordoba проживают порядка 1,3 млн жителей, численность агломерации приближается к двум миллионам. Он является важным культурным, экономическим, образовательным, финансовым и развлекательным центром.
Кордова, несмотря на 400-летнюю историю, современный город-миллионер. Имеет планировку в форме квадрата (разделенного на кварталы), каждая сторона которого длиной 24 км. В ландшафте доминируют многоэтажки и зеленые зоны. Средняя высота зданий 11-16 этажей. В районе Нуэва-Кордовы возвышается 37-этажный небоскреб Radisson Capitalina. Между тем значительные площади занимают трущобы. Серьезной проблемой является недостаточная развитость систем коммуникаций. Только половине жителей доступны блага цивилизации в виде центральной канализации и водопровода.
Расположение
Город Кордова находится в сердце страны, на окраине Пампасов – обширной равнины в Южной Америке. С запада к жилым кварталам подступают отроги гор Сьерра-Пампа. Мегаполис рассекается рекой Сукия на две части: меньшую южную и большую северную. Они соединены 30 мостами. Местность холмистая, изрезанная оврагами и наносами, образованными в ходе паводков.
Главными являются проспекты Дин Фюнес и Сан-Мартин. Они пересекаются в центре под прямым углом по направлению запад/восток и север/юг соответственно. От них отходят улицы поменьше. В планировке преобладают прямоугольные формы.
С остальными городами Cordoba «общается» посредством автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта. До Росарио по шоссе 400 км, Мендосы – 600 км, Буэнос-Айреса – 700 км.
Ранняя история
В доколумбовую эпоху на территории Кордовы в Аргентине жили племена индейцев комечингонов. От соседей они отличались привычкой отращивать бороды, более светлой кожей, высоким ростом и цветом глаз: от карих, до зеленых. Уровень развития их также был гораздо выше. Они занимались организованным скотоводством и земледелием. Эти обстоятельства позволяют предположить, что некогда местные племена контактировали с жителями Северо-Западной Европы.
После завоевания испанцами Америки жизнь региона кардинально изменилась. Империя инков пала. Вице-король Перу Франсиско де Толедо, назначенный монархом Испании, поручил военному отряду основать на берегах реки Сукия укрепленное поселение. Солдаты под началом конкистадора Херонимо Луису де Кабрера 6.07.1573 года построили небольшой форт.
Местные жители не приняли чужаков, в результате чего происходили стычки. Четыре года беспрерывных конфликтов вынудили испанцев перенести поселение на более удобное для защиты место. На нем сегодня и стоит Кордова. Аргентина постепенно заселялась белыми переселенцами. Наибольшую диаспору в городе составляют мигранты из Испании и Италии.
Последующее развитие
Плодородные земли и теплый климат способствовали росту населения. К концу XVI века это уже был крупный населенный пункт. В 1599 году сюда добрались иезуиты, которые 14 лет спустя основали Национальный университет – старейший в Аргентине. К 1760 году число жителей перевалило за 20 тысяч.
Французская революция привела к национальному подъему жителей американских колоний. Бывшие провинции Испании подняли борьбу за независимость от метрополии. Не исключением стала и Рио-де-ла-Плата. Однако администрация Кордовы сохранила верность короне, открыто выступив против революционеров. Впрочем, победа была за сторонниками независимой политики. В 1816 году была образована Аргентина, а Кордова вошла в ее состав.
Экономика
Провинция Кордова традиционно известна как крупный производитель зерновых и овощных культур, центр мясного и молочного животноводства. Значительные объемы продукции экспортируются за рубеж. 29 % земель отведены под сады, выращивание фруктов и картофеля.
В середине XX века структура экономики кардинально изменилась. Благодаря деятельности старейшего в стране университета в городе подготовлен профессиональный кадровый состав специалистов в области машиностроения. Это позволило наладить производство высокотехнологичной продукции, в том числе – аэрокосмической отрасли. В Кордове сформирован крупный автомобильный кластер: здесь действуют заводы компаний Renault , Fiat, Iveco, Materfer, Volkswagen, которые производят четвертую часть легковых машин в стране.
Достопримечательности Кордовы
Аргентину не назовешь туристической страной, однако и здесь есть на что посмотреть. Город представляет собой сплав современной архитектуры и исторических зданий, бережно сохраняемых горожанами. Центр города застроен высотками, коих здесь более сотни.
Ряд зданий колониальной эпохи представляют культурную и историческую ценность, например:
- Городской квартал Manzana Jesuitica, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Бывшая штаб-квартира Национального университета. Ныне музей и городская библиотека.
- Церковь общества Иисуса.
- Национальная школа Монсеррат.
- Национальная академия наук.
- Школа Херонимо Луиса де Кабрера.
- Музей религиозного искусства Хуана де Техеды.
- Театр дель Либертадор.
Культурным, развлекательным и деловым сердцем является район Nueva Cordoba. Он спроектирован Хосе Игнасио Диасом в фирменном стиле Cordobesa. Архитектурной доминантой являются многоэтажные здания «а-ля 1970-е», построенные из кирпича различных красноватых оттенков.