Специальные методы научного исследования являются способом познания объективной реальности. Этот способ предполагает некую последовательность приемов, действий, операций. С учетом содержания рассматриваемых объектов выделяют методы социально-гуманитарного исследования и естествознания.
Классификация
Специальные методы исследования подразделяют по научным отраслям:
- медицинские;
- математические;
- социально-экономические;
- биологические;
- правовые.
С учетом уровня познания выделяют теоретические, эмпирические, метапредметные уровни. Специальные методы эмпирического вида – это описание, наблюдение, измерение, счет, тестирование, анкетный опрос, моделирование, эксперимент, собеседование.
Среди методов теоретического плана отмечают абстрагирование, формализацию, аксиому, синтез, аналогию, дедукцию, индукцию. Специальные методы метатеоретического уровня – это метафизика, диалектика.
Деление по степени общности
С учетом сферы использования и степени общности выделяют:
- философские (всеобщие), которые применимы в любых науках, на всех этапах познания;
- общенаучные, используемые в естественных, гуманитарных, технических сферах;
- частные, применяемые для родственных научных областей;
- специальные, создаваемые для конкретной области научного познания.
Важные термины
Специальные методы исследования связаны с процедурой и методикой научного познания. Техникой исследования называют сумму специальных приемов для применения определенного метода. Процедурой исследования считается последовательность действий, вариант организации непосредственного исследования. Методикой считается сумма приемов и способов познания. Любое исследование в науке проводится определенными способами и приемами, с учетом конкретных правил.
Методология
Ее составляют специальные методы, приемы. Данное понятие используют в двух значениях:
- сумма методов, которые применяются в некой сфере деятельности: политике, науке;
- учение о научном варианте познания.
В любой науке существует собственная методология. В научном исследовании - это система правил, принципов, приемов, которые предназначены для качественного решения познавательных задач.
Уровни методологии
Существуют разные методы специального образования, позволяющие воспитывать и развивать подрастающее поколение. Выделяют такие уровни методологии:
- всеобщая часть, являющаяся универсальной для всех наук, в содержание которой входят общенаучные и философские методы познания;
- частная методология характерна для общенаучных вариантов познания, к примеру, для государственно-правовых явлений;
- методология научных исследований определенной науки, в основе которой есть общенаучные, философские, специальные, частные методы познания, например, теоретическая основа коррекционной педагогики.
Философские методы
Специальные научные методы философского плана – это метафизический и диалектический подходы. Они связаны с разными философскими системами. К примеру, Гете соединял метод с идеализмом, Маркс – с материализмом.
Диалектика при рассмотрении явлений и предметов рекомендует исходить из конкретных принципов:
- изучать объекты в свете диалектических законов: единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные;
- объяснять, описывать, прогнозировать рассматриваемые процессы и явления, основываясь на философских категориях: особенного, общего, единичного, явления и сущности, следствия и причины, случайного и необходимого;
- относиться к исследуемому объекту как к объективной реальности;
- рассматривать явления и предметы: в развитии, изменении;
- проверять на практике полученные знания.
Общенаучные методы
Общие и специальные методы распределяют на несколько групп. Среди общенаучных выделяют теоретические, общелогические, эмпирические. Общелогическими вариантами считают синтез, анализ, дедукцию, индукцию, аналогию. Они востребованы в современной педагогике. Анализ представляет собой разделение на части объекта исследования. Например, специальные методы обучения выделяют для каждой предметной области, рассматриваемой в отечественной педагогике.
В качестве разновидностей анализа отмечают классификацию и периодизацию. Они широко применяются в естественных науках. К примеру, при рассмотрении неорганических соединений учащиеся знакомятся с отдельными классами, дают каждому из них характеристику.
Синтезом называют объединение отдельных сторон, частей анализируемого объекта в одно целое. Специальные методы выделяют в каждой сфере, они зависят от ее специфики и предназначения.
Индукция и дедукция
Среди педагогических приемов и методов, без которых сложно представить образование, выделим индукцию и дедукцию.
Индукцией является выведение частного из общей теории, движение в науке от общих положений к конкретным явлениям и предметам.
Методы специальной психологии предполагают «выведение» какой-то идеи из иных мыслей. Аналогия, которая предполагает получение информации о явлениях и предметах на базе того, что они обладают сходством с другими объектами, применяется в преподавании учебных дисциплин, а также в воспитательной деятельности.
Среди методов теоретического уровня, которые применяют педагоги в своей работе, интерес представляют гипотетический, аксиоматический виды, а также системный анализ, обобщение.
Аксиоматический метод является вариантом исследования, состоящим в том, что постулаты принимают без доказательства, потом из них по конкретным логическим правилам выводят другие знания.
Гипотетический метод – это вариант исследования с применением научной гипотезы, предположения причины, которая характеризует это следствие либо объясняет существование предмета (явления). В качестве разновидности метода выступает гипотетико-дедуктивный способ исследования, суть которого заключается в формировании системы дедуктивно связанных друг с другом гипотез, из которых выводят утверждения об эмпирических закономерностях.
Структура гипотетико-дедуктивного метода
Поскольку он применяется в современной педагогике, остановимся на нем подробнее. В его структуру входят:
- выдвижение предположения о закономерностях и причинах анализируемых предметов и методов;
- отбор самых вероятных версий из множества догадок;
- выведение с помощью дедукции из предположения заключения;
- экспериментальное подтверждение следствий, выведенных из гипотезы.
Какие еще специально-педагогические методы используют в настоящее время в отечественной педагогике?
Формализацией называют отображение предмета либо явления в знаковом виде. Это актуально в химии, математике, логике при изучении тем школьной программы. Применение искусственного формализованного языка способствует устранению недостатков естественного языка: неточности, неопределенности, многозначности.
Вместо рассуждений о конкретном объекте исследования при формализации оперируют формулами. Например, в химии с помощью уравнений определяют суть происходящего процесса, планируют синтез получения соединений с заданными химическими и физическими свойствами.
Формализация – это основа программирования и алгоритмизации. С помощью данного метода осуществляется компьютеризация информации, происходит процесс исследования конкретного знания.
Особенности абстракции
Абстрагирование представляет собой образное отвлечение от каких-то свойств и отношений рассматриваемого предмета, выделение свойств, которые интересуют исследователя.
В рамках абстрагирования отделяют второстепенные связи и свойства рассматриваемого процесса (явления) от основных характеристик. Существует несколько видов абстрагирования:
- отождествление, предполагающее выделение общих отношений и свойств рассматриваемых предметов, объединение предметов в отдельный класс;
- изолирование, касающееся выделения некоторых отношений и свойств, рассмотрение их в виде самостоятельных предметов исследования.
Выделяют и иные виды абстракции: актуальная бесконечность, потенциальная осуществимость.
Обобщение является способом установления отношений и свойств явлений и предметов, выявлением общего понятия, в котором могут отражаться основные признаки анализируемого класса. Данный метод научного исследования основывается на философских категориях особенного, общего, единичного.
Исторический метод состоит в выявлении исторических признаков, воссоздании процесса на их основе, сопровождающемся раскрытием логики исследования в хронологическом порядке.
Системный метод предполагает анализ системы, то есть рассмотрение определенной суммы идеальных либо материальных объектов, их связей с внешним миром. Эти взаимодействия и взаимосвязи способствуют появлению новых параметров системы, отсутствующих у ее объектов.
Заключение
Методы исследования являются основой для анализа, изучения, построения закономерностей, протекающих в природе, технике, общественной жизни. Например, интерес представляют методы: измерения, наблюдения, эксперимента, описания, моделирования, сравнения. Наблюдение предполагает способ познания, базируемый на непосредственном восприятии явлений и предметов через чувственное восприятие. В рамках наблюдения у исследователя появляется информация о внешних признаках предмета (явления). Описание связано с их фиксацией, к примеру, в процессе осуществления измерения либо наблюдения. Существует несколько разновидностей описания. При непосредственном исследователь указывает и воспринимает признаки рассматриваемого объекта. При опосредованной форме он отмечает признаки, которые воспринимались иными лицами.
Отдельного внимания заслуживает экспериментальный метод. Он предполагает воспроизведение процесса, явления, сопровождается выдвижением гипотезы (предположения). Исследовательская деятельность характерна не только для научно-исследовательских лабораторий и университетов. В рамках обновления содержания отечественного школьного образования этот вид научной деятельности стал широко использоваться и в ходе обучения и развития подрастающего поколения. Юные исследователи учатся самостоятельно проводить небольшие эксперименты, оформлять их результаты, анализировать их.
ФГОС нового поколения, внедренные в дошкольное и школьное российское образование, предполагают обязательное применение исследовательских методов во всех предметных областях. В настоящее время существует множество научных методов, благодаря которым в науке и технике объясняются свойства и признаки предметов, создаются новые подходы в педагогике, совершенствуются приемы работы в психологии. Сложно представить себе полноценное развитие общества, формирование подрастающего поколения без применения разнообразных научных методов в образовательном процессе.