Догматическое обучение - это что? Форма коллективной организации, виды и стили

Результативность профессиональной деятельности современного педагога связана с владением им основных видов обучения, пониманием их недостатков и достоинств, методологической и теоретических условий, основ использования.

Особенности формы

Догматическое обучение в педагогике - это первый вид коллективной организации познавательной работы школьников. Появилось оно в средние века. Формы и характер обучения в тот исторический период определялись основами христианской религии, ее влиянием на культурную общественную жизнь.

специфика догматического образования

Историческая справка

Догматический метод обучения предполагал ведение в школах всех предметов на латинском языке. Ведь тогда основным содержанием было изучение религиозных писаний. Такой вариант в истории известен, как «догматический тип обучения». При его организации информация, даваемая учителем, воспринималась в качестве непреложной истины. Ребенок, читая на латинском языке вопросы и ответы, заучивал их наизусть. Вариант беседы, которую предполагало догматическое обучение - это катехизическая беседа.

Основным видом деятельности учителя было комментирование текстов религиозных учений. Учащиеся слушали педагога, механически заучивали эти тексты.

Недостатки догматического обучения заключались в том, что основная позиция, занимаемая учеником, являлась результатом педагогических замыслов учителя.

догматический тип обучения

Педагогическая оценка догматического обучения

В научной литературе такой вид воспитания и обучения оценивается по нескольким параметрам. Догматическое обучение - это возможность формирования у школьников формально-логического мышления. Основным результатом подобного обучения считали знания. В классической дидактике они именовались словесными либо вербальными, а в настоящее время их именуют формальными.

Догматическое обучение - это вариант воспитания, который на протяжении нескольких веков использовался в европейских школах. Он же применялся и в учебных заведениях России, предназначенных для воспитания детей дворянского сословия.

догматический тип обучения

Характерные черты

Что представляет собой догматическое обучение? Характеристика способа обучения и воспитания, созданная в Средневековье, считается вариантом церковно-религиозного обучения. Оно предполагает механическое запоминание услышанного текста, его дословное воспроизводство.

Догматическое обучение - это усвоение знаний без их осознания и понимания, оно не предполагает использования полученных знаний на практике. Данный тип обучения в определенной степени способствует развитию механической памяти, но он не предполагает развития интеллектуального потенциала отдельной личности, не готовит ребенка к жизни в обществе.

Подобная образовательная система не способствовала выявлению талантливых и творческих детей, поэтому нуждалась в переработке и модернизации. Такой тип обучения позволяет в некоторой степени развивать механическую память, но он не способствует созданию условий для интеллектуального развития потенциала личности, не гарантирует подготовки ребенка к практической жизни на базе приобретенных им навыков и знаний.

догма в современном образовании

Сократическая беседа

Самым известным видом систематического обучения является обучение посредством постановки во время диалога наводящих вопросов, которые помогают находить истину. Этот вариант обучения и воспитания использовался древнегреческим философом Сократом, а потому был назван методом сократической беседы.

Подобное воспитание и обучение является противоположностью догматического подхода.

Сократ считал основной задачей наставника пробуждение глобальных душевных сил своих учеников. Его беседы были направлены на то, чтобы оказать помощь «самозарождению» в сознании воспитанников истины.

Беседа-диалог состояла из двух частей. На первом этапе образовательного процесса Сократ серией вопросов побуждал своих воспитанников находить истину. Ученик должен был увидеть и осознать проблему там, где ему до этого все казалось понятным и простым.

При раскрытии противоречий устранялось мнимое знание, а беспокойство, в которое вводился ум, вызывало мысль о поиске настоящей истины.

Вторая часть беседы стала называться «майевтикой». Это слово в буквальном смысле означает « повивальное искусство». Ученика с помощью правильно сформулированных вопросов приводили к осознанию положений, что являются истинными.

В процессе поиска истины наставник и ученик находятся в одинаковых условиях. В качестве одного из достоинств Сократа как учителя было его отталкивание из того, что ученик понимал свою ограниченность, что способствовало побуждению его к самостоятельному мыслительному процессу.

В настоящее время сократическую беседу активно используют в рамках постановки и решения проблем во многих учетных дисциплинах, а также при необходимости выбора конкретных решений.

догматический тип обучения

Объяснительно-иллюстративное обучение

Рассматривая догматическое обучение, остановимся на объяснительно-иллюстративном варианте обучения. Его основной целью является передача и усвоение знаний, их практическое применение. Часто данный метод именуют пассивно-созерцательным способом обучения. Учитель старается изложить учебный материал с использованием иллюстративных и наглядных материалов, обеспечить усвоение его на основе воспроизводства и использования для разрешения практических задач.

Объяснительно-иллюстративный вариант обучения обладает следующими особенностями:

  • преподаватель рассказывает своим ученикам какую-то информацию, поясняет суть процессов, явлений, правил, законов с применением иллюстративного материала;
  • ученики сознательно усваивают эту долю знаний, воспроизводят ее на осознанном уровне, применяют их в разных видах в реальных жизненных ситуациях.
недостатки догматического обучения

Заключение

Догматическое образование долгое время оставалось единственным вариантом формирования знаний у школьников. Подобная форма обучения не позволяла педагогам выявлять талантливых и одаренных детей, подбирать эффективные способы их воспитания и развития. Для решения подобной проблемы в отечественной педагогике были проведены существенные реформы. На смену догматическому образованию пришел личностно-ориентированный подход и проблемное обучение.

В основе последнего метода обучения лежит идея психолога С. Л. Рубинштейна о варианте развития сознания человека путем разрешения познавательных проблем, которые содержат противоречия. Суть проблемного обучения заключается в постановке педагогом и решении школьником проблемной задачи, вопроса, ситуации.

Специфика методики в том, что в отличие от догматической формы при проблемном подходе знания не предоставляются в готовом виде, они формируются самими школьниками.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.