Первое впечатление формируется на интуитивном уровне, достаточно доли секунд для формирования первичного представления о человеке. Первое впечатление о человеке обманчиво или нет? Давайте разберемся.
Как создается первое впечатление?
Первое впечатление может основываться на интуитивном восприятии человека, внешнем виде и на эмоциональном уровне. Часто первое впечатление обманчиво. Ученые выделили четыре основных критерия, на которые обращают внимание при первой встрече:
- физические достоинства и недостатки;
- одежда, прическа, аксессуары;
- настроение собеседника, невербальные послания;
- субъективное отношение, наличие или отсутствие желания общаться.
Те качества, на которые человек в первую очередь обращает внимание, играют важную роль в его самооценке. Если в собственной внешности не нравятся глаза, то у собеседника он будет обращать внимание на глаза. Следовательно, первое впечатление об одном и том же человеке у каждого индивида будет собственное.
Влияние ароматов
Человек чувствует запах другого человека, парфюм, аромат кожи. Впечатление может создаваться на основе запахов и вызывать ассоциации. Если они приятные, то человек при первой встрече понравится. Это происходит неосознанно. Люди, имеющие схожий запах кожи, чаще находят общий язык при первой встрече.
Первое впечатление бывает обманчиво, при последующем общении может выясниться, что человек грубый, надменный и продолжать общение с ним тяжело. Первое впечатление создается за счет тех качеств, которые незнакомец готов показывать окружающим.
На что обращают внимание при первой встрече?
Общение людей всегда было интересной темой для изучения психологами. Проведенные эксперименты показали, что существует несколько показателей, которые могут изменить отношение окружающих людей в лучшую или худшую сторону.
Стигматизация – формирование отношения к окружающим на основе социальных ярлыков. Выявлено три эффекта, которые оказывают влияние на отношение к незнакомцу в дальнейшем:
- Первичность. Первое впечатление наиболее ценно для окружающих, на него опираются длительное время.
- "Бумеранг". Чем сильнее желание произвести хорошее впечатление, тем вероятнее достигнуть обратного эффекта.
- Идеализация. Хорошее первое впечатление позволяет не обращать внимания на некоторые недостатки в дальнейшем.
Вероятнее всего, первое впечатление обманчиво, при изучении человека обращают внимание на то, что выгодно в данный момент. Если какие-то качества хочется увидеть в человеке, то они обязательно найдутся, подтверждая наши ожидания. Отношение при первой встрече будет таким, какое комфортно в данный момент.
Понятие «тонкие срезы»
В конце ХХ века ввели понятие "тонкие срезы". Оно подтверждает, что отношение к людям зачастую формируется в первые секунды и накладывает отпечаток на дальнейшее общение.
Для эксперимента показывали ролики без звука, которые длились в течение 10 секунд, и просили составить впечатление о человеке. Для чистоты эксперимента испытуемым была предложена шкала качеств.
Далее эти ролики показали другим участникам эксперимента для градации по такой же шкале, но длительность видео составляла всего 5 секунд.
Третья группа испытуемых смотрела ролики в течение двух секунд.
Результаты удивили всех, первое впечатление совпадало по многим параметрам. Откуда был сделан вывод, что для формирования мнения о человеке достаточно двух секунд. Остальное время не влияет на первое впечатление о незнакомце.
Доверие в первые секунды
Доверять незнакомцу или не доверять, мозг делает вывод в течение 0,1 секунды. Доверие складывается из разных факторов, и первое впечатление обманчиво. Пример из литературы: сказка "Красавица и чудовище". Внешний вид напугал девушку, и она не хотела продолжать общение, но позже выяснилось, что за безобразной внешностью скрывается чуткий молодой человек.
Психологические эксперименты доказывают, что время первого общения не влияет на восприятие в дальнейшем. Мнение складывается за доли секунд. Первой группе испытуемых показывали фото 0,1 секунды. Вторая группа смотрела фото столько, сколько считала нужным. Общее мнение о людях с фотографии совпадало.
Сильное влияние на первое мнение оказывает социальный статус человека. На что обращают внимание окружающие – так это на одежду. О людях, которые надевали на первую встречу одежду известных брендов, складывалось впечатление как о надежных и уверенных в себе.
При собеседовании на работу отдавали предпочтение тем кандидатам, которые приходили в дизайнерской одежде и выглядели выше по социальному статусу. Хотя на деле могло быть все иначе.
Следовательно, первое впечатление обманчиво. Цитата из народной мудрости о том, что встречают по одежке, а провожают по уму, только подтверждает эту гипотезу. И как говорила Коко Шанель: "У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление".
Интеллект и распущенность
Умение смотреть в глаза собеседнику говорит о человеке с высоким интеллектом. Так воспринимают нас окружающие. Если при первой встрече человек отводит глаза, то, скорее всего, о нем сложится мнение как о личности с недалеким умом.
Первое впечатление обманчиво. Например, очки в сдержанной оправе создадут мнение, что перед вами образованный человек. Хотя ношение очков не имеет никакого отношения к уровню IQ.
Чтобы создать впечатление образованного человека, то при разговоре нужно смотреть собеседнику в глаза.
Ученые Англии провели эксперимент среди мужчин. Им дали фотографии, на которых были изображены женщины с татуировками на различных частях тела и без рисунков на теле. Оценка проходила по трем параметрам:
- употребление алкоголя;
- привлекательность;
- нравственные качества.
На основе испытания ученые сделали вывод, что женщины, у которых есть татуировки на открытых частях тела, воспринимаются мужчинами как любительницы алкогольных напитков и ведущие аморальную жизнь.
Успешен ли человек?
Для создания хорошего мнения о себе в глазах окружающих необходима одежда. Люди, которые носят деловой костюм, воспринимаются остальными как более успешные и привлекательные, чем люди в джинсах и джемперах. Первое впечатление обманчиво. Это касается мужчин и женщин.
Женщинам для создания имиджа успешной леди необходимо носить закрытую одежду. Глубокое декольте и юбка-мини создают ощущение более низкого социального статуса.
Еще одно интересное наблюдение было сделано преподавателями университета в Пенсильвании. Лысые мужчины воспринимаются как лидеры, которые умеют руководить группой людей. Возраст и одежда в эксперименте оказались на втором плане.
Первое мнение о человеке бывает ошибочно, но оказывает большое влияние на дальнейшие отношения. Мнение, которое сложилось в первые секунды, потом сложно изменить.