Каждый народ мира имеет свои неповторимые традиции и обычаи, литературу и музыку. Все это формирует культуру страны. Достойна внимания самобытная и яркая культура Узбекистана, которая формировалась на протяжении тысячелетий. Она вобрала в себя все обычаи и традиции всех народов, когда-то населявших территорию современной страны.
Многообразие культуры
За многие века в культуру Узбекистана внесли свой вклад древние греки, иранцы, тюркские племена кочевников, русские, китайцы и арабы. Страну смело можно назвать многонациональной, что нашло свое отражение в музыке, живописи, танцах, прикладных искусствах, одежде, кухне и языке. Жители Узбекистана очень чтут традиции, особенно это касается сельских жителей.
Огромное влияние на культуру Узбекистана оказал Великий Шелковый путь. Торговый маршрут пролегал из Китая в нескольких направлениях:
- первое - в казахские степи и Фергану,
- второе – на Ближний Восток, в Индию и до Средиземного моря.
Благодаря Шелковому пути шла не только активная торговля, но и передавались технологии, идеи, языки и религии. Именно таким образом произошло распространение буддизма на землях всей Средней Азии. Вдоль маршрута пути до сих пор сохранились памятники буддийской культуры: Фаяз-Тепе в Узбекистане, храм Куве на территории Ферганской долины, Аджина-Тепа на землях Таджикистана.
Узбекская музыка тоже формировалась под влиянием чужих культур. Музыканты и их инструменты путешествовали вместе с караванами. Постепенно распространились знания по изготовлению бумаги и чеканке всевозможных железных изделий из одних стран в другие. Получение независимости в 1991 году способствовало всплеску возрождения обычаев и традиций, дальнейшему развитию народного ремесла.
Изобразительное искусство
Культура Узбекистана немыслима без изобразительного искусства. Восточные мастера издавна славились художественным талантом, который отразился в украшениях и отделке великолепных дворцов, мавзолеев и прочих культовых сооружений.
Основные мотивы творчества узбеков – это каллиграфия, узоры и орнаменты. Поскольку традиции ислама запрещают изображать людей и животных, то мастера стали развивать более абстрактные направления, доведя их до совершенства. В последствии появилось такое направление изобразительного искусства как узбекская миниатюра. Художники создавали маленькие, но очень яркие картинки, которые покрывали лаком. Их использовали для украшения интерьеров дворцов или домов зажиточных людей.
В эпоху правления Тимуридов (14-15-м веках) произошел небывалый культурный подъем. Небывалого расцвета достигла живопись узбекских художников. В самаркандских музеях до сих пор сохранились элементы потрясающих пейзажных росписей. Дворцы Амира Темура в свое время были украшены живописными панно, на которых были изображены жены правителя, он сам, его сыновья и сподвижники. Именно в этот период зарождается творчество Камолиддина Бехзода – великого средневекового художника, который считается непревзойденным мастером восточной миниатюры.
Новый взлет художественного искусства произошел уже в начале девятнадцатого века. В это время наблюдался наивысший расцвет искусства миниатюры, которое связано с именами таких мастеров как Абдулхалик-Махмум, Ахмад Дониш (1827-1897) и прочих.
А вот на узбекскую живопись двадцатого века значительное влияние оказали русские художники-передвижники. Их потрясающие работы стали базой для дальнейшего развития восточной школы пейзажей и портретов, развития направления реализма в живописи.
Работы современных мастеров можно увидеть в Галерее изобразительного искусства, который является наиболее современным выставочным залом в Ташкенте, а также в Музее искусств, в основу коллекции, которого лягли многочисленные работы европейской живописи самого Великого князя Н. К. Романова. Картины современников представлены и в прочих музеях и арт-галереях страны.
Истинные ценители живописи должны непременно посетить Музей им. Савицкого И. В. В его стенах находится более 90 000 экспонатов, среди которых есть работы русского авангарда, предметы изобразительного узбекского искусства, народно-прикладных работ Каракалпакстана и Древнего Хорезма.
Музеи страны
В настоящее время в Узбекистане насчитывается 110 музеев, из них 98 находятся в ведении Министерства по делам культуры и спорта. Большая часть заведений расположена в Ташкенте. Часть очень интересных музеев находится в туристических центрах страны, среди которых стоит выделить Хиву, Бухару и Самарканд. В них можно многое узнать о традициях и обычаях Узбекистана.
Одним из наиболее знаменитых музеев Азии является Музей искусств Савицкого, который находится в Нукусе – столице Каракалпакстана. В последние десятилетия в Узбекистане все большую популярность обретают крафт-центры и арт-галереи, которые пропагандируют классическое и современное национальное искусство, а также ремесла. Только в одном Ташкенте насчитывается около десяти больших художественных галерей, в которых регулярно проводятся выставки изобразительного искусства, предметов народного творчества, антиквариата и прочих вещей, которые можно назвать культурным наследием Узбекистана. Подобные заведения открываются и в других больших городах страны: Самарканде, Хиве, Бухаре. Они пользуются популярностью не только у туристов, но и местных жителей.
Крафт-центры народного ремесла представляют работы настоящих, потомственных мастеров и ремесленников, которые по старинным технологиям вручную производят шелковые ковры, керамику, сюзане, аксессуары, ювелирные украшения, кованные изделия, национальную одежду и прочее.
Литература
Основой для современной узбекской литературы стал богатый народный фольклор. Издавна народом придумывались и передавались из уст в уста эпосы героического содержания, главными героями которых становились богатыри, боровшиеся с поработителями и угнетателями, изображаемых в виде темных сил. Так появились эпические произведения: «Алпамыш» и «Кер-Оглы». Поэма «Алпамыш» рассказывает о героизме и отваге узбекских богатырей. Произведение прошло сквозь столетия и стало памятником литературы востока.
Не менее известно другое народное произведение, представленное циклом баек и сказаний о Хадже Насреддине – остроумном и ловком хитреце, который преподнес немало уроков богатым людям. В одиннадцатом веке было создано немало произведений, в основе которых лежали исламские религиозные нормы морали. Стоит вспомнить о поучительной поэме «Кугаду Билиг» Юсуфа Хас Хаджиб Баласагуни, «Подарке истин» (Ахмада Югнаки), «Словаре тюркских наречий» (Махмуда Кашгари).
Небывалого расцвета достигла литература в эпоху Темуридов времен правления Амира Темура. Литература стала популярной, поскольку стала носить светский характер, освободившись от лишней религиозности. В это время жил и творил великий представитель узбекских писателей и поэтов Алишер Навои, который считается не только классиком национальной литературы, но и основоположником узбекского языка. Его великие произведения «Хамса» и «Чордевон» вошли в сокровищницу мировой литературы. Позднее они были переведены на сотни языков.
Также стоит вспомнить о последнем правителе Тимуридов, который был основателем державы Моголов в Индии, которая просуществовала двести лет, - Заххириддине Мухаммеде Бабуре. Великий правитель также был ярким поэтом тех времен. В поэме «Бабурнаме», описывающей собственную биографию, он изложил историю развития народов Азии, Индии, Афганистана. Произведение является шедевром узбекской литературы.
В 13-19-м веках литературные творения имели лирический характер и посвящались преимущественно любовной тематике. Яркими представителями тех лет стали Увайси, Надира, Машраб, Хорезми и прочие.
В 19-20-м веках после присоединения к Российской империи Туркестана началась новая эпоха современной узбекской литературы. Среди представителей этого периода стоит выделить писателя, сатирика и поэта Фурката и поэта Мукими.
В советскую эпоху расцвели такие таланты, как Хамза Хакимадзе Ниязи, Садриаддин Айни, первый романист Абдула Кадыри, философ и писатель Фитрат, литературные традиции которого продолжили Гафур Гулям, Ойбек, Абдула Каххаром, Уйгун и Хамид Алимджан.
За всю историю мудрость людей нашла отражение в узбекских народных пословицах. В 19-20-м веке на их тематику оказала влияния русская культура. Отсюда пошло выражение, что русские и узбекские пословицы поделились своей мудростью.
Музыка
Традиционная узбекская музыка имеет давние истоки. Фольклорное ее направление представлено многочисленными жанрами. Среди них имеются детские песни, колыбельные, бытовые песни, трудовые танцевальные, лирико-протяжные.
Классика узбекской музыка – это макомы. Особенный жанр, для которого характерно трогательное протяжное исполнение. Исполняют такие песни лирические певцы на слова поэтов Востока – Навои, Джами, Мукими, Надира, Огахи и прочих.
Традиционную музыку Узбекистана ЮНЕСКО внесло в список нематериальных шедевров. О богатстве национальных традиций говорит большой выбор музыкальных инструментов:
- струнно –щипковых - дутар, домбра, уд, танбур, рубаб;
- струнно-смычковых – кобуз, гиджак, сато и сетор;
- духовых флейтовых – гаджир-най и най;
- медных духовых – карнай.
Не менее интересна и современная музыка. О ее разнообразии можно судить по знаменитому музыкальному фестивалю «Шарк Тароналари», который проводится каждые два года, начиная с 1997 г. Фестиваль был учрежден президентом Каримовым для развития и сохранения лучших достижений национальной музыки.
Национальный костюм
Говоря о культуре страны, хочется вспомнить об узбекском народном костюме. Мужские и женские наряды отличаются яркостью красок. Они являются отражением образа жизни и традиций народа. В городах, конечно, уже не встретишь людей в таких костюмах. Их надевают лишь на праздники. Однако в сельской местности они все еще являются повседневной одеждой.
Мужской костюм включает стеганный халат (чапан), который непременно подвязывается платком (кийикча). Традиционным головным убором является тюбетейка. На тело же принято надевать белую рубашку (куйлак) прямого кроя и широкие шаровары (иштон). На ноги мужчины надевают сапоги, сшитые из тонкой кожи. В качестве праздничного варианта в старину использовали вышитые серебром и украшенные бляхами пояса.
Джума-мечеть
Говоря о культуре страны, невозможно не вспомнить о ее архитектуре. Ярким памятником узбекской архитектуры является Джума-мечеть, расположенная в старом районе Ташкента. Здесь сосредоточены основные древнейшие архитектурные строения, дошедшие до наших дней. Они удивительным образом соседствуют с современными постройками.
Фундамент Джума-мечети был заложен еще в девятом веке. Храм является самой старой пятничной мечетью Ташкента. К сожалению, оценить первоначальный ее вид не представляется возможным. За период своей длинной истории мечеть неоднократно разрушалась и восстанавливалась. Не сохранился до наших дней и весь архитектурный ансамбль, окружавший ее.
Театры
Искусство немыслимо без театра. В Узбекистане самым известным и старым театром является Государственный академический Большой театр оперы и балета им. Алишера Навои. Первые шаги по его созданию были сделаны еще в 1926 году при создании этнографического ансамбля. Но годом рождения оперного театра можно считать 1939 год, именно тогда состоялась премьера национальной оперы «Буран».
Стоит отметить, что узбекское театральное искусство формировалось под влиянием культур многих народов еще со времен Шелкового Пути. А последние полтора столетия сказалось значительное влияние русской школы актерского мастерства.
Праздники
У местных жителей, как и у любого народа, есть свои праздники. Среди них есть и самый любимый. Праздник Навруз в Узбекистане занимает особое место. Он очень любим коренными жителями. Его история уходит корнями в глубину веков, еще в дописьменную историю человечества. Зародился праздник в Хорсане (восточная часть Ирана) еще более 4 тысяч лет назад. В дальнейшем он распространился и на прочие регионы Средней Азии.
Появился он по велению природы. Праздник отмечают 21 марта, когда равны ночь и день. Навруз для иранских и тюркских народов, как для нас Новый год. Это время обновления природы. Праздник имеет государственный статус. В настоящее время Навруз является одной из главных узбекских традиций. Как и в давние времена, в этот день совершаются красочные обряды и самобытные ритуалы.
Декоративно-прикладное искусство
Говоря о культуре страны, невозможно не вспомнить о декоративно-прикладном искусстве. Самобытное творчество ремесленников, народных мастеров, которые передают традиции из поколения в поколения, достойно восхищения.
В каждое свое изделие мастера вкладывают частичку души, создавая неповторимые шедевры: украшения, домашняя утварь, сосуда, одежда, ткани и прочее. Творения самаркандских, бухарских, ферганских и хивинских мастеров издавна славились далеко за пределами страны. В Узбекистане сохранились разные школы вышивки, изготовления керамики, ножей, шерстяных и шелковых ковров, чеканки.