Столица Эстонии является весьма благоустроенным и комфортным городом для проживания. Его продуманная инфраструктура и налаженное движение по улицам обеспечивают комфортное движение как пешеходам, пассажирам, так и водителям транспортных средств. Немаловажную роль в этой системе играет общественный транспорт Таллина. К нему относятся автобусы, троллейбусы, трамваи, а также паромы и поезда местного значения.
Исторические факты
Общественный транспорт Таллина развивался постепенно и имеет свою очень интересную историю. В городе большинством трамваев, автобусов и троллейбусов управляет компания Tallinna Linnatranspordi AS, и лишь несколько линий находятся в подчинении у фирмы Linna Liinid. Что касается первой компании, то она возникла в 2012 году на фоне слияния сразу нескольких предприятий. Ранее одна из фирм занималась исключительно автобусными перевозками, а у второй в ведомстве были троллейбусы и трамваи. Позднее их решили объединить и создать единую систему управления городским транспортом трех видов.
Как известно, первый трамвайный маршрут открыли в далеком 1888 году. Это была своего рода конно-рельсовая дорога. В 2008-м исполнилось 120 лет с того момента, как жители столицы увидели на улице первый таллинский трамвай.
С троллейбусами дело обстояло немного иначе – их хотели ввести в движение в 1946 году. Однако по стечению обстоятельств первые маршруты возникли почти через 20 лет – в 1965 году. Постепенно троллейбусная сеть расширялась и насчитывала девять маршрутов, но позднее их количество сократили по причине убыточности. На сегодняшний день в городе осталось всего лишь четыре троллейбусные линии.
Железная дорога
В северной части Старого города Таллина расположена железнодорожная станция, откуда отправляются пригородные поезда. Под управлением компании «Элрон» находятся дизельные поезда и электропоезда. Пассажирские перевозки на электропоезде осуществляются до Палдиски, Кейлы (в западном направлении), Аэгвийду (в восточном). На дизель-поезде можно доехать из Таллина до Вильянди, Нарвы, Тарту и др. Как показала практика, выгоднее использовать электропоезда, которым не нужно дизельное топливо. Причина тому - то, что последнее каждый год дорожает, что приводит к повышению тарифов на проезд.
Бесплатный проезд
Особым распоряжением от первого января 2013 года весь общественный транспорт Таллина стал бесплатным для жителей столицы. Это касается официально зарегистрированных в городе лиц. Также правом бесплатного проезда обладают учащиеся, которым еще не исполнилось 19 лет, и все группы льготников, имевших данное право и ранее. Кроме того, власти города решили отменить распечатанные на бумаге проездные документы и вместо них ввести в действие бесконтактные карты из пластика. Их нужно регистрировать, когда заходишь в транспортное средство, с помощью специального валидатора (или регистратора). Если такая карта отсутствует, пассажир может спокойно купить себе одноразовый билет непосредственно у водителя.
Автобусы
Как и в любом городе, у эстонцев общественный транспорт Таллина пользуется большой популярностью. А также туристы и просто гости страны не отказываются от уютного и чистого трансфера. Автобус в Таллине наиболее востребован за счет его скоростной езды и возможности добраться совершенно в любую точку города. Подтверждение тому – наличие 73 автобусных маршрутов. В основном эксплуатируются машины таких марок, как Volvo, Iveco, MAN, Scania и др. Период курсирования автобусов по улицам города – с 5:20 до 0:20. Имеются также так называемые экспресс-маршруты, которые работают в период часа пик: в утреннее время с десяти до одиннадцати и после обеда с двух до трех часов дня. Если ранее стоимость проезда на обычном маршруте и экспресс была разной, то в сентябре 2012 года ее сделали идентичной. Основной компанией, которая осуществляет управление автобусными перевозками, является «Таллинский городской транспорт».
Движение пригородных автобусов
Помимо того что автобус в Таллине курсирует по городу, существуют пригородные автобусные перевозки. Они курируются Центром общественного транспорта уезда Харьюмаа, в котором функционируют еще полсотни коммерческих маршрутов. Уезд сейчас разделен на четыре части (зоны), а именно: первая часть – сам город Таллин, вторая – его пригород. Далее стоимость проезда рассчитывается исходя из расстояния до столицы. Согласно старым тарифам, чем больше была протяженность пути, тем выше стоимость проезда. Затем такие расценки с 2008 года сменились на новые: 12 местных крон стоит билет в районе одной зоны, а при переезде в другую нужно добавить еще 10 крон.
Трамваи
Примечательно, что только городской транспорт Таллина включает трамваи – больше ни в одном городе Эстонии нет подобных транспортных средств. На первом электрическом трамвае жители смогли прокатиться в 1925 году, а до этого они имели возможность добираться в нужном направлении на паровом трамвае. Последний был запущен в 1915 году по широкой колее, которая проходила от судостроительного предприятия до улицы Теллискиви. Позднее эту колею перешили под современные средства.
Сеть трамваев не очень длинная, она соединяет центральную часть города с другими районами. Так, всего функционирует четыре маршрута, где представлены в пользование пассажирам 3 модели вагонов, среди которых самые новейшие – это CAF Urbos AXL. Движение по колеям начинается почти в пять часов утра и заканчивается в полночь. Два трамвайных депо (Центральный и Копли) действуют в городе. На территории Центрального депо осуществляют ремонт вагонов, здесь имеются пути для стоянок и интересное место для туристов – музей трамваев.
Троллейбусы
Самый первый таллинский троллейбус проехал в июле 1965 года по единственному маршруту Театр – Ипподром. С того времени сеть расширилась до девяти маршрутов, а затем снова была сокращена. На данный момент троллейбусы курсируют в западной части Таллина, в частности, в районах Хааберсти и Мустамяэ. На троллейбусе можно доехать от Мустамяэ до Каубамаджа и Балти джаам, а также от Кескюсе до Балти джаам.
Железнодорожный транспорт
Жители уезда Харьюмаа часто используют пригородные поезда для поездок в Таллин благодаря удобному расположению станций и остановок. Примечательно, что проезд ж/д транспортом бесплатен для официально зарегистрированных жителей столицы, но в пределах только одной зоны: до пункта Вессе на востоке, Лаагри – на западе, и Мяннику – на юго-западе.
Паромные переправы
Столица Эстонии отличается тем, что здесь имеются паромные перевозки. Такое сообщение осуществляется с островом Аэгна. На этом островке людей живет мало, поэтому по большей части на паромах переплывают туристы и гости города.
Работают паромы исключительно в летний сезон. Туристам за проезд необходимо платить, а местные жители могут пользоваться перевозками бесплатно.