Язык Платонова называют "нескладным", "первобытным", "самодельным". У этого писателя была оригинальная манера письма. Его произведения изобилуют грамматическими, лексическими ошибками, но именно это делает диалоги живыми, настоящими. В статье пойдет речь о рассказе "Сухой хлеб", отражающем быт сельских жителей.
Герои Платонова — простые люди, как правило, необразованные. Они не представляют свою жизнь без тяжелого физического труда.
Ключевой мотив в творчестве Андрея Платонова — тема смерти и ее преодоления. Глубокую философскую мысль писатель высказал в рассказе "Сухой хлеб". Однако здесь тема гибели раскрыта сквозь призму детского восприятия.
Рогачевка
Писатель часто бывал в этом селе Воронежской области. Именно здесь происходят события рассказа "Сухой хлеб" Платонова, краткое содержание которого представлено ниже.
Рогачевка находится в 30 км от Воронежа. В 1924 году в селе была построена электростанция, в чем непосредственное участие принимал Андрей Платонов, занимавший в ту пору должность губернского мелиоратора.
Герои рассказа
Главный персонаж книги "Сухой хлеб" — Митя Климов. Его возраста автор не называет, но в конце произведения говорит: "Мать обещала отдать его в школу осенью". То есть мальчику лет семь. Действие рассказа "Сухой хлеб" Платонова происходит летом.
Мальчик живет в деревне с матерью. Отец его умер во время войны. Деда Митя совсем не помнит. Однако помнит глухой грустный голос и тепло, которое исходило от этого человека. В произведении "Сухой хлеб" Платонову удивительным образом удалось передать внутренний мир ребенка.
Другие герои произведения — Митина мать, учительница Елена Петровна. В рассказе Платонова всего три персонажа.
Тема смерти
Мальчик только начинает познавать этот мир. И каждый предмет вызывает в нем интерес. А еще он часто думает о смерти. Что она собой представляет, Митя не знает, потому как никогда не видел ее.
Он спрашивает у мамы: "Дедушка спит в земле?" Та отвечает утвердительно. Мальчик теперь думает, что дедушка спит, потому что устал. Он всячески пытается помочь матери, чтобы сохранить ей силы. Ведь если она устанет, она тоже заснет, исчезнет...
Засуха
В рассказе "Сухой хлеб" Платонов изобразил деревенский быт. Митина мать работает в поле. Платонов в характерным для него ярком, живом стиле рисует картину деревенской жизни: "Горячий ветер дует с утра до вечера, он сдувает огонь с солнца и несет его по земле".
"Сухой хлеб" — произведение, которое написано весьма поэтичным языком, впрочем, как и другие рассказы и повести Андрея Платонова. Кроме того, в "Сухом хлебе" чувствуются оптимистические нотки. Мальчик видит, как тяжело его матери, и пытается ей помочь. Она на простом, деревенском языке объясняет ему, чем опасна засуха. Если не будет дождя, не будет и хлеба.
На создание произведения "Сухой хлеб" Платонова вдохновили трагические события послевоенных лет.
В 1946 году в стране начался голод. На его возникновение повлияло несколько факторов, в том числе и засуха. Урожай катастрофически снизился. В газетах позже писали, что виной тому отсутствие дождей. Современные исследователи утверждают, что причина голода была не так в засухе, как в политике властей. Но об этом в произведении "Сухой хлеб", конечно, ничего не сказано. События показаны глазами ребенка. Да и о голоде в рассказе речи не идет — только о палящем жарком солнце и тяжелом крестьянском труде, который в таких условиях становится и вовсе непосильным.
Мать
Героиня рассказа "Сухой хлеб" — классический образ русской деревенской женщины. Она тяжело работает, не жалея себя. Труд — основа ее жизни. Главная задача этой женщины — вырастить сына.
Мите мать представляется большой и сильный. Тем не менее он часто спрашивает: "А ты не уморишься?" (то есть устанешь и умрешь). А она отвечает: "Нет, я здоровая, не старая, мне еще тебя растить".
Стать большим
Митя хочет работать, но мать не позволяет. Говорит, что он еще мал и не может трудиться наравне с ней. Тогда мальчик решает во что бы то ни стало стать большим. Как это сделать? Нужно много есть хлеба. Так думает Митя и принимается поглощать хлебную мякоть, запивая водой. Он съедает почти всю ковригу, а на следующий день мучается животом.
Мальчик идет на пашню к матери, а по пути оглядывается. Но никто из прохожих не замечает в нем перемен. Он так и остался маленьким мальчиком, которому еще рано работать. "Придет и твоя пора пахать!" — говорит ему мать.
Мальчик рассердился — он не хочет быть маленьким. Он разозлился на всех, кто больше и сильнее его. Даже на мать. Но она улыбнулась, и все вокруг вдруг стало добрым: и серая земля, и жаркий ветер, и былинка.
Старый сарай
Переживания маленького мальчика, героя произведения "Сухой хлеб", Платонов передает с помощью описания различных предметов и отношения Мити к ним.
У него нет никого, кроме матери. Митя пока еще не ходит в школу. Его круг общения весьма узок. Своих умерших родственников он почти не помнит. Но в их дворе есть старый сарай, а в нем много интересных предметов. Эти предметы для Мити служат своего рода связью с отцом и дедом.
В сарае, который автор называет "сараем-стариком", лежит топор, принадлежавший Митиному деду. Здесь есть деревянная снасть, колесо от прялки. В сарае также лежат старые инструменты, которые использовал его отец. Однажды мальчик находит дубовую тяпку и понимает, что с помощью этого предмета ему наконец удастся помочь матери.
Поле
Почему Платонов назвал свое произведение "Сухой хлеб"? Каждый день мальчик приходит на поле, где трудится его мать. Здесь он видит картину, наводящую тоску на любого сельского жителя. Сухое хлебное поле автор описывает так красочно, что переживаниями героя рассказа проникается и читатель, который никогда не был в селе.
"Рожь умирает, маленькие былинки изредка стоят живыми" — такова картина, которую ежедневно видит Митя. Мать объясняет мальчику, что хлеб живой, и он не может жить без влаги. Митя понимает, что без дождя поле заснет. Так же, как заснули его отец и дед. Он берет деревянную тяпку и начинает рыхлить землю. Митя считает, что если он станет делать так каждый день, то роса, которая собирается по утрам, будет проникать глубоко в землю.
Учительница
Митя работает долго, самозабвенно. Он ничего не видит, кроме дремлющих былинок. И вдруг слышит чей-то голос. Это учительница, которая знает каждого деревенского мальчика. Она была на войне, там потеряла руку.
Елена Петровна никогда не жалела себя. Она всем приветливо улыбалась, несмотря на то что была калекой. Подойдя к мальчику, учительница спросила, чем он занимается. Митя ответил: "Хлебу помогаю, чтоб он выжил".
Елену Петровну умилил это трудолюбивый, не по годам серьезный мальчик. На следующий день она должна была ехать со своими учениками на экскурсию. Пригласила и Митю. Но мальчик отказался. "Хлеб помирает, нам некогда" — таков был его ответ.
Елена Петровна начала помогать Мите, хотя у нее была всего одна рука, и работать ей очень тяжело. На следующий день она пришла к полю со своими учениками. Они не поехали на экскурсию. Они взяли в колхозе узкие тяпки, а Елена Петровна показала им, как нужно работать, чтобы рос сухой хлеб. Мите в тот день показалось, что былинки оживают.
Таково содержание рассказа Платонова "Сухой хлеб". Главная мысль произведения заключается в следующем: только любовь, понимание, забота друг о друге может спасти от беды. Главный герой рассказа, несмотря на свой юный возраст, проявляет ответственность, на которую способен не каждый взрослый. Его серьезные взгляды на жизнь поражают учительницу. А сам он служит примером для других детей.
Стоит сказать, что засуха в 1946-м была настолько сильной, что никакой коллективный труд не мог спасти страну от голода. К тому же в тот год было экспортировано очень много зерна. Произведение А. П. Платонова не лишено романтизма и веры в коммунистические идеалы.
Мировоззрение писателя сформировалось в юности, но в дальнейшем он разуверился в советской идеологии. Судьба его была трагичной. Стоит привести некоторые факты из биографии этого замечательного писателя.
Об авторе рассказа "Сухой хлеб"
А. П. Платонов родился в простой рабочей семье. Его отец был машинистом паровоза. В семье было десять детей. Будущий писатель, как старший, активно помогал родителям. С ранних лет был приучен к труду. Работал поденщиком, помощником машиниста, литейщиком.
В годы Гражданской войны Платонов служил фронтовым корреспондентом, одновременно занимался литературным творчеством. Самые значительные произведения он написал в конце двадцатых годов.
В 1931-м Платонов издал произведение "Впрок", вызвавшее гневную реакцию критиков. С этого момента в жизни писателя начались серьезные проблемы, которые утихли на время только в годы Великой Отечественной войны. Андрей Платонов писал правдивые произведения, которые не могли вызвать одобрение у советских цензоров.