Какое значение для мореплавателей имела фигура на носу корабля в разные времена?

В давние времена нос корабля обязательно старались украсить скульптурой. Названия этих фигур разное, в зависимости от страны, к которой принадлежало судно. Больше всего встречалось женских образов, но и не только. Какой смысл несла корабельная скульптура? И почему женских сущностей было на них больше всего?

Немного истории

В старину женщин на корабле не было. Это плохая примета. При этом, нос корабля украшала скульптура в виде женщины. Поверье говорит, что так моряки возлагали надежу на нее, считая фигуру способной успокоить встречный шторм.

В XVIII столетии фигура на носу корабля обрела разнообразность. Уже можно встретить античных героев, образы животных, портреты в скульптуре и даже целые композиции из множества фигур.

Именовали такие носовые скульптуры по-разному: в Риме – рострой, в Греции – кариатидой. Иногда их называли гальюнными. Слово имеет немецкие корни. Гальюн – это площадка под бушпритом в носу корабля. Именно там располагались скульптуры.

Каждая фигура на носу корабля была гордостью судовладельца. Они всегда делались, устремленными вперед. Это символ судна. Отслужив рабочий срок, корабль списывался, а носовую фигуру обязательно снимали. После кораблей она становилась украшением стен хозяйских домов, других зданий, колон. Впоследствии такие скульптуры оказывались в морских музеях.

Носовые фигуры корабля в музее

Сегодня название «галеонная фигура» на носу корабля – это обозначение скульптуры по имени судна на носовой части. Однако в морской терминологии она осталась «гальюнной», соответственно месту расположения. Интересно, что на том же свесе находились отхожие места для корабельного экипажа. Отсюда современное название корабельных туалетов – гальюн.

Суеверия

В давние времена судна были относительно примитивными. Служившие на них мореплаватели часто чувствовали себя бессильными перед водной стихией. Веруя в различные божества, они всяким образом старались задобрить их, прося о помощи в укрощении ветра, волн, отведения несчастий и привлечения удачи. Духи должны были охранять судно от любых несчастий, штормов, мелей, опасных ветров. А если даже так случалось, что корабль тонул, то божества сопровождали души погибших моряков в страну, где пребывают мертвые.

Битва военно-морских кораблей за Актиум

Каким изображениям отдавали предпочтения в разных странах?

Если заглянуть в Древний Египет, то там фигура на носу корабля в основном изображала священную птицу. Финикийцы отдавали предпочтение резной деревянной голове лошади, как символ быстроходности корабля. Греки и римляне устанавливали разъяренного дракона или кабана, в знак запугивания потенциального врага. Викинги тоже предпочитали головы драконов.

Корабли викингов

Для норвежских судов тоже вырезали деревянные головы дракона, а славяне украшали ладьи головами козлов и баранов. Среди древних кораблей встречаются и такие, что украшены скульптурами павлинов.

Изображения богов тоже часто украшали суда, особенно у древних греков. Там предпочтение отдавалось Нике – богине победы. В убранстве кораблей можно обнаружить много разных мифологических персонажей. В основном это Нептун и Меркурий – древнеримские боги, покровители торговли и мореплавания.

О чем еще говорили скульптуры?

Часто носовые фигуры в прямой, символической или аллегорической форме указывали на название судна. Это помогало понять название и назначение корабля, так как многие люди еще не умели читать.

Для таких целей использовались самые разнообразные скульптурные изображения: от императоров до героев мавров и индейцев. Очень часто значащей скульптурой являлась фигура женщины на носу корабля, дев, монахов и святых.

Женская фигура на носу корабля

Уже в середине XVI века мастера корабельного дела в Испании и Португалии устанавливают на галеонах (больших трехмачтовых парусниках, предназначенных перевозить ценные грузы) очень совершенные, в художественном смысле, скульптуры. Так, к XVII веку богатый скульптурный декор плотно вошел в кораблестроение и стал вполне обычным атрибутом всех парусников.

Зачастую пышность отделки судна не уступала роскошным дворцам своих хозяев. Бывало и такое, что даже превосходила их. Если речь шла о военно-морских силах, то целью было продемонстрировать могущество владельцев. Общеевропейскими символами на боевых кораблях были геральдические львы и орлы. Они показывали силу и благородство воинов.

Лев часто украшал форштевни флагманских шведских судов. На корабле Эрика IV, шведского короля, рычащего льва изобразили в короне.

Торжество эстетики

Часто женская фигура на носу корабля выполнялась в виде всевозможных русалок, наяд – существ, связанных с морем. Они должны были защищать корабль от потопления. Фигуры сначала были очень массивными, но со временем было замечено, что они утяжеляли судно и делали его менее ходким, валким на волне. Поэтому их размеры значительно сократились.

Поклонение божествам постепенно утратило свое значение. Его потеснила эстетика. Поэтому чаще всего украшением служила женская фигура на носу корабля. Архитектура судна должна была не только соответствовать по функциональности своему назначению, но быть максимально совершенной в своей красоте.

Фигура на корабле в носовой части

В Петровские времена для украшения российских кораблей и их проектирования привлекались очень выдающиеся личности, такие как Пименов, Чижов, Микешин, Клодт. В 1724 году для создания носовой скульптуры в виде портрета Петра I был сделан заказ у Бартоломео Растрелли.

Архитектура парусников до самого конца XVIII века сохраняла стиль барокко. Затем в искусстве постепенно утвердился классицизм.

В XIX веке чаще всего нос украшало поясное или подгрудное изображение фигуры, связанной с названием корабля.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.