Поток создания ценности изображается как сквозной набор операций добавления стоимости, которые создают общий результат для клиента, заинтересованного лица или конечного пользователя. В терминах моделирования эти действия по добавлению стоимости представлены этапами создания потока, каждый из которых создает и добавляет дополнительные элементы.
Цели потока создания ценностей
Этот метод является компонентом бизнес-экосистемы и описывает, как заинтересованная сторона получает стоимость товара. В отличие от многих предыдущих попыток описать ценность заинтересованных сторон, потоки воспринимают перспективу инициирующего заинтересованного лица, а не внутреннюю цепочку возникновения стоимости или процесса. Исходя из этого потоки создания ценности могут быть перекрестно сопоставлены, чтобы составить картину того, что и как организация должна делать, чтобы получить определенную ценность продукта.
Компоненты
Схемы, которым посвящена статья, представляют собой сквозные представления о том, как достигается стоимость для внешней или внутренней стороны процесса. Поток процесса создания ценностей начинается с определения ценностного предложения, предоставленного заинтересованным сторонам. Заинтересованные стороны в потоке могут принимать две формы:
- Запрашивающая сторона - это лицо или организация, которая инициирует и, как правило, участвует в потоке.
- Участвующая сторона - это лицо или организация, которая либо предоставляет, либо облегчает аспекты стоимости, полученной в потоке создания ценности, или которая может получать из него вспомогательную выгоду.
Кроме того, этот процесс состоит из этапов, которые представляют собой элементы итеративной цены, которые начисляются для доставки значения во всем потоке, в конечном итоге формируя предложение.
Схожие концепции
Построение потока создания ценности часто включает в себя перекрестное сопоставление с заинтересованными сторонами и возможностями. Эти перекрестные сопоставления позволяют практикующим лучше идентифицировать людей и организации, которым (или из которых) предоставляется стоимость. Например, возможности включения, связанные с каждым этапом потока, дают результаты, которые в совокупности способствуют созданию элемента ценности на этом этапе.
Кроме того, многие практические работники ставят знак равенства между потоками создания ценности и бизнес-возможностями. Это облегчает понимание отдельными организациями того, что делает вся компания.
Возможные путаницы
Существует множество неправильных представлений об определении потока создания ценности. Их можно разбить на 3 типа.
- Потоки не являются процессами. Вернее, как считают сторонники данного заблуждения, они не представлены в виде диаграмм технологических процессов. На самом деле вполне очевидно, что поток создания ценности является процессом в том смысле, что он представляет собой комплексный набор действий, которые приводят к результату потребителя.
- Потоки не связаны с концепцией бережливого производства, а являются отдельной методологией отображения значений. На самом деле это не так, и привязка этой методики к бережливому производству (именуемому на Западу словом Lean) как к основанной на процессах практике, которая направлена на выявление лишних расходов. Поток создания ценности представляет собой более высокий уровень выявления того, как именно заинтересованная сторона получает стоимость. Он часто включает в себя также схематическое представление последовательности действий, необходимых для проектирования, производства, доставки товара или обслуживания клиента. Несмотря на сходство в названии с потоком построения бизнеса, основная цель методики, которой посвящена эта статья - документировать, анализировать и улучшать получение информации или материалов, необходимых для производства продукта или услуги для клиента.
- Он не разработан (и не подходит) для более широких архитектурных целей, например, для отображения критических видов деятельности (или этапов), которые постепенно объединяются с целью создания ценности для заинтересованного лица или перекрестного сопоставления этих этапов с возможностями. Это утверждение также является заблуждением.
- Абсолютно все виды потока создания ценности не являются внутренне сфокусированными. Некоторые методологии ссылаются на эту технологию как на предоставление ценности внутренней заинтересованности. Хотя это может быть справедливым в определенном контексте, цель большинства практиков заключается в том, чтобы сосредоточиться на заинтересованных сторонах вне организации.
- Потоки создания ценности не являются картами путешествий клиентов. Несмотря на то что они, как и карты путешествий, воспринимают внешнюю заинтересованность, они стремятся описать различные наборы информации. Карты путешествий обычно стремятся описать эмоции, намерения и индивидуальные взаимодействия с клиентом. Подобные карты не имеют архитектурного значения. Построение потока создания ценности, напротив, обеспечивает последовательный, основополагающий вид всего процесса образования стоимости, а потому играет колоссальную роль с точки зрения бизнес-архитектуры.
Согласование гибких методологий
Эта концепция особенно важна для гибких методологий, которые часто направлены на то, чтобы максимально сосредоточиться на ценности клиента или бизнеса. Конкретные формы гибких методологий, таких как Scaled Agile Framework, включают поток создания ценности как способ отображения базового представления о бизнесе. Такой подход поощряет общий уровень понимания, позволяющий взаимодействовать с несколькими дисциплинами, создавая более последовательное и упрощенное представление об организации.
Картирование потоков
Создание карты потоков - это метод бережливого управления для анализа текущего и будущего состояния серии событий, которые напрямую связаны с продуктом или услугой с самого начала и до того момента, когда они доходят до клиента. Поток сосредоточен на областях фирмы, которые добавляют ценность продукту или услуге, тогда как цепочки создания стоимости относятся ко всем видам деятельности внутри компании. В Toyota этот метод известен как картографирование материалов и информации.
Цель картирования
Цель состоит в том, чтобы идентифицировать и уменьшать «отходы» в потоках создания ценности, тем самым повышая эффективность данного потока данных. Удаление отходов предназначено для повышения производительности за счет создания более компактных операций, которые, в свою очередь, облегчают выявление проблем расходов и качества.
Практическое значение
Практический эффект от методик бережливого производства, включая проектирования потока создания ценности и его картирование, очень высок, что позволяет этим технологиям пользоваться огромной популярностью во всем мире. Хотя эти методики зачастую связаны с производством, они также используются в логистике, цепочке поставок, отраслях, связанных с услугами, здравоохранении, разработке программного обеспечения, пищевой промышленности, а также в организации административных и офисных процессов.
Пример
За примером потока создания ценностей долго ходить не придется, стоит лишь внимательно рассмотреть иллюстрации к этой статье. Стандартная форма потока предполагает, что этапы добавления ценности будут сделаны по центру карты, а этапы с отсутствующей стоимостью будут представлены вертикальными линиями под прямым углом к центру. Таким образом деятельность становится легко разделенной на поток ценности, который является фокусом одного типа внимания, а также этапы «отходов», на которые стоит обращать внимание отдельно. Мысль здесь состоит в том, что шаги, не связанные с добавлением стоимости, часто подготавливают или убирают до этапа ее добавления и связывают их с человеком или машиной/рабочей станцией, которая выполняет этот шаг добавления ценности. Поэтому каждая вертикальная линия является «историей» человека или рабочей станции, тогда как горизонтальная линия представляет «историю» создаваемого продукта.
Сопоставление потока ценности является признанным методом, используемым в рамках методологий Six Sigma.
Что такое бережливое производство
Бережливое производство, часто называемое Lean, является систематическим методом минимизации расходов в производственной системе без ущерба для производительности. Оно также учитывает расходы, создаваемые из-за неравномерности рабочих нагрузок. Если работать с точки зрения клиента, который потребляет продукт или услугу, «ценность» - это какое-либо действие или процесс, за которые клиент готов заплатить.
Бережливое производство позволяет увидеть то, что добавляет ценность, уменьшая все остальное, что ее не добавляет. Эта философия управления получена в основном из производственной системы Toyota (TPS) и идентифицирована как бережливое производство только в 1990-х годах. TPS известна тем, что сосредоточена на сокращении первоначальных расходов Toyota для улучшения общей потребительской ценности, но есть разные перспективы в отношении того, как это достигается наилучшим образом. Устойчивый рост Toyota, проделавшей путь от небольшой компании до крупнейшего в мире автопроизводителя, сосредоточил внимание на том, каким именно способом она добилась такого успеха. Ответ прост и лаконичен: благодаря анализу потока создания ценности и другим методикам бережливого производства.