Любое отклонение, которое возникает в процессе развития, вызывает у родителей тревогу. Когда нарушаются речевые функции, ребенок не имеет возможности полноценно общаться с членами собственной семьи и окружающими людьми. В тяжелых случаях речь идет о такой патологии, как системное недоразвитие речи.
Рассмотрим подробнее данную патологию.
Общие характеристики
Недоразвитие речи системного характера - это комплексное нарушение функций речевого аппарата у ребенка, которое характеризуется несформированностью процессов говорения и принятия речевых сообщений.
При этом могут нарушаться следующие языковые элементы:
- Фонетика – некоторые звуки ребенок произносит неправильно.
- Лексика - ребенок не владеет тем объемом словарного запаса, который он должен был освоить на данный период своего развития.
- Грамматика – имеются нарушения при подборе падежных окончаний, при составлении предложений и пр.
Данную категорию отклонений составляют, как правило, нарушения, которые квалифицируют в существующих классификациях как общее недоразвитие речи, или моторная алалия.
Понятие "системное недоразвитие речи" введено Р. Е. Левиной и применяется при диагностике речевых функций детей, у которых наблюдается умственная отсталость. Пациентам с органическими поражениями мозга, для которых характерно вторичное нарушение речи, логопеды чаще всего ставят подобный диагноз на фоне данного патологического состояния. Детям с сохранным слухом и интеллектом ставится диагноз «общее недоразвитие речи».
Истинный диагноз может быть поставлен после того, как ребенок пройдет прием у трех специалистов: невролога, психолога и логопеда. Помимо этого подобный диагноз не ставят тем детям, которые не достигли пятилетнего возраста.
Причины развития патологии
Выделить основную причину возникновения системного недоразвития речи довольно непросто, поскольку зачастую значение имеет не один фактор, а целая их совокупность.
Основными такими факторами являются:
- травмы головы, которые были получены ребенком в процессе родов или на первых годах жизни;
- сложное течение беременности, и к данной категории причин относятся серьезные инфекционные заболевания в период вынашивания ребенка, употребление алкогольных напитков, курение, тяжелые инфекции хронического характера и прочее;
- гипоксия плода;
- неблагоприятная ситуация в семье – невнимательное и грубое отношение к ребенку, частые ссоры между родственниками, чересчур строгие методики воспитания и т.д.;
- детские заболевания, к которым относятся астения, ДЦП, рахит, синдром Дауна, сложные патологии ЦНС.
В определенных случаях системное недоразвитие речи в легкой степени развивается в виде реакции на перенесенную бактериальную или вирусную инфекцию.
Признаки и симптомы
Как понять, что ребенок отстает в развитии, и заподозрить, что при этом имеет место задержка речевого, психического или интеллектуального развития еще перед тем, как ему исполнится пять лет?
Первоначальные тревожные признаки у детей с системным недоразвитием речи могут отмечаться еще на первом году жизни. Должны насторожить такие ситуации, когда в ответ на определенные слова, произносимые взрослыми, ребенок не пытается их воспроизвести.
В возрасте до полутора лет ребенок должен научиться имитировать звуки, произносимые окружающими людьми, а также указывать на предметы по их просьбе. Если этого не наблюдается, родителям необходимо задуматься. Следующим рубежом является двухлетний возраст. Здесь ребенку необходимо уметь выговаривать слова и даже словосочетания по своему желанию спонтанно.
В возрасте трех лет дети должны понимать приблизительно две трети того, что говорят взрослые, и наоборот, взрослые - ребенка. К четырем годам должен взаимно пониматься смысл абсолютно всех слов. В случаях когда этого не происходит, следует обратиться за консультацией специалиста.
В возрасте пяти лет, когда вопрос стоит о постановке такого диагноза, как системное нарушение речи, симптоматика может быть следующей:
- речь ребенка остается невнятной, ее крайне трудно понять;
- между экспрессивной и импрессивной речью не наблюдается согласованности - ребенок все понимает, однако самостоятельно высказаться не может.
Классификация
Данное нарушение имеет несколько степеней системного недоразвития речи:
- Легкая степень – недостаточный для определенного возраста словарный запас, нарушение в произношении звуков, неточность в применении косвенных падежей, предлогов, множественных чисел и прочих сложных моментов, дисграфия, недостаточное осознание причинно-следственных связей.
- Системное недоразвитие речи средней степени - сложности при восприятии чересчур длинных предложений, слов, которые употребляются в переносном значении. Также отмечаются трудности с построением смысловых линий при пересказе. Дети не умеют согласовывать род, число, падеж либо делают это с ошибками. У них недоразвитость фонематического слуха, слабая активная речь, бедный словарный запас, нарушена координация движений языка в процессе артикуляции.
- Системное недоразвитие речи тяжелой степени - восприятие сильно нарушено, отсутствует связная речь, наблюдаются нарушения мелкой моторики, писать и читать ребенок не может, или это дается ему с большим трудом, в словарном запасе имеется лишь несколько десятков слов, интонация монотонная, сила голоса снижена, отсутствует словообразование. При этом ребенок не может вести конструктивный диалог, так как с трудом отвечает даже на простые вопросы.
Постановка диагноза, а также выявление степени расстройства, которая наблюдаются у конкретного ребенка, осуществляется только специалистом, а не родителями, другими родственниками или учителями.
Иная классификация
Существует и другая классификация общего недоразвития. При этом:
- 1-я степень - речь отсутствует.
- 2-я степень системного недоразвития речи – имеются только начальные речевые элементы с большим объемом аграмматизма.
- 3-я степень характеризуется тем, что ребенок может говорить фразы, однако смысловая и звуковая стороны отличаются недоразвитостью.
- 4-я степень предполагает отдельные нарушения в виде остаточных расстройств в таких разделах, как фонетика, лексика, фонематика и грамматика.
Общее недоразвитие речи средней степени, к примеру, соответствует второму и третьему уровню данной классификации.
Уровни системного недоразвития речи мы рассмотрели.
Умственная отсталость
Такое патологическое явление, как системное недоразвитие речи в тяжелой степени при умственной отсталости, обусловлено следующими симптомами:
- Развитие речевой системы значительно отстает от нормы.
- Наблюдаются проблемы с памятью.
- Имеются сложности при определении простых понятий и связей между ними;
- Повышена двигательная активность.
- Ребенок не может сосредоточиться.
- Отсутствует осознанная воля.
- Недоразвито или отсутствует мышление.
В случае системного недоразвития речи при умственной отсталости психоэмоциональные функции детей развиты неправильно, что негативно сказывается не только на общении, но и на иных необходимых социальных навыках.
От чего зависит успех?
Успех коррекционных мероприятий зависит от степени самих нарушений, а также от своевременности оказанной ребенку помощи специалистов. Цель родителей при этом состоит в том, чтобы вовремя отметить отклонения в речевом или интеллектуальном развитии и посетить с ребенком специалиста.
Системное недоразвитие экспрессивной речи
Расстройства экспрессивной речи - это общее недоразвитие речевых функций у детей на фоне достаточного умственного развития при понимании того, что говорят окружающие.
Данное расстройство проявляет себя малым словарным запасом, который не соответствует возрасту ребенка, трудностями при вербальном общении, недостаточной способностью с помощью слов выражать свое мнение.
Также для детей, которые имеют в той или иной степени выраженные расстройства экспрессивной речи, характерны трудности при изучении грамматических правил: ребенок не может согласовывать окончания слов, неадекватно употребляет предлоги, не может склонять существительные и прилагательные, не применяет союзы или использует их неправильно.
Стремление к общению
Несмотря на вышеописанные нарушения речевых функций, дети с подобными расстройствами стремятся к общению, используют невербальные реплики и жесты, чтобы донести до собеседника свою мысль.
Первые признаки расстройств экспрессивной речи можно заметить еще в младенческом возрасте. К двухлетнему возрасту дети с подобной патологией не употребляют слова, к трехлетнему – не составляют примитивные фразы, состоящие из нескольких слов.
Терапия и коррекция
При легкой и средней стадии расстройств прогноз, как правило, довольно положительный, при тяжелых формах патологии лечение более продолжительное и комплексное, однако оно также дает хорошие результаты.
Терапевтические мероприятия проводятся врачом-логопедом, если расстройства речи сопровождаются другими нарушениями. В работу также включаются психолог и прочие специалисты.
Занятия должны проходить в разных формах - как в виде постоянного повторения звуков, правил построения окончаний, слов, предложений и прочего, так и с применением прогрессивных современных методов, в ходе освоения которых дети учатся запоминать, задавать вопросы, понимать речь, осваивать значение определенных понятий, тренировать память, развивать моторику.
Интересная форма подачи материала, яркие картинки, благоприятная атмосфера в лечебном учреждении, где осуществляется коррекция, являются совокупностью компонентов, призванных помочь пациенту быстрее справиться с имеющимися нарушениями.
Как правило, в процесс общей терапии включаются и физические упражнения - дети не сидят неподвижно, а активно тренируют двигательный центр.
Серьезный подход
Системное недоразвитие речи – заболевание, при котором необходим серьезный подход. Не следует торопиться с определением ребенка на коррекцию первому попавшемуся врачу. При этом нужно обязательно изучить, есть ли у него положительный опыт работы с такими детьми, а также способность устанавливать психологические связи со “сложными” пациентами.
Коррекционные методики включают не только психотерапию и проведение специальных упражнений, часто расстройства возникают вследствие неправильного подхода к организации воспитательного процесса, поэтому приходится корректировать и его.
Отзывы
О данном заболевании у взрослых и детей на медицинских сайтах имеется большое количество самых разнообразных отзывов. Пациенты и родители детей, страдающих данной патологией, говорят, что подобное нарушение весьма успешно лечится при помощи различных неврологических препаратов, а также медикаментозных средств, которые способствуют нормализации мозгового кровообращения. Кроме того, они отмечают, что крайне важно при этом не только использовать лекарства, но и проводить специальные приемы коррекции таких нарушений, которые осуществляют врачи-логопеды в медицинских учреждениях.