Как называется подпись художника на картине?

Часто бывает так, что, рассматривая живописные работы старых мастеров, не можем с точностью определить, кто является автором той или иной картины. Скромное «Н. Х.» (неизвестный художник) в нижнем правом углу, как правило, вызывает немалую досаду. Чуть более приятно увидеть надпись, начинающуюся со слов «мастер…», но и она не отличается особой информативностью, ведь, как правило, после нее следует название какого-нибудь малоизвестного городка или прихода.

Все начинается с Ренессанса

Художники Средних веков почти не уделяли времени тому, чтобы оставить на картине некий знак, указывающий на их авторство. Этому способствовал ряд причин: работа с конкретным заказчиком, второстепенное положение художника по сравнению с богом, являющегося творцом всего сущего, и, как следствие, отсутствие творческого честолюбия и стремления достичь славы.

Иное дело - античные художники и скульпторы, которые смело подписывали свои работы иногда не одной, а сразу двумя подписями – гончара и художника, что служило своего рода прообразом современной рекламы.

Возможно, по этой причине именно итальянские художники первыми стали утрачивать напускную скромность, и уже к концу XV века почти все они – мастера эпохи Ренессанса – оставляли на своих работах не только подписи, но также указывали время создания и давали необходимые пояснения к полотнам. Одним из ярких образцов подписи художников на картинах этого периода является подпись Альбрехта Дюрера, чьи даже самые ранние работы всегда сопровождались развернутым комментарием.

Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, написал себя вечными красками в возрасте 28 лет.

Такую подпись оставил мастер на своем «Автопортрете в образе Христа», написанном в 1550 г.

К вопросу о термине

Прежде чем рассмотреть другие примеры подписей художников на картинах, разберемся с понятиями. Как все-такие правильно называют эти подписи?

В словаре терминов, представленном на сайте Российской Академии Художеств, указывается такое понятие, как сигнатура. Это любое обозначение художником своего авторства, которое может быть представлено в виде подписи, монограммы или любого иного знака, выбранного на усмотрение художника. Понятно, что переоценить значение сигнатуры сложно, ведь именно она является свидетельством принадлежности работы конкретному художнику, позволяя потомкам и искусствоведам наблюдать, изучать и исследовать живопись в привязке ее к автору и периоду.

Естественно, что подписи великих художников на картинах, как и датировка, в несколько раз увеличивали ценность этих картин, а стало быть и их стоимость. Этим пользовались некоторые особенно самоуверенные художники. Например, скандально известный Пабло Пикассо. О его чрезмерной страсти к деньгам ходит множество легенд. Вот одна из них.

Уже достигнув вершины своей славы и завоевав широкую известность по всему миру, Пабло продолжал очень щепетильно относиться к деньгам. Он старался использовать каждую возможность сохранить при себе свои кровные и лихо обводил вокруг пальца владельцев многочисленных ресторанов, где любил отдыхать в компании своих друзей. Нередко, когда официанты приносили художнику счет, тот делал хитрое лицо и отвечал таким образом: "Как насчет того, что я просто оставлю на этом бланке маленький рисунок?"

Однако вернемся к фальсификации. Часто подписи подделывались, что вводило зрителей в заблуждение. Но бывали случаи, когда фальшивые сигнатуры несли благо. Так, например, одна из картин нидерландского художника Йосефа Израэльса, представленная в коллекции Christie’s, была подписана именем другого нидерландского художника – Бернардуса Йоханнеса Бломмерса. Фальсификация была совершена в годы Второй мировой войны, вероятно с тем, чтобы скрыть еврейское происхождение ее автора и уберечь ее от уничтожения.

В начале 2000-х личность создателя была точно установлена, а настоящая подпись художника на картину возвращена. История искусства знает немало и других похожих примеров, однако в целом фальсификация сигнатур вызывала справедливое возмущение их создателей, которые вынуждены были отстаивать в судах свое авторство.

Йозеф Израэльс

Посмотрим теперь на некоторые подписи художников на картинах 19 века.

Пьер Огюст Ренуар

Для многих импрессионистов, в том числе и Ренуара, было характерно, что на протяжении всей их карьеры в качестве художника подписи на картинах практически не изменялись.

Ренуар ставил на картинах лишь аккуратный росчерк своей фамилии и добавлял год написания картины. В очень редких случаях он использовал лишь первую букву – R. Интересно, что автограф Ренуара достаточно сильно отличался от сигнатуры, оставляемой художником на картинах.

Подпись Ренуара

Густав Климт

Подпись этого австрийского художника не вызывает никаких сомнений, при том что смотрится она очень оригинально и лаконично. Климт разделил свои имя и фамилию на две строчки, поставив одно над другим. Само написание столь необычно, что теперь даже существует особый шрифт под названием Klimt.

Подпись Климта

Винсент ван Гог

Живопись столь любимого многими современными почитателями искусства художника была ориентирована в годы его жизни на французское общество. Однако во время приезда голландца в Париж он отметил, что для многих французов произношение его фамилии – van Gogh – представляется очень сложным. Из-за этого подпись художника на картине была сокращена лишь до имени, чтобы не создавать французских друзьям дополнительные фонетические сложности.

Подпись Ван Гога

Эдвард Мунк

Норвежский живописец также предпочитал подписывать все свои живописные работы, а также фотографии и письма. Его подпись варьировалась от простой монограммы EM до написания полного имени. Самая известная и распространенная сигнатура – частично сокращенная форма имени – E.Munch или Edv. Munch.

Подпись Мунка

Мунк был почитателем творчества Ван Гога, а потому идею для написания одной из своих картин, «Звездная ночь», он позаимствовал у кумира. Желая скрыть это обстоятельство, во второй версии «своей» картины он предпочел оставить еле заметную подпись, в то время как на первой версии она отсутствует совершенно.

Эдвард Мунк "Звездная ночь"

Иван Айвазовский

Мало кто знает, что настоящее имя художника – Ованес Айвазян. Его отец, переехав в Феодосию, в течение некоторого времени писал свою фамилию как «Гайвазовский», якобы на польский манер. И вплоть до 1840-х гг. подпись художника на картине часто была обозначена просто как «Гай», то есть сокращение от фамилии отца. Позже он все же решает окончательно сменить фамилию, более поздние свои картины подписывает привычным нам «Айвазовский».

Примечательно и то, что в начале карьеры Айвазовский в сигнатуре использует кириллицу, но затем, когда его популярность по всему миру постепенно распространилась, стал прибегать к латинице.

Подпись Айвазовского

К счастью, благодаря развитию Интернета сегодня существует множество ресурсов, где в свободном доступе хранятся фото подписей художников на картинах, а, значит, любой, кто интересуется этой темой, может с легкостью найти их и изучить. Это очень просто.

Сигнатуры художников

Теперь, когда знаем, как называются подписи художников на картине, можем сами решить, у кого из них самые красивые и оригинальные сигнатуры.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.