Для современной экономики рынок средств производства является важнейшим системообразующим звеном. Оно необходимо для эффективного выполнения функций снабжения предприятий необходимыми ресурсами. Далее в статье рассмотрим характеристику рынка средств производства и его особенности.
Общие сведения
Рынком средств производства и капитала называют комплекс отношений, возникающих в рамках купли-продажи материально-технических ресурсов.
Перестройка системы материально-технического снабжения предусматривает постепенный отказ от централизованного фондирования и жесткого прикрепления потребителей к производителям и поставщикам. Вместо этого происходит переход на свободную торговлю.
Рынок средств производства является системой горизонтальных связей, объективно существующих между предприятиями. Она основывается на конкуренции.
Условия функционирования
Рынок средств производства формируется и развивается при условии экономической ответственности и автономности производителей. Для этого необходимы:
- Разгосударствление.
- Создание и развитие необходимой рыночной инфраструктуры.
Последняя обеспечивает:
- Торгово-посредническую деятельность.
- Предоставление услуг при реализации продукции.
- Оказание информационной поддержки. Речь, в частности, об изучении предложения и спроса, правовых, научно-технических консультациях.
- Предоставление производственных услуг: ремонт, монтаж, проверку качества, изготовление товаров.
- Своевременную доставку материалов.
- Оказание кредитных и финансово-расчетных услуг.
- Предоставление ресурсов в аренду, лизинг.
Для реализации всех указанных функций необходимо создать разветвленную сеть посредников. В их число входят оптовые предприятия, коммерческие/сервисные службы, маркетинговые центры, а также товарные биржи.
Кроме этого, необходимо обеспечить:
- Свободу экономических субъектов.
- Правовую поддержку.
- Ответственность участников рынка за результаты их деятельности.
- Свободное ценообразование.
- Высокий уровень квалификации кадров.
Переход к рынку
Для нормального функционирования рынка необходимы:
- Создание нормативной базы.
- Разгосударствление торговли, формирование горизонтальных связей.
Кроме этого, должна быть устранена всякая монополия. Рынок средств производства (местный рынок или региональная торговая площадка) предполагает реализацию ресурсов разными способами. К примеру, завод может напрямую свободно продавать материалы потребителю, дефицитные товары могут распределяться частично через посредников или весь объем продукции может реализовываться оптом.
Выделяют следующие этапы формирования рынка средств производства:
- Начальный.
- Главный (основной).
- Завершающий.
Складское хозяйство
Оно выступает в качестве одного из ключевых элементов современного рынка средств производства. Как показывают расчеты, уровень эффективности складского хозяйства необходимо увеличить на 30-35 % как минимум. Отставание этого сегмента препятствует обеспечению нормальной структуры и объемов запасов в сфере народного хозяйства. В настоящее время большая часть (около 80 %) ресурсов находится у потребителей. Для исправления ситуации необходимо интенсивно развивать материально-техническую базу.
Особенности начального этапа
На первой стадии формирования рынка производственных средств происходит насыщение материальными ресурсами. Оно осуществляется с помощью государственной системы распределения или в ходе торговли в рамках чистой конкуренции на местных рынках.
Рынок средств производства включает в себя:
- Службы сбыта материально-технических ресурсов.
- Базы снабжения.
- Лизинговые компании.
- Дилеров.
- Специализированные магазины.
- Ярмарки.
- Комиссионные магазины.
Службы сбыта и базы снабжения
На рынке средств производства региональные, краевые, областные, республиканские базы снабжения могут занять свой сегмент. Для этого используется существующая материально-техническая база (склады, магазины), и организовывается розничная или комиссионная продажа. Базы снабжения считаются ключевым звеном системы ресурсного обеспечения.
К рынку средств производства относятся и службы сбыта. Они осуществляют оптовую продажу ресурсов, устанавливают прямые контакты с посредниками и потребителями, исследуют спрос, конъюнктуру, составляют прогнозы.
Виды запасов
Для обеспечения непрерывности поставок производственных средств на рынок на складах поставщиков должно находиться определенное количество продукции в нужном ассортименте. Такие товарные запасы подразделяют на сезонные, страховые и текущие.
Последние составляют основную часть общего количества продукции на складах. Именно за счет них преимущественно обеспечивается бесперебойность поставок. Такие запасы периодически обновляются.
Сезонные запасы формируются в зависимости от специфики производственной деятельности компаний, нуждающихся в производственных средствах. К примеру, для сельскохозяйственных предприятий, в особенности занятых в растениеводстве, характерна цикличность работ. На каждом цикле производство должно быть обеспечено достаточным объемом ресурсов. Так, полевые работы осуществляются в основном весной, летом и осенью. Соответственно, в эти сезоны значительно увеличивается спрос на ГСМ. Зимой, как правило, выполняется ремонт техники. Соответственно, в этот сезон востребованными будут запчасти и ремонтные материалы.
Страховые запасы предназначены для обеспечения деятельности предприятий в экстремальных ситуациях (во время стихийного бедствия, техногенной катастрофы и пр.).
Сегментация рынка
Очевидно, что разным потребителям нужны разные товары. Для удовлетворения большого разнообразия нужд производители и продавцы выявляют группы потребителей, которые вероятнее всего положительно отреагируют на предложенные товары. Соответственно, свое производство предприятия ориентируют в первую очередь на них.
В данном случае очень уместно вспомнить суть закона Парето. Он основывается на данных статистики. Согласно этому закону, 20 % потребителей приобретают 80 % товаров конкретной марки ввиду тех или иных причин (качество, внешний вид и пр.). Остальные 80 % покупателей приобретают только 20 % продукции, скорее всего, случайно. В силу этих особенностей рынка средств производства, предприятия стремятся ориентировать свою продукцию на 20 % покупателей.
Таким образом, сегментация представляет собой разделение рынка на группы потребителей, которые нуждаются в разных продуктах и к которым следует применять различные маркетинговые методы. В свою очередь, рыночным сегментом называют группу покупателей, однотипно реагирующих на предлагаемые товары и маркетинговые стимулы.
Цель сегментации
Распределение потребителей по группам позволяет:
- Лучше понять не только потребности покупателей, но и их индивидуальные особенности (мотивы действий, личностные характеристики и пр.).
- Обеспечивать лучшее понимание сути и природы конкуренции.
- Концентрировать разные ресурсы по наиболее выгодным направлениям их использования.
При составлении маркетинговых планов принимаются во внимание особенности конкретных сегментов рынка. Это, в свою очередь, обеспечивает высокий уровень ориентации маркетинговых инструментов на потребности конкретных групп.
Критерии сегментации
Их выбор осуществляется на начальном этапе распределения потребителей по группам. Необходимо при этом различать критерии сегментации рынка потребительской продукции, товаров производственно-технического назначения и пр.
При разделении потребительского рынка применяют демографические, географические, поведенческие, социально-экономические и другие критерии. Географическая сегментация предполагает разделение на административно-территориальные единицы – регионы, города, округа и пр.
При распределении потребителей рынка продукции производственно-технического назначения, принимаются во внимание:
- Географическое положение.
- Вид предприятия-потребителя.
- Объем закупки.
- Направление использования приобретенных производственных средств.
Надо отметить, что сегментацию можно провести только по одному критерию или при последовательном учете нескольких критериев. В последнем случае необходимо избегать слишком мелкого разделения рынка. Небольшие сегменты невыгодны для коммерческого освоения.
Деятельность дилеров
Дилер – коммерческая торговая посредническая компания, осуществляющая сбыт за свой счет и от своего имени. С потребителями и изготовителями производственных средств такие организации вступают во взаимоотношения на договорной основе.
В последнее время все чаще на рынках производственных средств создаются дилерские пункты. Они представляют собой открытую специализированную площадку, на которой размещается продукция, мастерская, склад.
Дилер может представлять в конкретном регионе или муниципалитете интересы одного или сразу нескольких производителей. В его задачи входит исследование рыночной конъюнктуры, реклама, реализация и обслуживание производственных средств, ремонт, поставка запчастей и расходных материалов и пр.
Лизинговые компании
Эти фирмы достаточно прочно закрепились на рынках производственных средств. Лизинговые компании предоставляют предприятиям оборудование и технику в аренду с возможностью последующего выкупа. Такая форма приобретения ресурсов выгодна многим предприятиям, не имеющим финансовых средств для покупки нового оборудования.
Дополнительно
Одной из перспективных форм реализации производственных средств считается продажа продукции через специализированные магазины. Кроме этого, широкую популярность приобрели выставки-ярмарки, на которых встречаются партнеры и заключаются выгодные соглашения.
Перспективным направлением развития рынка производственных средств является создание с иностранными контрагентами совместных концернов, предприятий, союзов и пр.
Безусловно, не последняя роль принадлежит разнообразным центрам проката. Эти участники рынка обеспечивают удовлетворение потребностей представителей малого бизнеса, частных предпринимателей.
Заключение
Рынок средств производства, как и любая другая торговая площадка, находится в постоянном движении: изменяется предложение, спрос, количество потребителей и производителей. Эти и многие другие факторы оказывают большое влияние на параметры функционирования рынка.