В христианстве в целом и, разумеется, в его православной традиции, достаточно большое количество икон имеет особое значение. К ним приходят страждущие в период сильной нужды за помощью и утешением. У каждой такой иконы собственная история, практически все подобные образы обладают чудотворным действием.
Но даже среди необычных икон есть особенные. Одним из таких образов является икона Гурия, Самона и Авива. Принято считать, что этот образ способен уберечь от раздоров, предотвратить ссоры и вражду между близкими людьми, защитить от недоброжелателей и их влияния дом и сохранить целостность семьи.
Кто изображен на иконе?
Икона Гурий, Самон и Авив, фото которой представлено практически на каждом тематическом православном портале, изображает трех христианских мучеников. Жили эти люди в разное время и, разумеется, пострадали за веру не вместе. Объединение святых, не живших сообща, на одном иконописном образе вовсе не что-то из ряда вон выходящее. Этот художественный прием характерен для христианской культуры в целом и, разумеется, для православной иконописи.
Считается, что святые жили в период с 293 по 322 год. И поскольку время их жизни и подвига во имя веры почти совпадает, христианская традиция объединила этих мучеников.
Историки церкви не имеют единого мнения о том, были ли знакомы между собой Гурий и Самон. Пострадали за веру они в одном городе и существует официальная версия о совместном мученичестве. Авив же погиб гораздо позже и прямого отношения к Гурию и Самону не имел.
Как изображены святые?
Икона святых Гурия, Самона и Авива каждого из мучеников изображает своеобразно. Гурия иконописцы представляют в виде старца. Как правило, на образе он находится в центре. Однако в настенной росписи, характерной для православных храмов, расположение Гурия не всегда одинаково. Фигура старца изображается и в центре, и во главе композиции.
Самон обычно представлен в виде мужчины средних лет. Обычно, если Гурий прописан по центру образа, Самон занимает место по его правую руку. При изображении на настенных фресках его образ обычно бывает вторым, если фигуры изображены боком, в профиль. Но в том случае, когда иконописец изображает на фреске Гурия в центре, образ Самона может быть как первым, так и последним.
Авив представлен в виде юноши, иногда даже отрока. Образ Авива – самый неоднозначный. Иконописцы придерживаются однообразия в изображении Самона и Гурия, но Авив всякий раз представляется авторами образов не совсем одинаково.
Откуда известно о мученичестве этих святых?
Впервые описания мученичества всех трех святых были записаны по-сирийски. Текст составил Феофил Эдессянин. До наших дней дошли переводы его трудов на армянский, латинский и греческий языки. В истории мученичества этих святых церковь ориентируется на список текста Феофила, сделанный в XV столетии. Ввиду того, что с момента составления рукописи до оформления этого текста времени прошло немало, церковные историки допускают вероятность каких-либо неточностей в документе, появившихся из-за многочисленных переводов и копирований.
О самом авторе известно чрезвычайно мало, все знания почерпнуты из его же описания мученичеств святых Гурия и Самона. Феофил описывает себя как язычника, который принял христианство. И упоминает, что приступил к работе над описанием акта мученичества христиан в городе Эдесса на пятый день после его свершения.
Когда святые приняли мученичество?
Образ этих трех святых мучеников – почитаемая икона. Святые мученики Гурий, Самон, Авив были одними из последних христиан, страшным образом пострадавших за преданность вере. Но кроме страшной кончины, которую в те далекие времена принимали многие христиане, эти люди были похоронены. Верующим удалось забрать их тела и совершить обряд погребения, что было большой редкостью в то страшное для христиан время. Молиться же святым мученикам начали почти сразу же после их кончины и в церковной истории накопилось немало свидетельств о чудесах, связанных с их образами.
Погибли в мучениях святые во время Великого гонения, начатого императором Диоклетианом и продолженного его наследниками. Это было самое жуткое время во всей истории становления христианства. Многие историки, стремясь выделить и подчеркнуть силу гонений, сравнивают творимые язычниками зверства в отношении верующих в Христа с судорогами физического тела, предшествующими его гибели.
Именно в эпоху Великого гонения христиане сотнями ежедневно погибали на аренах, принимали иную смерть, томились годами в темницах и уличных тюремных ямах. Жуткие события на всей территории империи стали обыденностью, никто уже не удивлялся и особенно не выделял смерть очередного верующего.
Исключений было не так уж много. И среди тех, чьи имена сохранились и почитаются верующими, оказались и мученики Авив, Гурий и Самон. Их истории потрясли автора жизнеописания и самого мученичества даже на фоне творящегося в то время зла и беззакония. Да и тот факт, что тела мучеников местные христиане не оставили, а, рискуя собственными жизнями, похоронили, тоже свидетельствует об исключительности их подвига во имя Господа.
В чем мученичество Самона и Гурия?
Икона Гурия, Самона и Авива не случайно представляет святых по-разному исстари. Самон и Гурий были простыми мирянами, не имевшими отношения к проведению и организации богослужений. Авив же, согласно его жизнеописаниям, служил в чине диакона. Погибли они тоже по-разному.
Христианам Эдессы стало известно о предстоящих арестах и многие из них бежали из родных стен, покинули город. Среди спасавшихся от гонений бегством христиан были и оба будущих мученика. За верующими городские власти отправили погоню и часть из них была схвачена. Среди этих христиан оказались и Самон с Гурием.
Само мученичество началось сразу же после захвата, на суде. Это тоже было редкостью, как правило, сначала христиан бросали в темницы, где они томились в ожидании своей очереди. Будущих святых же не просто сразу представили перед судом властей, но и начали пытать. После пытоки Самон и Гурий были брошены на несколько месяцев в темницу. Впоследствии состоялся еще один суд, после которого святых обезглавили. Случилось это во время правления Диоклетиана.
В чем мученичество Авива?
Авив служил диаконом, то есть был в одном из низших, первых чинов. Его мученичество состоялось позже, при правлении Лициния, бывшего императором с 308 по 324 г. Юноше «предложили» принести жертвы римским богам, тем самым продемонстрировав отказ от христианской веры.
Авив проявил стойкость и не отрекся от Христа. Впоследствии его сожгли заживо. В жизнеописании Авива утверждается, что тело юноши осталось нетленным. Похоронен юный диакон был собственной семьей в непосредственной близости от гробницы Самона и Гурия.
Когда чтят память святых?
День памяти мучеников - 28 ноября. В этот день икона «Гурий, Самон и Авив» в Москве и в других городах выносится в предел, а во время богослужений вспоминаются деяния мучеников.
В Москве самая известная из икон, изображающих мучеников, находится в церкви Иоанна Воина, находящейся на Якиманке.
В чем значение образа?
Считается, что в каждом доме, особенно у молодых семей, должна быть икона Гурия, Самона и Авива. В чем помогает молодоженам этот образ? В сохранении брака, следовании собственным клятвам, сохранении любви и уважения между членами семьи.
Образ предотвращает появление лживости и злобы, вражды и недопонимания в отношениях между близкими людьми. Защищает семьи от домашнего насилия и бережет теплоту чувств между супругами. То есть икона Гурия, Самона и Авива покровительствует браку, как и сами святые.
Как мученики стали покровительствовать семьям?
Обрести славу покровителей брака и защитников жен от несправедливости и клятвопреступлений мужей святым помог случай, произошедший в Эдессе. Случилось это во времена нашествия на империю гуннов, в период епископства в этом городе Евлогия Эдесского.
Один из воинов влюбился в местную девушку, примерную христианку и красавицу, Евфимию. Воин попросил ее руки у матери девушки, Софии, пребывающей во вдовстве. София долго колебалась перед тем, как допустить этот брак. Но все же благословила союз молодых с тем условием, что гот принесет клятву уважать и беречь ее дочь на гробницах святых мучеников Эдессы. Икона Гурия, Самона и Авива тогда еще либо не была написана, либо у вдовы ее не было.
Как бы там ни было, гот принес клятву, которую София хотела услышать, и вскорости покинул Эдессу с молодой женой. Но на его родине Евфимию ждал неприятный сюрприз. Супруг оказался женат. Разумеется, жена-язычница не была рада привезенной с далекого юга девушке. Когда у Евфимии родился малыш, язычница его отравила.
Девушка собрала пену с губ малыша и добавила ее в бокал с водой для первой жены своего мужа. В ту же ночь язычница скончалась, а ее родня обвинила Евфимию в убийстве. Девушку живой положили рядом с язычницей для совместного захоронения, но христианка, вспомнив о принесенных готом на гробнице клятвах, стала молиться святым мученикам. В процессе девушка лишилась сознания, а в себя пришла в христианском храме, в родном городе, недалеко от дома матери.
Весть о чудесном возвращении Евфимии быстро облетела Эдессу, как и о ее злоключениях. Готу же не повезло, ему вновь пришлось приехать в этот город. Разумеется, воин, сразу, как только оказался в Эдессе, был изобличен в клятвопреступлении и казнен. Так обрела икона «Гурий, Самон и Авив» значение, которое сохраняется за образом и по сей день.
Как молиться перед иконой?
Молиться перед образом нужно искренне – это главное и единственное условие, других нет. Если икона мучеников Гурия, Самона и Авива есть в доме, то обращаться к святым можно в любое время. Если же образа в доме нет, то время молитв ограничивается графиком работы храма, в котором есть образ. Слова же могут быть любыми, не нужно заучивать тексты. Обращение к святым должно идти от чистого сердца.
Пример молитвы:
Мученики святые, Гурий, Самон, Авив! Припадаю к вам и зову вас в свидетели, молю о помощи и милости, о заступничестве за меня, рабу Божию (имя собственное) пред Господом! Не оставьте меня в злополучный час. Сберегите дом мой. Сохраните семью мою от зла и наветов, от дурных помыслов и бесчестия. Удержите от гнева и междоусобной брани, от ярости и насилия. Не дайте потерять уважение и благочестие, наставьте на путь истинный во Христе и сберегите от потери его. Аминь.