Созвездие Киль: характеристика и звездный состав

Киль — созвездие, занимающее участок южного полушария небосвода площадью 494,2 квадратных градуса. Координаты полной видимости находятся южнее 15° северной широты, из-за чего созвездие невозможно обнаружить с территории России. Латинское название этого звездного скопления — Carinae (сокращенный вариант — Car), что дословно переводится как киль корабля.

Историческая справка

Раньше Киль не был самостоятельным созвездием, а входил в обозначенный еще Птолемеем Арго Навис или Корабль Арго. Название было дано на основании древнегреческого мифа, описывающего плавание Ясона с командой аргонавтов в поисках золотого руна.

До середины 18-го века Арго Навис оставался частью астрономической карты, пока в 1752 году Луис де Лакайль не разделил его на три созвездия: Киль, Корму и Паруса. Позднее в эту группу был добавлен Компас.

Общая характеристика и фото созвездия Киль

Киль — 34-е по величине созвездие. Оно находится во втором квадранте южного полушария и видимо в широтах от 15 до 90 градусов, значение восхождения колеблется в пределах от 6h00mдо 11h15m.

фото созвездия Киль

Созвездие насчитывает 206 светил, видимых невооруженным глазом, несколько туманностей и различные скопления. Примечательными астрономическими объектами являются:

• звезды Канопус, Авеор, эпсилон (Эта) и ипсилон;
  • туманности Гомункул, Замочная скважина и NGC 3372;
  • звезды О-типа;
  • шаровое скопление NGC 2808;
  • метеорные потоки Альфа- и Эта-Каринид;
  • открытое скопление NGC 3532;
  • Южная Плеяда;
  • Бриллиантовое скопление (NGC 2516).

Южная плеяда, иначе называемая тета-скоплением созвездия Киль, видна невооруженным глазом и содержит примерно 60 звезд. NGC 2516 насчитывает около сотни светил, среди которых наиболее значимыми объектами являются 2 красных гиганта и 3 двойных звезды. Это скопление можно хорошо рассмотреть даже без помощи телескопа, за что оно и было названо Бриллиантовым.

Через северо-западную часть Киля проходит Млечный Путь. Само созвездие выглядит хаотичным скоплением, не имеющим определенной геометрической формы, однако в его пределах есть астеризмы с упорядоченным расположением объектов.

Расположение на небосводе

Положение Киля на небосводе относительно линии горизонта в течение года меняется. Высшей точки созвездие достигает зимой, тогда ночью его видно полностью. Летом Киль опускается очень низко, частично заходя за горизонт так, что после полуночи не видно главную звезду — Канопус. Однако в широтах южнее 37 градусов она никогда не скрывается.

К окружающим Киль созвездиям относятся:

• Центавр;
  • Муха;
  • Хамелеон;
  • Корма;
  • Парус;
  • Живописец.

Проще всего отыскать Киль на небосводе по Канопусу — звезде, лежащей ниже 37-й параллели Северного полушария. Два астеризма, напоминающие ромбы, могут служить дополнительными ориентирами. По ним можно определить положение Киля в том случае, если альфа-звезда не видна.

Основные звезды

Ярче всего в созвездии Киль сияет звезда HR 2326, иначе называемая Канопусом. Она удалена от Земли на расстояние 310 световых лет и является ярким гигантом, отнесенным в спектральный класс F0 (желто-белая). Это главная звезда в созвездии Киль, которая до сих пор используется в навигации, и не только морской, но и космической. HR 2326 отнесен к ассоциации OB-звезд Скорпион-Центавр.

Фото Канопуса на небосводе

В настоящий момент Канопус занимает второе место по яркости во всем небосводе и первое — в его южной части. Диаметр этой звезды в 64 раза больше, чем у Солнца, масса превышает его в 8-9 раз, а сила излучения — в 14 тысяч. Температура поверхности Канопуса доходит до 7600 градусов Кельвина. Видимая звездная величина HR 2326 составляет -0,72, что примерно в 2 раза меньше, чем у Сириуса.

Южнее Канопуса расположен второй по яркости объект созвездия — Авиор, который становится видимым начиная с 30-й параллели Северного полушария. Он состоит из двух звезд — оранжевого гиганта и синего карлика. Альтернативное название Авиора — эпсилон созвездия Киль.

бинарная система Авиор

Еще один примечательный объект Киля — двухзвездная система Эта, которая в период максимума своего свечения (1843 год) была вторым по яркости светилом небосвода, а теперь вследствие затухания вообще не видна невооруженным глазом, хотя ее размер в 100 раз больше Солнца. В Китае эту звезду называют Алтарем небес. Ипсилон созвездия Киль также состоит из двух звезд — белого сверх-гиганта и сине-белого гиганта, которые являются частью одного из астеризмов.

Эта Киля

Бета-звезда Киля называется Миоплацидусом и относится к спектральному классу А2 (белая). Это одно из 6 ярчайших светил в составе этого созвездия, к которым помимо Канопуса и Авиора относят также HR 2326, &iota, θ и υ Car. Остальные звезды значительно тусклее и находятся на грани видимости. В составе Киля также обнаружены восемь светил, имеющих экзопланеты. Через основные звезда (альфа, бета и др.) проходит траектория геометрического обозначения созвездия.

основные звезды Киля

Туманность Гомункул

Туманность образовалась в 1842 году из-за выброса звездного вещества системы Эта. Однако на небосводе Гомункул стал виден только вначале 20-го века к моменту достижения размеров в 0,7 светового года. Для этой туманности характерна газодинамическая неустойчивость, из-за чего она имеет комковатую структуру и постоянно меняет свою форму.

Туманность Гомункул

Гомункул входит в более крупную туманность Киля, обозначаемую как NGC 3372. В состав последней входят несколько звезд, отнесенных к типу О. Эти объекты удалены от нашей планеты на 7500 световых лет. Туманность созвездия Киль окружена несколькими открытыми звездными скоплениями.

Астеризмы

В созвездие Киля входят 2 астеризма:

• Бриллиантовый крест — включает 4 ярких звезды (бета, тета, ипсилон и омега), образующие практически правильный ромб.
  • Ложный крест — граничит с Парусами и содержит 4 объекта, принадлежащие этим созвездиям.

Из-за схожести с Южным Крестом эти астеризмы часто являлись причиной навигационных ошибок неопытных мореплавателей, пересекающих экваториальную линию.