Понятие и модели социального управления - особенности и характеристики

Верно сказано: чтобы научиться управлять, нужно уметь подчиняться. Самые дальновидные из нас пытаются этим овладеть: выполнять приказы и вкладывать душу в компанию. Не будем им об этом говорить, но, если между нами, каждый управляет и каждый подчиняется. Общество, в глобальном смысле, построено на разных моделях управления социальной системой. Спрашиваете, что это такое? Это, не больше не меньше - ваша жизнь. Но начнем, как водится, туманно - с теории, и проведем анализ социологических моделей управления.

Какой модели социального управления не существует

Понятие

Социальное управление создано, как ни странно, для контроля человеческих ресурсов. И мы не зря говорим "ресурсов". Такой тип управления предполагает именно воздействие с целью получение какой-либо выгоды. То есть контроль происходит не из-за заботы о том, как бы люди случайно не поранились или не расстроились. Нет, социальное управление - это контроль, эффективность которого оценивается материальным, практическим результатом.

Этика, например, контролирует моральные проявления человека, следит за "духовностью" отношений. Для этого существуют различные учения: что хорошо, что плохо, что приемлемо и что некрасиво. Для этики важен не результат, а сам процесс контроля. И здесь мы сразу видим различия: мягкая, пассивная философия и твердая, напористая социология. В сегодняшнюю тему этика не входит; здесь указана лишь для примера различий между типами управления.

Применяется социальное управление в моделях социально-экономических систем. То есть используется практически во всех сферах общественной жизни: контроль персонала, оптимизация рабочего процесса, воздействие на широкие общественные массы. Как уже было сказано, важен именно результат, а значит, предусмотрены разные варианты организации процесса контроля. Для этого существует несколько моделей социального управления и влияния на противоборство информации в обществе.

Социологический анализ моделей управления

Понятие модели управления

Модель - вещь сугубо теоретическая. Она показывает то, как должно быть. Особенно сильно это видно в процессе массового производства. Возьмем замечательную машину - "Ладу Калину". Чтобы изготовить это ноу-хау, сотни инженеров и конструкторов не спали долгими ночами. Годы работы дали свой результат - автомобиль готов. Но он всего один, а нужно очень много. Так вот этот первый экземпляр и будет служить моделью для дальнейших копий.

Насчет модели управления - это модель нашей предыдущей модели понятия модели. Ну ладно, не мучайтесь построением цепочки. Модель управления - это то, как теоретически должен выглядеть процесс контроля. Все его детали, тонкости и острые углы. В общем, идеальная ситуация. Но, как мы знаем из примера с "Ладой Калиной", зачастую реальность сильно отличается от теории, причем не в лучшую сторону. Наша сегодняшняя тема - не исключение, но не будем голословными и взглянем на это поближе. Начнем с трех моделей социального управления: субординация, координация, реординация.

Модели социального управления субординация реординация координация

Субординация

Нарисуйте вертикальную черту и расставьте на ней метки по возрастанию. Вот этот "график" и будет субординацией. Смысл в том, что каждая часть контролирует ту, что находится ниже. То есть, власть увеличивается по мере продвижения вверх.

Действует контроль в обе стороны, каждая структура непосредственно влияет на остальные. То есть, если инициатива идет сверху, то она затрагивает каждую часть системы до тех пор, пока не спустится к низшей. Низшая принимает какие-либо меры, и инициатива отправляется обратно. Теперь, по мере движения "вверх", каждая структура осуществляет свой контроль. То есть если по пути "вниз" это было что-то вроде приказа, и каждая структура исполняла свою часть, то на пути "вверх" это уже исполнение, за которым ведется контроль.

Модель субординации фото

Плюсы субординации

Главное преимущество субординации - освобождение руководства от лишних обязанностей. Например, если бы руководству пришлось планировать решение всех проблем самостоятельно, то это было бы крайне неэффективно. Субординация же дает ответственность каждой структуре за ограниченный круг обязанностей, при этом контроль на каждом шагу системы осуществляется вышестоящей структурой.

Не менее важное преимущество - гибкость системы. Каждая часть отвечает за определенный круг забот, а значит хорошо решаются разноплановые задачи. То есть все силы не сосредоточены на одной конкретной сфере, а "разбросаны" по необходимости. Контроль со стороны вышестоящих структур, конечно, тормозит этот процесс, но без него нигде и никогда не обойдется.

Модель субординации

Минусы субординации

Слабая сторона субординационной модели управления социальным развитием - нерешенные проблемы. Когда незначительные на первый взгляд вопросы остаются без ласки и внимания, то начинают капризничать. Разрастаются и разрастаются, пока не превращаются в серьезную проблему. И вот тогда, из-за рассредоточения сил по разным точкам, корабль субординации дает течь. Часто в такие моменты создаются специальные комитеты или органы для борьбы с крупной проблемой. И такие "чистильщики" работают по системе координации, которую мы рассмотрим чуть позже.

Модель субординации

Примеры субординации

За счет своего преимущества субординация чаще используется в больших системах, предполагающих обширный круг однотипных проблем. Например, исполнительная власть. Не углубляясь, можно выделить 4 ступени: органы исполнительной власти, администрация, правительство, президент. Указ поступает от президента, правительство его принимает и посылает в администрацию, откуда раздаются соответствующие указания органам исполнительной власти. Контроль за исполнением осуществляется со стороны каждой вышестоящей структуры в сторону нижестоящей.

Более приземленный пример - воинские образования, армия. Подчинение там происходит, как правило, за счет субординации. Низшие чины подчиняются высшим. Институт ведь обширный, так что такая система хорошо работает. Приказ поступает сверху, офицеры напрягают голосовые связки, солдаты крестятся и идут выполнять. Генерал при этом и знать не знает, чем там рядовые живут - это не его область. За бритоголовых патриотов отвечает офицерский состав. То есть каждая структура ограничена в своей ответственности и подконтрольна вышестоящей.

Как только исполнительная власть принимает определенные меры, управление отправляется выше. Администрация контролирует качество исполнения и "передает ход" правительству, которое, в свою очередь, контролирует саму администрацию. По такому принципу - субординации - и происходит функционирование аппарата власти.

Модели управления социально экономическим развитием

Координация

Сотрите вертикальную черту - больше она нам не пригодится: теперь настало время горизонтали. Поставьте ладонь перпендикулярно носу - получите линию, которая объясняет систему координации. Все отметки на этой прямой равнозначны между собой. Никакой иерархии, как в субординации, только равенство, только хардкор.

Контроль в системе координации не нужен, ведь все силы брошены в одном направлении. Смотрим на горизонтальную линию, которую нарисовали, и убеждаемся в этом. Никакой иерархии нет, все стоят рядом, дружно взявшись за руки. Разве что только "Союз нерушимый" не поют.

Модель координации

Плюсы координации

Главный плюс такой системы - быстрое решение задач. Как только наглец встает перед скоординированной компанией, то быстро устраняется. Огонь ведется по одной цели за раз. Планомерно и системно. Отличительное качество - равноправие каждой структуры системы. Все имеют одинаковое значение, нет главных, нет подчиненных; все друг в друге нуждаются и никто не важнее другого.

Наиболее эффективна система координации в условиях крупных и малочисленных проблем. Субординация бьет по самым неотложным вопросам одновременно, замедляя процесс формирования трудностей. Так что она эффективна, когда проблем множество и их нельзя задавить в корне - приходится только "теснить врага". Координация же предстает во всей красе в решении крупных вопросов. Если проблема разрослась, значит представляет большую опасность для системы. В такие моменты к трубке подходит координация и слышит: "Тут надо кое с кем разобраться". И все, в кратчайшие сроки проблема будет срублена под самый корень.

Модели управления социальным развитием

Минусы координации

Минус координационной модели управления социально-экономическим развитием кроется в отсутствии гибкости. Вся структура "заточена" под совместное решение однотипных вопросов. Как только проблемы начинают валиться со всех сторон - наступает неопределенность. Пока решается одна область, вторая разрастается до невероятных размеров. Такой процесс часто запускается, когда группа людей разрастается, и становится невозможно охватить все сопутствующие с этим проблемы.

Модели социального влияния и управления противоборства

Примеры координации

Используется координация в условиях более узких систем, которые отвечают за конкретные однотипные вопросы. Например, суды. Их задачи разнятся лишь в деталях, основная же цель - следование закону и вершение правосудия. Конституционные суды, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и т. д. Их силы направлены в сторону защиты прав человека.

Важная заметка! В то время как вышеперечисленные суды действуют по принципу координации, внутри каждой этой структуры есть своя иерархия, а значит и субординация. К примеру, арбитражные суды содержат в себе несколько частей: арбитражные суды субъектов, арбитражные суды округов, федеральные арбитражные суды и высший арбитражные суд. Среди них действует иерархия, на верхушке которой высший арбитражный суд. Каждая структура подчиняется вышестоящей.

Более близкий к твердой земле пример - общины, коммуны. Каждый трудится на общее благо, все между собой равны. Есть какие-то уважаемые члены социума, но они больше как советники, а не начальники: к ним прислушиваются, но права приказывать у них нет. И для таких небольших общин замечательно работает система координации, так она хороша именно за счет малочисленности коммуны. Проблем немного, и они оперативно решаются. Однако, как только общность сильно расширяется - проблемы увеличиваются прямо пропорционально росту, и система координации начинает "барахлить" из-за невозможности успеть решить все вопросы.

Субординация реординация координация

Реординация

С реординацией все немного сложнее. Фактически, это та же самая субординация, только с одним важным отличием - подчинение идет "снизу вверх". Но почему тогда просто не перевернуть субординацию "вверх тормашками" и не придумывать велосипед? Не все так просто. Такое подчинение не является направленным. Реординация не означает, что каждая нижестоящая структура контролирует вышестоящую. Не зря такая система называется "переподчинением". Подчинение как будто чередуется.

Все дело в том, что некая иерархия все равно присутствует: кто выше тот и главнее, к нам ведь вернулась наша вертикальная прямая. Главная деталь - влияние каждой структуры на другую. В контексте реординации каждый вышестоящий орган зависит от нижестоящего. Инициатива исходит не сверху, "от начальства", а снизу - "от подчиненных". К примеру, выдвигается какое-либо предложение, приказа на него сверху не выдавалось. Это предложение идет снизу вверх, проходя стадии контроля на каждой точке. В итоге переходит к начальству.

Модель реординации

Вывод

Все описанные выше системы имеют свои плюсы и минусы, одна объективно не лучше другой, просто каждая создана для определенных условий.

Субординационная модель управления социальной организацией полезна для крупных образований с множеством разноплановых вопросов. Если же сообщество малочисленное и проблемы возникают лишь в определенной области, то субординация начинает вредить системе. Одни трудятся, в то время как другие, которые отвечают за иную область, сидят без дела. Такая безответственная растрата человеческих сил бесследно не проходит, разрушая структуру изнутри.

Координация часто находит свое применение в небольших структурах, где все проблемы сосредоточены преимущественно в одной области. Когда же сообщество разрастается, то области проблем начинают расширяться, и, ввиду отсутствия гибкости, система не успевает их покрыть вовремя. При такой схеме структура рано или поздно разрушается под влиянием внешних нападок.

Социальное управление

Реординационные модели и методы социального управления еще не так изучены на практике, чтобы говорить о конкретных примерах. Однако минусы здесь схожи с субординацией. Контролирующие органы могут быть недостаточно компетентны в вопросах, которыми управляют. Часто из-за такого непонимания нарушается правильное функционирование системы. В целом, реординация – яркий пример того, какой модели социального управления не существует в большинстве современных организаций. Однако и цвет на экране не сразу прижился.

Все эти системы часто чередуются. Система субординации несет в каждой отдельной структуре систему координации или наоборот. Так что в чистом виде они встречаются редко.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.