Для создания единой трактовки международных соглашений между участниками Содружества независимых государств был учрежден Экономический суд СНГ. Он предназначается для рассмотрения возникающих конфликтных ситуаций при исполнении обязательств по заключенным договорам в рамках республик бывшего СССР. Находится судебный орган в Минске.
Сведения из истории создания
Идея учреждения Экономического суда пришла в 1991 году, когда была подписана декларация о сотрудничестве трех стран – России, Украины и Беларуси. В рамках этого соглашения государства признали необходимость создания международного арбитражного органа.
Соглашение о статусе правового учреждения удалось подписать уже в 1992 году. Позднее к основным участникам присоединились Армения, Казахстан, Молдова и другие государства. Азербайджан попытался присоединиться с некоторыми оговорками, но такой вариант вступления был отклонен.
Что входит в компетенцию?
Основная деятельность Экономического суда заключается в разрешении межгосударственных конфликтов, предусмотренных настоящими соглашениями участников. На основании подписанных положений юридический орган принимает решение, определяющее факт наличия правонарушения или его отсутствия. При необходимости применяются специальные меры к государству для устранения конфликтной ситуации и ее последствий.
Суд также выполняет функцию толкования заключенных договоров и прочих актов СНГ по требованию высших органов власти, разрешающих в странах экономические споры. В состав юридического учреждения входит равное количество представителей из каждого государства.
Право обращения
Жалоба в Экономический суд подается заинтересованным государством непосредственно через полномочные органы или соответствующие институты Содружества независимых государств. Международная организация не уполномочена заниматься рассмотрением конфликтных ситуаций или запросов о толковании, сделанных хозяйственными структурами или физическими лицами. Однако на практике были случаи, когда принимались во внимание обращения, внесенные через компетентные органы.
Структура учреждения
Состав Экономического суда СНГ является достаточно сложным:
- Полный состав включает всех действующих судей. Он созывается для проведения мероприятий по рассмотрению дел, касающихся запросов о толковании. Решение может приниматься только в том случае, если на заседании собралось более 66 процентов должностных лиц. Ни один судья не должен воздерживаться при голосовании. Обжаловать решения, принятые в полном составе, нельзя.
- Коллегии для разбирательства в конфликтных ситуациях формируются из трех или пяти человек. При их создании состав судебной структуры должен быть полным. Решение выносится по результатам голосования большинством членов действующей коллегии.
- Пленум – это высший коллегиальный орган юридического учреждения. В его состав входят: председатель, заместители и судьи.
Функционирование на практике
За период 1994-2016 гг. Экономическим судом было рассмотрено 124 дела. По ним принято 105 решений и совещательных заключений, 18 отказных определений о заявлениях к рассмотрению, 8 формулировок о разъяснении решений, принятых ранее, а также 2 постановления высшего коллегиального органа.
Основную часть составляют дела о толковании, среди которых выделяются категории, перечисленные ниже:
- об исполнении экономических обязательств;
- учредительных документах и правовом поле СНГ;
- статусе и полномочиях организаций;
- порядке разрешения конфликтных ситуаций;
- соглашениях, регламентирующих взаимодействие арбитражных и других судов на высшем уровне;
- договорах, регулирующих процесс обеспечения граждан социально-экономическими правами на территории бывшего Советского Союза.
Что касается межгосударственных споров, то они составляют небольшую долю дел. За первые два десятилетия Экономический суд рассмотрел всего 13 конфликтных ситуаций. При этом в нескольких случаях было отказано в принятии дела непосредственно к производству. Одним из наиболее значимых решений в практике юридического органа считается толкование статьи о защите прав инвестора.
Имеющиеся недостатки
С определением Экономического суда стало все понятно, но он не так идеален, как может показаться. Есть определенные недостатки:
- Ограниченная компетенция не может сравниться с кругом полномочий других региональных судов. Она гораздо уже, так как не распространяется на споры других сфер деятельности (культурных, социальных или правовых).
- Характер вынесенных решений является рекомендательным, а вовсе не обязательным. Всего лишь определяются те либо иные меры, которые предлагается принять конкретному государству.
- Члены юридического органа назначаются от стран, входящих в его состав. В других структурах их выбирают международные организации. Участники лишь могут предложить какую-то кандидатуру.
- Введение дополнительной инстанции вроде Пленума, в состав которого входят председатели определенных государств-участников. В других международных судах таких органов не существует.
- Возможность осуществления отзыва судей странами, которые их назначали до этого. В других учреждениях прекращение полномочий решается в рамках самих судов или международными организациями.
Перечисленные недостатки заставляют задуматься о том, является ли данное учреждение судебным. Оно было создано в конце прошлого века, когда бюрократические верхушки не до конца понимали, что единого государства уже нет. Создание подобного органа – это попытка придумать что-то вроде арбитражного суда, действующего на территории бывших республик СССР. В итоге получилась межгосударственная организация, наблюдающая за тем, чтобы никто никому не предъявлял каких-либо претензий.
Процесс реформирования
За все время функционирования юридического учреждения часто высказывалось мнение о доработке учредительных документов. Анализ практики по рассмотрению межгосударственных дел показывает, что возможности судебного органа задействованы не очень эффективно. Необходимо проведение срочной модернизации. В рамках усовершенствования структуры был разработан специальный проект. Однако он до настоящего времени находится на стадии согласования.
Заключительная часть
Хотя решение Экономического суда не является обязательным, оно позволяет направить то либо иное государство в правовое русло. Дело не только в том, что рекомендательные решения не требуется выполнять, а в том, что не существует правового механизма исполнения. Постановления данного органа не могут являться предпосылкой для принятия дела к производству в национальных судах.