Многим современным кинодеятелям свойственна тенденция запечатлевать на кинопленке уходящий мир, безвозвратно исчезающий под неумолимым напором урбанизации, поэтому они снимают кино про деревню. Самым большим вкладом режиссеров тематических проектов считается галерея образов простых людей – носителей традиционных русских ценностей. Фильмы-мелодрамы про деревенскую жизнь, которые дошли к современникам из эпохи СССР, представляют собой ценный источник сведений о нравственных ориентирах нашего народа, его характере.
Деревенские истории
Мелодрамам про деревенскую жизнь присущи свои излюбленные сюжеты, свои типажи героев. Следует учесть, что деревенский колорит на подсознании у большинства из зрительской аудитории и кинодеятелей ассоциируется с лирическими настроениями, что обуславливает и сценарный ход картин. Многие тенденции, определяющие узнаваемость деревенского кино, пришли в российский кинематограф из советского.
Среди лучших мелодрам про деревенскую жизнь и любовь выделяется работа Ивана Пырьева «Кубанские казаки». Этот легендарный музыкальный фильм рассказывает историю любви между председателями двух богатейших кубанских колхозов Галины Пересветовой и Гордея Ворона. После ряда курьезов и жизненных перипетий история завершается веселой свадьбой.
«Кубанские казаки» вышли в прокат всего спустя четыре года после окончания кровопролитной и разрушительной войны, поэтому фантастическое изобилие, продемонстрированное с экрана, многими зрителями воспринималась как приближение вожделенного коммунизма. В кинематографическом плане это очень приятный, легкий, яркий и праздничный фильм. Повествование, кроме центральной романтической линии, содержит массу потешных ситуаций, простодушного обаяния и доброты, поэтому картину смело можно включить в категорию «Мелодрамы про деревенскую жизнь».
«Трактористы»
Продолжить список мелодрам про деревенскую жизнь» должен фильм того же Ивана Пырьева, который он создал за десять лет до знаменитых «Кубанских казаков». Картина «Трактористы» представляет собой лучший образчик ранних мелодрам эпохи СССР. События развиваются в середине 30-х годов. Из армии в родной колхоз возвращается танкист Клим Ярко, которому давно приглянулась красавица Марьяна Бажан. Но сейчас девушка стала знаменитостью всего района, она знаменитая трактористка, вокруг нее масса поклонников. В повествовании есть отрицательный персонаж – лодырь Назар, в которого вроде бы влюблена Марьяна. Любовный треугольник по всем законам жанра позже перестанет существовать, и Марьяна сделает правильный выбор.
«Дело было в Пенькове»
Одна из советских мелодрам про деревенскую жизнь под названием «Дело было в Пенькове» способная затмить многие мексиканские «мыльные оперы», так как страсти в ней кипят нешуточные.
Свою неуемную энергию гроза всей деревни, озорной весельчак тракторист Матвей Морозов утолял лишь в гостях у самогонщицы Алевтина. Этот факт не помешал ему жениться на дочери председателя, которую он не сильно и любил. Все могло сложиться иначе, но в деревню погостить приезжает ленинградка Тоня. Нравы и устои в деревне начинают меняться. Девушка собирает молодежь, инициирует строительство клуба. Между главными героями возникает сильное чувство. Но Матвей женат, Тоня всеми силами сдерживает нахлынувшие эмоции, а Алевтина вставляет палки в колеса.
«Здравствуй и прощай»
Вроде немудреная в сравнении с современными русскими мелодрамами про деревенскую жизнь картина «Здравствуй и прощай», поставленная В. Мельниковым по сценарию В. Мережко, считается одной из самых репертуарных, часто транслируемых ТВ. Обманчиво незатейливый сюжет времен развитого социализма способен затронуть склонные к ностальгии сердца даже спустя десятилетия.
Главную героиню красавицу-птичницу Александру бросил муж - оставил с тремя детьми и сбежал в город. Спустя время, она встретила открытого и душевного милиционера Григория Бурова, которого полюбила всей душой. Но ее неверный супруг Митька, как будто почувствовав, тут же вернулся в деревню, показывая всем насколько он озабочен сохранением уже давно распавшейся ячейки общества.
«Не могу сказать "прощай"»
Не менее мелодраматичная история положена в основу фильма Бориса Дурова «Не могу сказать "прощай"». В центре повествования главные герои – первый парень на деревне Сергей и скромная, милая девушка Лида, влюбившаяся в красавца без памяти. Сергей, не оценив ее душевный порыв, женится на яркой блондинке Марте. Супруги уезжают на лесосеку, где парень вскоре получает тяжелую травму позвоночника. Жене больной муж оказался не нужен, а вот Лида сразу примчалась к любимому и выхаживала его, даря любовь и счастье.
«Цыган»
В 1979 году в эфир вышел мини-сериал «Цыган», и огромная зрительская аудитории СССР была будто прикована к экранам во время трансляции. История любви простой деревенской женщины Клавдии Пухляковой, вырастившей цыганского мальчика, как собственного ребенка, и вольного цыгана Будулая (Михай Волонтир) поразила сердца сострадательных зрителей. В 1985 году А. Бланк, выступивший в качестве режиссера проекта, снял продолжение под названием «Возвращение Будулая».
«Любовь и голуби»
Любимая несколькими поколениями наших соотечественников мелодрама В. Меньшова «Любовь и голуби» остается одной из самых популярных и в XXI веке. Главный герой - деревенский мужичок Василий - получает путевку на курорт и попадает там под чары эффектной горожанки Раисы Захаровны. После возвращения Василий бросает жену и детей и переезжает в город, но спустя время понимает, что счастье не кроется в приключениях на стороне - оно в деревенском домашнем уюте.