Двигатель МеМЗ 245: технические характеристики, описание

МЕМЗ 245 - четырехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с водным охлаждением, который производился на Мелитопольском моторном заводе. Мотор предназначен для компактных украинских автомобилей «Таврия» и «Славута». Силовой агрегат обладает хорошими техническими характеристиками, а также прост в ремонте и обслуживании.

История создания

Первые научно-исследовательские и конструкторские работы начались еще в 1975 году и завершились в 1979-м. Приемочные испытания двигатель МЕМЗ 245 в составе ЗАЗ-1102 проходил в 1982 году, по результатам он был рекомендован к серийному выпуску. Но серийное производство началось не сразу.

Сборка двигателей МеМЗ на Мелитопольском заводе

Массовое производство силовых агрегатов началось в 1988 году. Мощность данного мотора составляла 51 л. с. В 1991 году специально для грузо-пассажирского автомобиля ЛуАЗ-13602 «Волынь» была разработана модификация МЕМЗ 24520.

За всю историю производства двигатель получал значительное количество модификаций и усовершенствований. Это делалось для улучшения мотора, а также подстраивалось под определенные параметры. Также на базе стандартного силового агрегата были разработаны и другие моторы, такие как 307 и 317.

ЗАЗ Таврия с мотором МеМЗ

МеМЗ 245 - характеристики и модификации

Модель

Объем двигателя, л

Мощность, л.с.

Максимальное количество оборотов, об/мин

Крутящий момент

Особенность

МЕМЗ 245

1,091

51

5500

78,5

Стандартная модель

МЕМЗ 245 1

1,091

47,6

5400

74,5

Дефорсированная модель, работающая на бензине А-76

МЕМЗ 245 20

1,091

51

5500

78,5

Модификация для ЛуАЗ-1302 «Волынь»

МЕМЗ 245 7

1,197

58

5400

90

-

МЕМЗ 247 7

1,197

62,4

5500

95,5

Электронная система управления двигателем, система раздельного впрыска топлива

МЕМЗ 301

1,299

63

5500

101,0

Полуавтоматическое пусковое устройство

МЕМЗ 311

1,299

63

5500

101,0

Ручной привод пускового устройства

МЕМЗ 307

1,299

70

5800

107,8

Электронная система управления двигателем

МЕМЗ 307 1

1,299

64

5800

102,0

Наличие катализатора и лямбда-зонда, соответствие стандарту Евро-2

МЕМЗ 317

1,386

77

5800

102,7

Соответствие стандарту Евро-3

Согласно заводской документации ресурс мотора составляет около 130000 км пробега. При нормальной эксплуатации, а также нормативном обслуживании можно было достигнуть 150-170 тыс. км пробега. Чтобы добиться таких результатов, требовалось снизить интервал технического обслуживания на 20 %.

Системы мотора

Конструктивные особенности мотора достаточно простые. Силовой агрегат очень похож на ВАЗовский 2108. Двигатель МеМЗ 245 состоит из таких систем с последующими элементами:

  1. Система питания – карбюратор эмульсионный с функцией отключения подачи топлива на принудительном холостом ходу.
  2. Коробка передач – механическая с двумя валами и пятью передачами вперед и одной назад.
  3. Система смазки – смешанная с мокрым картером.
  4. Система охлаждения – жидкостная.
  5. Электрооборудование – батарейное, напряжение – 12 В

Все моторы производства Мелитопольского завода однотипные и имеют незначительные конструктивные различия. Так, МеМЗ 245 инжектор от МеМЗ 307 отличается лишь объемом и величиной камер сгорания.

Двигатель МеМЗ в подкапотном пространстве

Обслуживание

Техническое обслуживание силового агрегата проводится характерно и типично для всей линейки. Благодаря простоте конструкции обслуживать двигатель МЕМЗ 245 не составит труда даже для начинающих водителей, не говоря уже об опытных автомастерах. Поэтому проводим его самостоятельно. Более детально о каждой операции при каждом ТО рассказано в руководстве, выпущенном специально для автомобилей "Таврия". Стоит заметить, что при каждом проведении ТО, помимо указанных действий, необходимо заменить масло и масляный фильтр.

№ ТО

Необходимые операции

Период проведения

1

Осмотр технического состояния двигателя

8000-9000 км после приобретения или капитального ремонта

2

Замена воздушного и топливного фильтров

17000-18000 км пробега

3

Замена комплекта газораспределительного механизма, регулировка клапанного механизма, замена прокладки клапанной крышки

25000-27000 км пробега

4

Замена воздушного и топливного фильтров, диагностика всех систем двигателя, ремонт возможных неисправностей

Ремонт силового агрегата

Наиболее частые ремонтные работы, проводимые с МЕМЗ 245, - это замена масла, ремня газораспределительного механизма и водяного насоса. На данном этапе ремонт легко выполним в домашних условиях, но капитальный ремонт доверяем профессионалам.

Карбюраторный мотор МеМЗ 1989 года выпуска

Для проведения капитального ремонта потребуются некоторые условия и оборудование. Так, для расточки блока цилиндров необходим расточной и хонинговочный станок. А для шлифовки головки блока – плоскошлифовальный станок.

Замена масла

Замена смазочной жидкости в двигателе является одной из самых частых операций, проводимых при обслуживании транспортного средства. Это делается с целью обеспечения максимального ухода за мотором и сохранения его полного ресурса. Рекомендованный межсервисный интервал составляет 10 000 км пробега, но для увеличения срока пользования рекомендуется его сократить до 8 000 км. Операция отнимает не более 30 минут при полностью остывшем двигателе и проводится в следующем порядке:

  1. Снятие клеммы АКБ.
  2. Снятие защиты двигателя (если она присутствует).
  3. Выкручивание пробки слива масла.
  4. После сливания масла снимаем масляный фильтр.
  5. Установка нового фильтрующего элемента.
  6. Замена уплотнительной медной шайбы на сливной горловине, закручивание последней.
  7. Заливка нового масла через заливную горловину. Необходимое количество масла должно находиться между отметинами Min и Max.
  8. Закручивание горловины, запуск агрегата. Проверка смазочной жидкости. Если ее недостаточно – доливаем до необходимого уровня.

Согласно технической документации в двигатель помещается 3,5 л масла.

Несвоевременное проведение обслуживания: последствия

Несвоевременная смена моторной жидкости приводит к постепенному разрушению основных элементов мотора. Так, из-за излишнего количества металлической примеси начинают разрушаться сальники, что приводит к подтеканиям и люфтам деталей.

Также последствием может стать то, что мотор потеряет значительное количество своего ресурса. Еще одним негативным фактором станет излишний перегрев масла, с которым не справляется система охлаждения двигателя. Совокупность всех факторов приведет к повышенному износу, а соответственно, приблизит капитальный ремонт силовой установки.

Замена ремня ГРМ

Ремень газораспределения – деталь, которая требует своевременного ухода. Связано это с тем, что при обрыве элемента будут согнуты клапаны, что приведет к капитальному ремонту головки блока. Это может сильно ударить по кошельку владельца.

Замена ГРМ МеМЗ 245

Механизм ГРМ МЕМЗ 245 довольно стандартный, но не все могут заменить ремень, тем самым повышая заработок различных автосервисов. Рассмотрим, как заменить привод газораспределительного механизма самостоятельно:

  1. Снятие клеммы АКБ.
  2. Снятие защитного кожуха ГРМ.
  3. Переключение скорости на 4, фиксация ручного тормоза.
  4. Кручение колеса до момента становления первого поршня в верхнюю мертвую точку.
  5. Фиксация шкива распределительного вала.
  6. Ослабление натяжного ролика, снятие ремня.
  7. Снятие натяжителя.
  8. Проведение сборки в обратном порядке.

Замена помпы

Водяной насос – элемент, который отвечает за циркуляцию охлаждающей жидкости по системам двигателя. При выходе из строя элемента жидкость прекращает циркулировать, а соответственно, силовой агрегат начинает перегреваться, что приведет к самым непредсказуемым последствиям (например, деформации или прогибу головки блока).

При замене водяного насоса необходимо не забывать, что ее шкив связан с ремнем ГРМ, а это значит, что его демонтаж неизбежен. Этапы данной операции следующие:

  1. Снятие клеммы АКБ.
  2. Снятие защитного кожуха ГРМ.
  3. Слив охлаждающей жидкости.
  4. Снятие ремня со шкива распредвала и привода помпы.
  5. Откручивание трех винтов крепления водяного насоса, демонтаж последнего.
  6. Сборка в обратном порядке.
  7. Запуск двигателя, доливание охлаждающей жидкости до необходимого уровня

Регулировка зазоров

Проверку и регулировку зазоров в механизме привода клапанов желательно производить на станции технического обслуживания. Целью данной операции является нормализация работы двигателя.

Ремонт головки блока МеМЗ

При плохой регулировке мотор теряет свою эффективность и повышает вероятность преждевременного износа его составляющих. При уменьшенных зазорах неизбежно прогорание клапанов и их седел. При увеличенных же будет понижаться мощность мотора, образуются выстрелы в глушителе. Проверка и необходимая регулировка должна проводиться каждые 20 000-30 000 км пробега. Вся информация о правильных размерах зазоров находится в руководствах по ремонту и обслуживанию транспортного средства. Рассмотрим последовательность действий при регулировке зазоров:

  1. Установка поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. Метка ВМТ на шкиве КВ должна совпадать с меткой ВМТ на кожухе, а бегунок – напротив электрода крышки, имеющего цифру 1. В данном положении также регулируется зазор выпускного клапана третьего цилиндра.
  2. Ослабление гайки регулировочного винта на коромысле. Установка необходимого зазора посредством вращения регулировочного винта. При этом необходимо двигать соответствующий щуп.
  3. Затягивание гайки и проверка зазора.
  4. Последовательное проворачивание КВ на 180° и регулировка зазоров в очередности, указанной в таблице ниже.

Стоит подчеркнуть, что на двигателе МЕМЗ 245 зазоры клапанов должны составлять: впускного – 0,13-0,17, выпускного – 0,28-0,32.

Угол поворота КВ, град

0

180

360

540

Номер цилиндра

III

I

III

IV

II

I

II

IV

Номер клапана по порядку

впускного

2

6

3

6

выпускного

5

8

4

1

МЕМЗ 245: доработка. Вариант первый

Доработка мотора необходима для увеличения мощностных характеристик. Поскольку силовой агрегат украинского происхождения и предназначен для транспортных средств, выпущенных в Украине, то за пределы страны машина почти не продавалась. А до того, как доработать мотор, как показывает практика, автолюбители доходили сами.

Конечно, конструкторское бюро Мелитопольского завода, как и любое другое, не приветствует тюнинг своих силовых установок, но автомобилистам зачастую не хватает мощности, например, чтобы въехать на гору, это толкает их на повышение количества лошадиных сил под капотом транспортного средства.

Обладатели МеМЗ 245 тюнинг силовой установки обычно делают своими руками, поскольку конструкция двигателя проста. Повышение мощности на моторе достигается в основном за счет установки деталей более мощных его модификаций. Рассмотрим некоторые из них:

  • Коленчатый вал. Устанавливается с МЕМЗ 2457 или 2477. Колено под шатун расположено на 4 мм дальше от центра вращения коленчатого вала, и благодаря этому мотор имеет дополнительные 100 куб. см.
  • Поршни. Устанавливаются с МЕМЗ 2457 или 2477. На указанных моделях имеют более короткую юбку и смещенное отверстие под палец.
  • Маховик. Устанавливается маховик с МЕМЗ 307 на МЕМЗ 245. Это позволит немного модифицировать мотор. В этом случае доработка двигателя МЕМЗ 245 под инжектор будет проходить менее болезненно. Также это позволяет уменьшить количество вибраций.
Разобранная головка блока МеМЗ

Тюнинг. Вариант второй

Также существует версия тюнинга, при которой двигатель облегчается. Необходимые при этом действия:

  1. Установка облегченных поршней, клапанов с низкой посадкой, более легких шатунов и КВ меньшего веса.
  2. Обновление системы охлаждения путем замены патрубков на силиконовые, установка тюнингованной версии помпы.
  3. Укорочение системы выпуска отработанных газов на 5 см, что прибавит дополнительные 12 л. с.
  4. Переборка карбюратора: вытачиваются новые жиклеры или протачиваются старые.
  5. Установка облегченного сцепления.
  6. Установка воздушного фильтра нулевого сопротивления.
  7. Замена привода ГРМ.

Имеет место и тюнинг ГБЦ. Увеличение мощности возможно за счет уменьшения гидравлического сопротивления. Достигается это путем улучшения профиля каналов ГБЦ – убирания грубых приливов, увеличения сечения каналов. Возможен вариант установки бронзовых направляющих и доработки профилей клапанов, чтобы они больше напоминали букву «Т». Конечным шагом будет повышение степени сжатия путем шлифовки плоскости клапанов.

Стоит понимать, что двигатель после проведения доработок теряет часть своего ресурса. Если провести тюнинг правильно и все предварительно рассчитать, то он может потерять совсем мало. Но если провести доработку без расчетов, да и к тому же в последующем положить на двигатель значительные перегрузки, то срок эксплуатации такого мотора будет составлять 70-80 тыс. км, не больше.

Вывод

Двигатель МЕМЗ 245 был создан для того, чтобы составить неплохую конкуренцию аналогичным двигателям, которые устанавливались на ВАЗ-2108. Мелитопольским конструкторам это удалось благодаря неплохому качеству, простоте обслуживания и ремонта, который можно проводить самостоятельно у себя в гараже. Достигнуто это благодаря простоте конструкции и отсутствию сложной электроники.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.