Категориальный аппарат – это то, что мы используем постоянно, но не всегда задумываемся об этом. Для начала определимся с понятиями, которые мы будем здесь употреблять. Начнем с «тезиса» и «понятия» в научном контексте. В обыденной жизни в эти слова вкладывается одинаковое значение. Они являются синонимами в разговоре, но в науке употребляются отдельно.
Тезис
Тезис – это как бы «ярлык», который вешается на идею или объект. Просто слова, в которые заключено какое-либо значение. Например, тезис «плохой человек». Каждый понимает под этим что-то свое, но в целом это описание человека, который не вписывается в наши понятия добра и зла. Мы вешаем этот «стикер» на определенных людей, чтобы вписать их в свою систему отношений. Прямо пропорциональная ситуация с тезисом «хороший человек».
Понятие
Понятие – это как раз то значение, которое мы вкладываем в тезис. Именно понятие, значение, которое заключено в тезис и дает нам возможность приписывать те или иные качества идее или объекту. Возьмем предыдущий пример с «плохим человеком». Один знакомый говорит, что ваш друг - плохой человек, ведь он напивается каждый вечер. Он повесил на него «ярлык», приписал ему тезис. Но ваше и его понятие «плохого человека» не совпадают, вы не считаете, что напиваться по вечерам – плохо. Это применение одного и того же тезиса, но конфликт понятий.
Что такое категориальный аппарат?
Категориальный аппарат – это, не удивляйтесь, набор категорий. А что такое категории? Это просто совокупность тезиса и понятия. Слово и его значение в симбиозе порождают понятие, которое приписывается некой категории. Например, мы знаем тезис «птица» и знаем, что под ним подразумевается. И даже Платон, пытаясь прикрепить этот тезис к человеку, использовал то же самое понятие. Отдельно они не существуют, а вместе образуют категорию. Летает? Летает. Перья и когти есть? Есть. Клюв есть? Есть. Значит, приписываем существо к категории «птицы».
Зачем нужен категориальный аппарат?
На понятии категориального аппарата строится любая система подачи информации. Даже вот весь текст до этого объяснял категории всего последующего текста. Их необходимо определять, ведь, если бы в тексте говорилось «спутник» в плане небесного тела, а читатели понимали бы «спутник» как «товарищ», возникла бы путаница. Итак, категориальный аппарат – это инструмент для правильного понимания друг друга в разговоре, без него общение было бы очень трудным.
Конфликт тезиса и понятия "человек" на примере негров
Если мы возьмем времена рабства в Соединенных Штатах Америки, то получим яркий пример конфликта тезиса и понятия. В то время общество не считало негров людьми. Наука, конечно, говорила: чернокожие – это такие же homo sapiens, как и белые. Но ученые вкладывают свой смысл в тезис «человек», для них человеческое существо – вопрос физиологии. Большинство же обычных людей вкладывали в этот тезис различные морально-этические качества. Негры, по мнению общества того времени, не вписывались в эти рамки и нормальным было сказать: «Негр – это не человек». Вот так и произошел конфликт тезиса и понятия между различными сферами.
Конфликт понятий в педагогике
Отвечает ли учитель за этическое воспитание учащихся? Этот вопрос не новый, из-за него спорят уже много лет. С точки зрения теории, ответ очень прост: да, отвечает.
Тезис «учитель» прикрепляется всем, кто тем или иным образом связан с педагогикой. Если взять понятие, то оно предполагает обучение не только дисциплинам, но и воспитанию личности. Для доказательств проведем небольшое исследование категориального аппарата педагогики.
Категории в образовании
ЮНЕСКО говорит об образовании:
Образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при которых она достигает зрелости и индивидуального роста.
Схожим образом отзывается и закон РФ "Об образовании":
Целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенного государством уровня (образовательного ценза).
Итак, во всех этих определениях мы видим, что образование – это не просто обучение наукам, а главным образом совершенствование личности. Общим для понятий является формирование личности – воспитание. На этом этапе доказательства того, что любой учитель в ответе за этическое воспитание учеников, неоспоримы. Нам отчетливо показывает это категориальный аппарат науки и педагогики, в частности.
Но неоспоримы они только в теории. На практике же мы крайне редко получаем педагога, который, помимо собственного предмета, знает, как правильно воспитывать этические качества и развивать ученика как личность. Многие учителя фактор воспитания попросту игнорируют, другие делают так, что лучше бы не делали. Есть исключения, но это педагоги по призванию, если не сказать больше – гении в своей деятельности. Их крайне мало, особенно, учитывая условия работы педагогов в школах, университетах и так далее.
Категории в психологии
Категориальный аппарат психологии имеет такое же важное значение, как и в любой другой дисциплине. Четкое его понимание необходимо, ведь часто в обыденной жизни мы подменяем понятия, говоря о «популярной» психологии. Ничего криминального в этом, конечно, нет, но такая путаница порождает большое непонимание. Люди говорят одними и теми же терминами, но понятия подразумеваются совершенно разные. Точно, как в примере со «спутником».
Для наглядности возьмем пять категорий. Конечно, их намного больше, но охватить их все в рамках формата статьи невозможно. Итак, пять базисных категорий по версии М. Г. Ярошевского: образ, действие, мотивация, общение и личность.
Образ
Образ – это субъективное восприятия мира. Человек принимает внешнюю информацию и формирует собственную картину мира. Все действия, мысли и эмоции проходят через этот «внутренний мир». Например, когда человек оценивает моральность или аморальность некоего поступка, он первым делом пропускает его через образ своего мышления, как этот поступок котируется в его сознании. Само образное мышление формируется на протяжении всей жизни, меняясь под влиянием внешних происшествий. Фактически, образ – это то, как мы видим окружающий мир и свое место в нем.
Действие
Действие – это процесс взаимодействия с миром с целью достижения неких целей. Само воздействие на предмет или конечная цель действия могут не осознаваться человеком. Например, когда мы решаем устроиться на работу, то совершаем действие. Мы осознаем сам процесс поиска вакансий, понимаем желаемую конечную цель, осознаем само действие.
Мотивация
Мотивация – это импульс к действию. Главное понятие в категории «мотивация» - мотив. Именно мотив является начальной стадией действия. Прежде чем что-то сделать, у человека должно присутствовать побуждения к активности. Именно такое побуждение и будет называться мотивацией. В примере с поиском работы мотив человека – материальное благополучие. То есть человек осознает, что ему необходимо больше материальных благ, и появляется мотивация – достичь поставленной цели.
Общение
Общение – это процесс взаимодействия с другими людьми. Все общение происходит в формате образного мышления. Другие люди, а вернее, наше представление о них, является непосредственной частью образа в нашем мышлении. На основе этого образа строится мотивация к общению. Например, если нам интересен человек как личность, то у нас появляется мотив для общения. Сам процесс разговора и взаимодействия является действием. В совокупности все эти стадии названы общением.
Личность
Личность – это внутренний мир человека, внутреннее «Я». Фактически, это все вышеописанные факторы, которые применимы к одному единственному и неповторимому индивиду – личности. Физиологически мы все одинаковы: кровь бежит по венам у всех, сердце выполняет одну и ту же функцию у всех людей. В плане же личности все мы разные, мы всегда различаемся в деталях, и невозможно во всем мире найти двух одинаковых людей.