Туман. Мельчайшие частицы водяного конденсата, скапливающиеся в воздухе и создающие легкую дымку или непроглядный молочно-белесый кисель. Какая картина встает перед вашим мысленным взором, когда вы слышите или произносите сами это слово?
Причины популярности «туманных» мотивов в искусстве
Туман завораживает или пугает, успокаивает или вселяет тревогу. Для каждого ощущения глубоко субъективны. Именно поэтому так разнообразны цитаты про туман, которые можно найти в мировой литературе и кинематографе. Поистине прав был Оскар Уайльд, когда сказал:
«Лондонские туманы не существовали, пока их не открыло искусство».
И выражение его справедливо не только лишь для лондонских туманов. Туман имеет свой характер, свои неповторимые качества, в зависимости от того, как, где и когда он формируется, как распространяется, какой объем занимает, как и какое пространство он заполняет.
Туман в городе
Туман в городе — явление, превращающее каждодневные виды в загадку и мираж, дезориентирующее и запутывающее человека, лишенного почвы привычной для зрения картины окружающего мира. Об этом феномене преображения пространства и погружения в безвременье — лиричные и полные оттенков чувства и красок цитаты про туман в городе:
Туман над городом моим, туман.
Молочной дымкой улицы объяты.
И акварельный образ горожан,
Расплылся в серо-белой вате.
Мир полностью преображен туманом, он стал совершенно иным, размытым, призрачным, будто бы совсем ирреальным. Автор приведенных стихотворных строк рассказывает о тихом чуде тумана и о своей восторженности преображением Москвы.
Туман в горах
Туман в горах — монументальное и поражающее воображение зрелище, способное обернуться смертельной опасностью. Он манит, притягивает и, вместе с тем, отталкивает, заставляет остро переживать. Туман представляется живым существом, обладающим собственной волей. Он стелется мягко или нисходит лавинообразно. И это — предмет осмысления в таких цитатах про туман в горах, как, например, приводимые ниже строки из японской поэзии:
Только солнца шар
поднялся над горами
туман крадется
на мягких белых лапах,
в долине оседая
пуховым одеялом.
Туман в горах вызывает катарсис. Это потрясение, это, как образно выразился Александр Митта в своей книге «Кино между раем и адом»,
волшебное чувство радости и горя одновременно, то, что греки называли "очищением".
Метафорические смыслы тумана
Часто туман, в силу многих причин, приобретает в искусстве, кинематографе, литературе метафорический смысл. Это может быть символ поиска, враждебности, потерянности, одиночества, безвременья... Каждый творец по-своему осмысливает и использует этот образ, вкладывая собственный смысл. Здесь можно привести, пожалуй, одну очень яркую цитату про туман:
У нас у всех по две жизни: подлинная, о которой грезим в детстве и продолжаем, словно в тумане, грезить взрослыми; и фальшивая, где мы сосуществуем со всеми остальными.
Туман часто выступает символом неупорядоченности, неустроенности, неорганизованности и несет негативные коннотации. Как, например, у Артура Конан Дойла в «Записках о Шерлоке Холмсе»:
Фантазии все же лучше, чем туман в голове.
В этой цитате противопоставляются две зыбкие сущности, и туман проигрывает в сравнении, получая менее лестную характеристику, в силу того, что он хаотичен, заполняет весь объем, не имеет никакой структуры и цели, тогда как фантазии имеют пусть ложные, но логические мотивы, структуру, основу. Туман в голове — от одного к другому и ни к чему конкретному. Образ основан напрямую на свойствах природного явления.
Народная мудрость
Кроме осмысления художественного и индивидуального, туман может быть воспринят и коллективно, скорее прагматически, нежели образно, однако, несмотря на это, ярко и красочно. Цитат про туман из неиссякаемой копилки народной мудрости можно вынуть огромное количество. При этом туман не всегда выступает непосредственным субъектом или объектом действия, он может упоминаться и косвенно, как один из далеко не самых важных элементов мысли, заложенной в целой фразе, дополняющий уже имеющиеся образы и смыслы.
Неудачник на охоту собрался – горы туман закрыл.
Эта поговорка схожа по смыслу с гораздо более известной — о плохом танцоре и мешающих ему ногах. Любой предлог используется как оправдание неудачи и собственной лени, работы спустя рукава, нежелания трудиться для достижения результата.