Рисунок одного вида растения или нескольких, выполненный акварелью, называется ботанической живописью. Растения должны составлять правильную композицию, привлекательную для глаз. Изображение чаще всего очень реалистичное, что происходит благодаря детальной проработке построения и правильно подобранному цветовому соотношению.
Развитие техники
Изначально рисунки растений служили практическим целям. Цветы изображались как материалы для медицинских и научных исследований. Иллюстрации цветов как отдельный вид рисунка продолжили развитие вместе с естественно-научными дисциплинами и, собственно, ботаникой, а особенного расцвета достигли с продвижением полиграфической промышленности в 18 веке. Популяризация фотоискусства в 20 веке, казалось бы, могла поставить крест на успешном существовании иллюстрации, но этого не произошло, и она популярна до сих пор. Кроме того, в последнее время техника начинает набирать еще большие обороты популярности.
Начало работы над ботанической живописью акварелью
Первым делом необходимо тщательно изучить модель, с которой будет рисоваться изображение. Нужно подробно рассмотреть все детали строения растения: листья, стебли, лепестки. Особое внимание необходимо уделить наиболее мелким и важным элементам, таким как места креплений листьев и цветков к стеблю, особенности прожилок, тычинок, пестиков. Без точного изображения этих деталей не получится по-настоящему реалистичного изображения и полной передачи внешнего вида растения. Не менее важно соблюдение общих пропорций и размеров отдельных частей. Это относится к толщинам, длинам и всевозможным очертаниям.
Следующий этап предполагает собой анализ освещения. Это является одной из важнейших основ ботанической живописи. Необходимо ответить себе на вопросы о том, в каком направлении падает свет, в чем особенности окрашивания каждой отдельной части в зависимости от света. На этом этапе определяются краски палитры и цветовое решение всего изображения.
После выбора композиции стоит приступить к выявлению особенностей линейно-конструктивного построения рисунка. На этом этапе определяется половина реалистичности за счет точности передачи формы и пропорций растения. Вторая половина зависит от определения колористического строя и верного выбора отношений цвета и тона.
Особенности построения рисунка
Для верного построения помогут знания о четырех основных формах цветка в рисунке:
- Конусообразная. Такая форма цветка у лилий, гиацинтов и других многолетних цветов, чьи бутоны располагаются на одном стебле.
- Дискообразная. Строение ромашек, герберов и других цветов с лепестками, расположенными в одной плоскости, начинается с создания именно этой простейшей формы.
- Сферическая и полусферическая. Форма цветков со сложным строением из большого количества лепестков, например, роз, пионов.
- Составная. Сочетание трех разных форм в одной. Представляет собой самую большую группу цветов, куда входят орхидеи, ирисы, нарциссы и т. д.
На этапе построения композиции важно помнить о воздушной перспективе и пропорциях, выявленных при изучении модели.
После четкого построения формы карандашом и четкого понимания того факта, что все пропорции соблюдены, можно переходить к рисунку цветов акварелью.
Живописные приемы в акварельной иллюстрации
Стоит помнить, что акварель – прозрачная краска, и благодаря этому свойству изображения получаются нежными и воздушными. Но между тем техника довольно непроста для новичков. Сложность работы заключается в том, что готовое акварельное изображение невозможно переделать так же, как возможно изменить масляные и карандашные картины. Сначала это может отпугнуть начинающего художника, но каждая новая попытка будет доказывать, что получается все лучше и лучше. Существует немало техник письма акварелью: лессировка, отмывка, алла прима, заливка. Обучение ботанической живописи можно начать с любой из этих техник или даже с их сочетания.
Подробнее о техниках
Лессировка является классическим приемом, используемым во многих шедеврах акварельного искусства. Принцип заключается в многослойном нанесении краски. За счет многослойности появляется эффект глубокого просвечивания и цветовой интенсивности.
Заливка и отмывка связаны между собой. Первая техника позволяет создать безупречный фон со сплошным цветом или едва уловимыми переходами. Отмывка же используется для цветовой коррекции готового изображения
Алла прима представляет собой работу в один присест. То есть изображение полностью пишется по-сырому, и при должных способностях это позволяет создавать плавные переходы цветов и наибольшую воздушность. Новичкам техника может даться не с первого раза, и будет получаться "грязь", но тренировки помогут добиться результата в виде сочного яркого цвета.
Все четыре вида техник прекрасно подойдут для изображения растений. Важно лишь подобрать наиболее выгодную технику для разных видов цветов и листьев, чтобы добиться по-настоящему красивого и правдоподобного рисунка.
Популярность цветочных иллюстраций
Рисунки цветов акварелью всегда выглядят очень нежно и красиво. Возможно, благодаря этому такой вид живописи приобретает все большую популярность в мире. Идеальное освоение данного вида искусства может стать большим шагом к мировой известности. В крайнем случае, приобретенный талант в этой технике всегда можно использовать для оформления стильных аксессуаров или интерьера.