Форма государственного устройства – это его строение по национальному и административно-территориальному признакам, характеризующее взаимоотношения составных частей страны и ее местных органов власти. Она определяет внутреннюю структуру государства, правовое положение его составных частей, взаимоотношения между центральными и местными органами власти.
Выделяют федеративную, конфедеративную и унитарную формы государственного устройства.
Первая основана на политических образованиях, которые обладают определенной сферой государственной самостоятельности. Россия, Мексика – федеративные государства. Чаще всего страны с этой формой госустройства имеют большую территорию и численность населения.
Вторая форма представляет собой союз государств без политической централизации. Как правило, единая конституция отсутствует, нет общих органов управления и власти. Образуется конфедерация в политических, экономических или военных целях. Конфедерациями, к примеру, являются Швейцария, Босния и Герцеговина.
А унитарное государство – это форма госустройства, для которой характерно разделение территории страны на административно-территориальные единицы, не обладающие признаками государственного суверенитета, находящиеся в подчинении органов центральной власти. К таким государствам можно отнести: Италию, Францию, Беларусь и т. д. Современные буржуазные страны по большей части имеют именно эту форму. Кроме того, она присуща и некоторым субъектам федеративного государства (к примеру, республикам, входящим в состав РФ).
Унитарное государство обладает рядом признаков:
- единая конституция;
- составные части государства (округа, области, департаменты) не обладают госсуверенитетом;
- одна учредительная власть;
- общая система законодательства;
- единая денежная система, кредитная и налоговая политика;
- одно гражданство;
- единые высшие органы госвласти и вооруженные силы;
- внешние государственные сношения осуществляются центральными органами;
- для малочисленных наций допускается законодательная и национальная автономия.
Классификация
Унитарное государство может быть централизованным либо децентрализованным. В первом случае в центральные органы госвласти административно-территориальных единиц чиновники назначаются для управления (например, Туркменистан), а во втором - избираются на местах (Королевство Испания). Чаще всего встречается относительно децентрализованное государство, в котором функционирует и совет, избранный гражданами, и назначенный чиновник (Турецкая республика).
Унитарное государство бывает простым, для которого характерно только административно-территориальное деление (Беларусь, Польша и т. д.), и сложным – когда в его составе находятся политические автономии и колонии (Франция, Италия, Великобритания).
Компетенция автономных образований закрепляется в конституции страны либо специальным законом. Они подразделяются на: корпоративные, персональные и территориальные. Одни автономии возникают в связи с языковыми общностями, вторые – при разрозненном проживании этнических групп, а третьи – при компактном их расселении. Автономии по объему полномочий подразделяются на административные и политические. У последних имеются лишь некоторые признаки государственности.
Унитарное государство может быть с одной автономией (к примеру, Украина, где автономной республикой является Крым), со многими (Испания) и с разноуровневыми (Китай с входящими в него автономными округами, уездами и районами).
При любой форме допускается государственное вмешательство в том случае, если органами автономии не выполняется конституция. Есть страны, в которых создавать автономные образования запрещено (к примеру, Болгария).