Система законодательства – это взаимосвязанные нормативно-правовые акты, обладающие юридической силой, а также внутренним единением и согласованностью. Их принятие исходит из необходимости решения различных государственных задач.
Система законодательства классифицирует и систематизирует правовой материал с целью обеспечения к нему доступа, а также для удобства использования субъектами. Упорядочение нормативных документов позволяет привести их в согласованный единый строй.
К законодательным документам относят всю совокупность правовых актов. Система законодательства классифицирует их по сектору регулирования отношений в обществе и по степени юридической силы. К первой подгруппе относят акты по гражданскому, семейному и трудовому праву. Правовые акты, различающиеся по юридической силе, включают в себя документы, подписанные главой государства, а также другие указы, постановления и т.д.
Система законодательства федерального уровня содержит в себе Конституцию России, правовые акты, изданные федеральными органами, и договоры международного уровня, одним из участников которых является РФ.
Субъекты страны имеют свои конституции, уставы и иные правовые и нормативные документы. Они образуют свой порядок. Совокупность нормативных актов федерального уровня и субъектов – это система законодательства РФ.
Упорядоченный строй правовых документов обладает объективным характером. Содержание всей законодательной системы определено социальным и материальным уровнем общественной жизни. Государство с помощью издания правовых документов решает определенные задачи, возникающие на каждом конкретном этапе его исторического развития. Совокупная система законодательных актов является не только их упорядочением. Она достаточно органична. Одним из приоритетных направлений, выражающих особенность законодательства России, является создание нормативных документов. Базой для них служат ранее принятые концепции, которые являются отражением положения страны в мировом сообществе, а также ее международный опыт.
Фундаментом законодательной системы являются нормативно-правовые акты. Этими документами оформляются решения уполномоченного государством органа. Юридическая степень акта определяется по его внешней форме. По этому признаку выстраивается иерархия документов, основой которой является конституция страны.
Системность законодательных актов указывает на результативность регулирования отношений в общественной сфере, а также является показателем качества правовой работы. Упорядоченность документов находится в постоянной динамике, которая обусловлена как объективными, так и субъективными факторами. Государство прослеживает тенденции в развитии общества и придает им обязательный характер, придерживаясь при этом своих интересов.
В сфере производственных отношений главенствующую роль занимает система трудового законодательства. Она являет собой сочетание тех нормативно-правовых актов, которые направлены на регулирование отношений между работодателем и сотрудниками. Законодательными документами о труде являются:
- конституции, а также федеральные и локальные законы;
- международные правовые акты, касающиеся тех трудовых отношений, которые были ратифицированы государством;
- указы, изданные Президентом РФ, призванные дополнительно защитить право на труд;
- различные постановления, касающиеся трудовых вопросов, подписанные Правительством РФ;
- акты федерального уровня;
- правовые нормативные документы, изданные субъектами РФ;
- акты на уровне местного самоуправления;
- соглашения, регулирующие вопросы социально-трудовых отношений;
- коллективные договоры, а также различные местные нормативно-правовые акты субъектов хозяйствования.