Актриса Дзидра Ритенберг: биография, личная жизнь, семья, фильмы и фото

Дзидра Ритенбергс - популярная советская и латвийская актриса, кинорежиссер. Слава к ней пришла достаточно рано, уже после самого первого фильма в ее карьере - мелодрамы Владимира Брауна "Мальва", в которой ей досталась главная роль. В жизни актрисы было многих ярких ролей и настоящая любовная трагедия: ее муж погиб буквально за несколько месяцев до рождения дочери Евгении..

Биография актрисы

Дзидра Ритенбергс родилась в 1928 году. Она появилась на свет в Дундагской волости на территории современной Латвии. Окончив вечернюю среднюю школу в Лиепае, Дзидра Ритенбергс поступила в Драматический театр имени Упита на курс педагога Веры Балюг. Позже она окончила Латвийскую государственную консерваторию имени Язепа Витолы.

Творческая карьера

Свою творческую карьеру Дзидра Ритенбергс начала на сцене драматического театра в Лиепае, где проработала с 1948 по 1957 год. Затем пять лет выступала в Рижском театре русской драмы.

Настоящим прорывом в биографии Дзидры Ритенбергс стал переезд в Москву. С 1962 года она продолжила свою творческую карьеру в качестве актрисы драматического театра имени Станиславского. В нем она работает уже до 1975 года.

Актриса Дзидра Ритенбергс

После этого возвращается в Ригу, где начинает уже сама в качестве режиссера снимать фильмы на местной киностудии. При этом уже с 1958 года Дзидра Ритенбергс, фото которой вы имеете возможность рассмотреть, является членом Союза кинематографистов Латвии. В 1960 году получила звание заслуженной артистки в своей республике.

В марте 2003 года после продолжительной болезни ушла из жизни в возрасте 74 лет. Похоронена на Лесном кладбище в Риге.

Работа в театре

Именно на театральной сцене пришел первый успех к Дзидре Ритенбергс. Фото актрисы показывают, какой потрясающей красоты была эта женщина. В Драматическом театре в Лиепае она запомнилась местной публике, исполняя роль Беатриче в спектакле по пьесе Уильяма Шекспира "Много шума из ничего" и Элины в "Днях портных в Силмачах" Рудольфа Блауманиса.

В Рижском театре русской драмы ее самые заметные образы, созданные на сцене - это Жанна Барбье в "Интервенции" Льва Славина, Анна Вальтер - "Последний выбор" Ремарка, мадам Альта - "В какую гавань?" Григулиса, Надежда Монахова - "Варвары" Горького, Румянцева - "Факел" Самуила Алешина, Дагна - "Неоконченная повесть" Масевича.

Звездная роль

Удивительно сложилась биография Дзидры Ритенбергс. Звездную роль ей выпала удача сыграть в самом первом фильме, в который ее пригласили. Это была мелодрама Владимира Брауна "Мальва", снятая по мотивам одноименного рассказа Горького и еще одного произведения писателя под названием "Два босяка".

Героиня нашей статьи исполняет роль Мальвы. Это роковая красавица, в которую влюбляется крестьянин Василий, оставивший жену и сына Якова. С Мальвой он забывается в беззаботной жизни.

Фильм Мальва

Когда его сын Яков вырастает, он, убедившись в бесперспективности деревенской жизни, приезжает к отцу в город. Вскоре после этого отношения между Василием и Мальвой портятся, в результате он оставляет ее с сыном, а сам возвращается в деревню. Мальва оказывается слишком гордой, она отвергает молодого Якова.

В фильме снимались Павел Усовниченко (Василий), Анатолий Игнатьев (Яков). Картина была представлена в 1957 году на Венецианском фестивале, где актриса получила приз за лучшую женскую роль.

Популярность у режиссеров

После триумфа в Венеции актрисе стали регулярно поступать предложения сняться в новых картинах. Но преимущественно это были малозначительные роли, которые ей не приносили удовлетворения. Из ее работ того периода можно отметить образ Стефании в историко-революционной драме Артура Войтецкого и Якова Базеляна "Рожденные бурей", а также Софьи в драме Николая Красия и Юрия Лысенко "Гроза над полями". Также она появлялась в малоизвестных картинах: "Причины и следствия", "После шторма", "Счастье надо беречь", "Эхо", "Чужая беда", "Твое счастье", "Под одной крышей".

Семья

Большую роль сыграла личная жизнь в биографии Дзидры Ритенбергс. Фото актрисы стало регулярно появляться на страницах советских газет и журналов, посвященных кино и культуре. Вскоре она нашла мужа - актера Евгения Урбанского. Для него это был уже второй брак. У первой жены Ольги от него родилась дочь. Евгений был одним из самых перспективных советских актеров начала 60-х годов. Его прославили роли: Василия Губанова в социалистической драме Юлия Райзмана "Коммунист", Васи-инвалида в военной мелодраме Григория Чухрая "Баллада о солдате".

Дзидра Ритенбергс и Евгений Урбанский

Интересно, что сама Дзидра не сразу ответила взаимностью Урбанскому, так как у нее в тот момент был роман с Вячеславом Тихоновым, который продолжался уже четыре года. Когда Евгений начал за ней ухаживать, актриса болела, она находилась на стационарном лечении. Когда Тихонов узнал, что Урбанский навещает ее в больничной палате, он сам немедленно порвал с ней любые отношения. Дзидра вышла замуж, едва выписавшись из больницы. Совместная жизнь складывалась непросто, после свадьбы выяснилось, что Евгений регулярно заводит любовниц, которые к тому же сами звонят домой, а одна из них не раз заявляла героине нашей статьи, что родила ребенка от ее мужа.

Но в полной мере раскрыться его актерскому таланту было не суждено. В 1965 году он трагически погиб в возрасте всего 33 лет. На биографию, личную жизнь Дзидры Ритенбергс это наложило сильный отпечаток.

Трагедия на съемках

Трагедия произошла на съемках фильма "Директор" Алексея Салтыкова. В этой картине ему досталась роль основателя завода ЗИЛ Ивана Лихачева. Как позже вспоминала героиня нашей статьи, Евгений без энтузиазма принял это приглашение, но отправился под Бухару, где снимали сцену проезда автоколонны по пескам. Он переживал за жену, которая к тому моменту находилась на шестом месяце беременности, а это был ее первый ребенок в 37 лет.

Евгений Урбанский

По сценарию фильма, персонаж Урбанского должен был стремительно проехать через барханы, обогнать автоколонну, а затем возглавить ее. В этой сцене был сложный кадр с прыжком машины с одного из барханов. Первый дубль сняли без проблем, но второй режиссер, который вел съемку, предложил снять еще один дубль, чтобы машина подпрыгивала еще выше. Во время второго кадра автомобиль, за рулем которого находился Урбанский, перевернулся. От полученных травм актер скончался на месте.

Примечательно, что в тот роковой день актер вообще не должен был сниматься, в машине полагалось сидеть каскадеру, но Евгений убедил режиссера, что необходим крупный план в машине, поэтому опасный маневр предстоит выполнять ему самому. После этой трагедии "Госкино" немедленно приказало прекратить работать над картиной, режиссер был на полтора года отстранен от профессии. Только в 1967-м ему удалось вернуться на съемочную площадку, Салтыков снял военную драму "Бабье царство", а еще через два года все-таки добился разрешение закончить работу над "Директором". Роль Урбанского в итоге исполнил Николай Губенко.

Рождение дочери

Героиня нашей статьи больше никогда не вышла замуж. Через пару месяцев после гибели мужа родилась дочь Дзидры Ритенбергс, которую назвали Евгенией - в честь отца.

Дзидра Ритенбергс и ее дочь

Она стала певицей в латышском хоровом коллективе, родила двух детей - Карла и Густава. Фото Дзидры Ритенбергс и ее дочери можно найти в нашей статье. Некоторое время спустя, актриса вернулась к своей деятельности.

Возвращение к работе

После гибели мужа актриса Дзидра Ритенбергс не сразу вернулась к работе, к тому же ей требовалось восстановиться после рождения дочери. В 1967 году она снялась в ленте "Жаворонки прилетают первыми", а затем сыграла в картине "Источник".

Среди ее заметных ролей того периода нужно отметить: старшую женского отделения в военной драме Алоиза Бренча "Тройная проверка", Луизу Ивановну в экранизации романа Достоевского "Преступление и наказание" Льва Кулиджанова, Екатерину I в историко-биографической драме Юрия Швырева "Баллада о Беринге и его друзьях", Дзидру Артуровну в мелодраме Лидии Ишимбаевой и Всеволода Шиловского "День за днем", Сирену Марковну в музыкальной комедии Алоиза Бренча "Большой янтарь", жену Насонова в детективе Бренча "Ключи от рая".

Карьера Ритенбергс

Это может показаться удивительным, но главных ролей актрисе в то время практически никто не предлагал. Исключением стала только комедийная мелодрама Яниса Стрейча 1975 года "Мой друг - человек несерьезный". Главный герой этой картины - принципиальный Арвид Ласманис, который из-за своей неуживчивости не задерживается ни на одной работе. В этой ленте героиня нашей статьи исполнила роль Мирдзы.

В конце актерской карьеры

В 70-е героиня нашей статьи окончательно возвращается в Латвию, снимается только на Рижской киностудии. При этом получает главные или хотя бы заметные роли.

Среди фильмов Дзидры Ритенбергс того периода можно отметить драму Яниса Стрейча "Мастер", в которой она сыграла клиентку тети Лиды. В картине Андриса Розенбергса "Отблеск в воде" она появляется в роли секретаря. Затем в комедийной мелодраме Карлиса Марсонса "Будьте моей тещей!" играет администратора гостинцы, в драме Алоиза Бренча "Долгая дорога в дюнах" - Эрну, в его же спектакле "Помнить или забыть" - доктора. В драме Арунаса Жебрюнаса "Богач, бедняк..." - миссис Лючию, в картине Ольгерта Дункерса "Сад с призраком" - мисс Робертсон.

Последней ролью Дзидры стала профессорша в мелодраме Вии Бейнерте "Стечение обстоятельств".

В кресле режиссера

Еще с середины 70-х годов героиня нашей статьи решила попробовать себя в качестве режиссера. Ее дебютной работой стала молодежная драма "Эта опасная дверь на балкон". В главных ролях в ней сыграли Варис Ветра, Антра Лиедскалныня, Петерис Гаудиньш.

Главный герой этого фильма Роланд едва не погиб, упав с балкона, когда был маленьким. Его родители, чтобы обезопасить мальчика от будущих возможных несчастий, просто заколотили дверь на балкон гвоздями. Когда ему исполняется 18 лет, на праздновании дня рождения устраивают показ любительского фильма, в котором скрытой камерой снимают девушку, которая приходит на свидание, но так и не дожидается своего молодого человека. Через какое-то время она оказывается в больничном приемном покое - у молодой леди сломана нога. Медсестра травматологического отделения Инга решает во что бы то ни стало выяснить, кто виновен в случившемся.

Фильмы Дзидры Ритенбергс

В 1979 году Дзидра снимает мелодраму "Вечерний вариант". Это экранизация произведения Брониславы Паршевской, которая в интерпретации режиссера имеет ярко выраженную социально-педагогическую направленность. data-info="фраза #10, необходимое количество повторений — 1">В этой картине главная героиня Анна, которую играет Астрида Кайриша, по распределению попадает в вечернюю школу в маленьком провинциальном городке. Она пытается донести до учеников и коллег современную методику обучения, но не находит поддержки и понимания. Вскоре она оказывается втянута еще и в семейные разборки в доме одного из учеников.

Фильмы 80-х годов

В 80-е годы Дзидра работает весьма плодотворно, выпуская четыре полнометражных картины.

В 1982 году она снимает драму "Самая длинная соломинка", которая рассказывает о жизни в провинциальном городке в первый послевоенный год. Среди его жителей появляется незнакомец, который выходит на местное подполье, утверждая, что приехал по поручению госпожи Мурской. Якобы она накануне бегства за границу спрятала в тайнике семейные сокровища. Однако лидер подпольщиков ему не доверяет, обращая внимание, что к тому же тот удивительным образом похож на сына местного доктора Вилкса, которого убили фашисты четыре года назад.

В 1985 году выходит драма "Чужой случай" - история школьницы Стаси, которая во время зимних каникул приезжает в Ригу, чтобы найти своего отца. Он бросил их с матерью два года назад. Девочка попадает в дом адвоката Эрика, который решает ей помочь, но когда они находят ее отца, тот оказывается совсем не таким замечательным, как его представляла себе дочь.

В детективном фильме 1986 года "Последний репортаж" западногерманский журналист получает от своего начальства задание расследовать загадочную смерть популярного журналиста Йоргенсена. Занятый другой темой, главный герой с большой неохотой берется за это дело. Однако, получив допуск к материалам расследования, он выясняет, что коллега погиб из-за публикаций, которые готовил напечатать в ближайшее время. А вовсе не по бытовым причинам, как утверждают в полиции.

"Дом без выхода"

В 1988 году на экраны выходит драма "Дом без выхода". В ней рассказывается о трех уголовниках, которые сбегают из колонии и останавливаются в летнем домике художника. Они заставляют хозяина помочь им скрыться от преследования. Творческий человек, доведенный до нервного срыва, пытается избавиться от непрошеных гостей любыми способами.

Последняя режиссерская работа Дзидры - "Вальс длиною в жизнь" - осталась незамеченной.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.