Это она была Лизой Конноли в «Мартине Идене», Мариной в «Гараже», Василисой в «Василии и Василисе», Карой Семеновной в «Башне», Полиной Ивановной в «Очень верной жене», Тамарой Георгиевной в «Змеином источнике», Марией Алексеевной Долгорукой в «Бедной Насте», Марией Григорьевной в «Желанной», Маргаритой Ждановой в «Не родись красивой», Дарьей Матвеевной Урусовой в «Одной ночи любви», Екатериной Кузьминичной Морозовой в «Морпехах». Все эти роли сыграла актриса Ольга Михайловна Остроумова. Как происходило ее становление в этом качестве, и что является для нее счастьем, можно узнать, прочитав эту статью.
Детские годы будущей актрисы
Ольга Михайловна Остроумова появилась на свет в Оренбургской области, в городе Бугуруслан в сентябре 1947-го. В семье было еще трое детишек: сестры Рая и Люда и брат Георгий. Мама вела домашнее хозяйство, а папа преподавал физику. Вся семья была очень дружна, в доме витала любовь и согласие.
Олин папа был еще и регентом церковного хора. В этой семье три поколения мужчин были священниками. Именно детство стало для будущей актрисы тем фундаментом, на котором она строила свою жизнь. А еще у нее до сих пор в памяти хранятся воспоминания о родном доме: обязательные совместные завтраки, ужины, которые всегда проходили за разговорами за большим семейном столом. А еще был чай на веранде и обязательный духовой оркестр. Все это даже в самые трудные минуты согревало душу Остроумовой.
Она рассказывала, что, будучи десятилетней девочкой, решила стать актрисой. В этом возрасте школьница с мамой и сестрами пришла на спектакль, в котором играла мамина подруга. Для девочки это было удивительным открытием, и она решила для себя, что обязательно будет актерствовать. Родители были удивлены таким решением дочери, но не стали ей возражать.
Годы студенчества
После получения школьного аттестата в 1966-м Оля уезжает в Москву для поступления в ГИТИС. Мама напекла дочке пирожков и, пожелав удачи, посадила в поезд.
Путь к мечте вчерашней школьницы действительно оказался сложным. Она впервые оказалась одна в совершенно незнакомом для нее городе, в котором у нее не было ни родных, ни друзей, ни знакомых. Оля не знала, где находится ее вуз, поэтому у его дверей она оказалась только вечером, просто чудом успев на прослушивание. Поступление отняло у нее немало нервов, оно было довольно тяжелым. И все-таки, юную Ольгу Михайловну Остроумову приняли с первого раза. Ее наставником была Варвара Алексеевна Вронская.
Начало театральной карьеры
На сцену столичного ТЮЗа Ольга Михайловна, биография которой интересует поклонников ее таланта, начала выходить с 1970 года. Именно здесь ею был получен первый опыт актерского мастерства. Она проработала здесь три года, а после того, как из театра ушел Павел Хомский, ее наставник, то и Остроумова перебралась под свод театра на Малой Бронной. Сюда ее пригласил бывший сокурсник по ГИТИСу Андрей Мартынов.
Александр Дунаев, который был в то время режиссером театра, принял новую актрису довольно тепло. Именно под его руководством ею были сыграны роли в нескольких интересных спектаклях, например «Волки и овцы», «Мещане». Так Ольга Михайловна, актриса на тот момент начинающая, смогла накопить богатый опыт.
В театре на тот момент образовался настоящий звездный состав: Ольга Яковлева, Олег Даль, Алексей Петренко. В такой замечательной компании Остроумовой удалось сыграть во множестве спектаклей.
Новое место работы
Этот театр Остроумова покинула в 1984 году, перейдя в Театр миниатюр. Режиссером тогда был Михаил Левитин.
Ольга Михайловна весьма органично заменила Любовь Полищук, которая ушла в декретный отпуск. Актриса даже репетировала булгаковскую Маргариту, правда, сыграть так и не удалось.
Спустя некоторое время актриса перешла в Театр имени Моссовета. Здесь она была утверждена на роль Анфисы во «Вдовьем пароходе». Премьера и последующие спектакли проходили «на ура». Было только одно «но»: многих актеров этого театра не радовало присутствие молодой коллеги. Начались скандалы. Остроумовой удалось изящно пройти сквозь все интриги, не опускаясь до ответных действий.
В ближайшее время театралы смогли увидеть актрису в новых спектаклях. Она была мадам Бовари в одноименном спектакле, Филисьянтой в «Учителе танцев», Раневской в «Вишневом саде», Еленой Тальберг в «Белой гвардии», Клавдией Тарасовной в «Серебряном веке».
Ее картины
Биография актрисы в кинематографическом искусстве началась с фильма «Доживем до понедельника», где она сыграла самую красивую из всех девушек класса. После выхода ленты на экраны огромная часть мужской аудитории была влюблена в белокурую школьницу.
Несмотря на большой успех этого фильма, настоящую популярность Остроумовой принесла роль Жени Комельковой в военной драме, снимавшейся в Карелии, - «А зори здесь тихие». Фильм стал культовым не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Фото Ольги Михайловны стали печатать во многих журналах тех лет. На девушку посыпались предложения от режиссеров. И все-таки молодая актриса решила отказаться: ей казалось, что потенциальные работы будто бы списанные с Камельковой, а Ольга не хотела становиться заложницей одной роли.
Следующие фильмы - «Судьба», «Любовь земная», «Василий и Василиса» принесли ей не только любовь зрителей, но и награды.
А вот роль Марины, профессорской дочки, которую Остроумова сыграла в комедии «Гараж», не доставила актрисе особого удовольствия. Она никак не могла ощутить себя представительницей «золотой молодежи», комплексовала и старалась уйти в тень. Все, кто работал над фильмом: и режиссер, и сонм звезд отечественного кинематографа (Лия Ахеджакова, Семен Фарада, Валентин Гафт, Ия Савина, Вячеслав Невинный) казались ей истинными знаменитостями, по сравнению с которыми она была девчушкой из детского сада.
От «Безумного дня...» до «Бедной Насти»
После рязановской комедии Ольга Михайловна Остроумова сделала перерыв на пару лет. Теперь она выходила только на театральную сцену. Но позже опять начала сниматься, сыграв в «Безумном дне инженера Баркасова», «Не было печали», «Времени сыновей», «Чаше терпения» и других.
Девяностые принесли ей новые роли и еще одну волну зрительских симпатий. Пожалуй, одной из лучших ее работ в эти годы можно назвать роль Тамары Георгиевны, властной и деспотичной директорши школы, которая была «злым гением» одного небольшого провинциального городка.
Спустя пять лет в кинокопилку актрисы добавилась еще одна интересная роль медсестры Маши — супруги героя, сыгранного Валентином Гафтом. Это был мистический триллер «По ту сторону волков», вышедший на экраны в 2002-м.
Триумфальное возвращение на экраны Ольги Михайловны состоялось в сериале о бедной Насте. Остроумовой удалось весьма убедительно воплотить княгиню Марию Алексеевну Долгорукую. Эта роль была для нее неким экспериментом, который ей удался.
О личном...
Вот такая она, актриса Остроумова Ольга Михайловна. Биография ее содержит сведения о трех мужьях, с последним из которых она счастлива до сих пор.
Со своим первым супругом, Борисом Аннабердыевым, она познакомилась, еще будучи студенткой. Он тоже учился в ГИТИСе. Брак был недолгим, и они развелись. Бориса после окончания учебы распределили в Туркменистан. Всего несколько месяцев жизни в разлуке показали, что их ничего не связывает.
Позже она вышла замуж за Михаила Левитина — режиссера и писателя. Это произошло в 1973 году. Михаил в начале их знакомства был несвободен, и Ольге пришлось несколько лет ждать его развода.
У супругов родилось двое деток — Оля и Миша. Остроумовой приходилось буквально бороться за семейное счастье: муж постоянно ей изменял, а она каждый раз об этом узнавала. Они развелись после 23 лет совместной жизни.
Долгое время актриса не хотела даже смотреть в сторону мужчин. Она занималась воспитанием детей и любимой работой. Все изменилось после очередной встречи с Валентином Гафтом. Ему Ольга понравилась еще в семидесятых, когда они вместе работали над фильмом «Гараж». Церемония бракосочетания состоялась в 1996 году в больничной палате (Гафт незадолго до торжества перенес операцию). Но все эти условности не имели никакого значения. Супруги счастливы до сих пор. Актриса теперь понимает, что такое быть счастливой и любимой женщиной.