Как и любой великий немец, Херцог (нем. Werner Herzog) биографией и личными достижениями хвастаться не любит, поскольку боится ненужных ассоциаций с самовлюбленными тевтонскими "мессиями" прошлых эпох. Его дела и творчество говорят куда более красноречиво. Французский кинорежиссер Франсуа Трюффо однажды назвал Херцога «самым важным режиссером поколения». Американский кинокритик Роджер Эберт однажды сказал, что Херцог «никогда не создавал ни одного фильма, который был бы скомпрометирован, опозорен, сделан по прагматическим причинам или неинтересен. Его творческие неудачи являются такими же впечатляющими, как и удачные фильмы». Он был назван одним из 100 самых влиятельных людей в мире журналом «Тайм» в 2009 году.
Полная фильмография Вернера Херцога содержит как документальные ленты, так и исторические кинокартины и кондовый артхаус. Он прославился историческими лентами, такими как "Агирре - Гнев Божий" с Клаусом Кински в главной роли, информативными документальными фильмами вроде "Эха черной империи", повествующей о Жане-Беделе Бокассе, диктаторе и императоре Центральной Африки, и абсурдистскими артхаусными картинами вроде "Фицкарралдо". Каждый киноман найдет в фильмографии этого немецкого режиссера кино на свой вкус.
Вернер Херцог: биография
Будущий режиссер родился под именем Вернер Стипетич в Мюнхене, в семье Элизабет Стипетич, австрийки хорватского происхождения, и Дитриха Херцога, который был немцем. Когда Вернеру было две недели, его мать укрылась в отдаленной баварской деревне Сачранг (в Альпах Чимгау), после того, как дом рядом с ними был разрушен при бомбардировке во время Второй мировой войны. В Сачранге Херцог рос в неблагоустроенном доме, в котором даже не было водопровода. Он никогда не видел фильмов и даже не знал о существовании кино, пока путешествующий киномеханик не посетил его школу в Сачранге. Когда Герцогу исполнилось 12 лет, он и его семья вернулись в Мюнхен. Его отец ушел из семьи задолго до этого. Вернер позже принял фамилию отца, Херцог, («герцог» по-немецки), которая, по его мнению, лучше подходила для режиссера.
Тяжелая юность
В том же году Херцогу было предложено петь в школьном хоре, и он категорически отказался, в результате чего чуть не был исключен. Пока ему не исполнилось восемнадцать лет, Херцог не слушал музыку, не пел никаких песен и не играл на инструментах. Позже он сказал, что с легкостью отдал бы 10 лет своей жизни за умение играть на виолончели.
В раннем возрасте он пережил драматический этап, который длился несколько лет, под влиянием пережитого он обратился в католицизм. Херцог начал совершать дальние путешествия, некоторые - пешком. Примерно в это же время он понял, что хочет стать кинорежиссером, и начал изучать основы кинопроизводства по нескольким страницам в энциклопедии, после чего украл из Мюнхенской киношколы 35-мм камеру и принялся творить. В комментарии к фильму «Агирре, Гнев Божий» он говорит: «Я не считаю это кражей. Это была просто необходимость. У меня было какое-то естественное право на камеру как на инструмент для работы».
Годы учений и мучений
Он получил стипендию в Университете Дюкнес, но жил при этом в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Во время последних лет учебы ни одна производственная компания не была готова взять на себя его проекты, поэтому Херцог работал ночными сменами в качестве сварщика на сталелитейном заводе, чтобы заработать средства для своих первых творений. После окончания средней школы он был заинтригован таинственной страной Конго, только получившей независимость, и решил туда поехать, но достиг лишь юга Судана, где серьезно заболел.
Начало карьеры
Вернер Херцог вместе с Райнером Вернером Фассбиндером и Фолькером Шлендорфом возглавил движение нового немецкого кино за пределами Германии. Западногерманское режиссерское сообщество состояло из вчерашних документалистов, которые снимали низкобюджетное кино и находились под влиянием французской Новой волны.
Помимо использования профессиональных актеров - немецких, американских и других - Херцог известен тем, что использует людей из той местности, в которой он снимает.
Первые награды
В итоге фильмы Вернера Херцога были номинированы и получили множество наград. Его первой крупной наградой стал "Серебряный медведь" - чрезвычайная премия жюри, врученная за фильм «Знаки жизни» ("Носферату-вампир" был номинирован на «Золотого медведя» в 1979 году).
В 1987 году Херцог и его сводный брат Лаки Стипити выиграли "Премию Баварского кино за лучшую постановку" за фильм «Кобра Верде». В 2002 году он выиграл почетную премию «Дракон драконов» во время Краковского кинофестиваля.
Конфликт с Эбертом
В 1999 году перед публичным диалогом с критиком Роджером Эбертом в Художественном центре Уокера, Херцог прочитал новый манифест, который он назвал "Миннесотская декларация: правда и факт в документальном кино". Подзаголовок декларации начинался с преамбулы: «Современное кино лишено веры, оно достигает просто поверхностной правды, истины бухгалтеров». Позднее Эберт писал об этом: «Впервые он полностью объяснил свою теорию «экстатической правды»». В 2017 году Херцог написал дополнение к манифесту, вызванное вопросом об «истине в эпоху альтернативных фактов».
Дальнейший путь
Вернер Херцог был встречен с овациями на 49-м Международном кинофестивале в Сан-Франциско, получив премию как лучший режиссер 2006 года. Четыре его фильма были показаны на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в разные годы: "Вудабе - пастухи солнца" в 1990 году, "Колокола бездны" в 1993 году, «Уроки тьмы» в 1993 году и "The Wild Blue Yonder" в 2006 году. В апреле 2007 года Херцог появился на Эбертфесте в Шампейн, штат Иллинойс, где получил премию «Золотой удар» и выгравированный глокеншпиль, подаренный ему молодым режиссером, вдохновленным его фильмами. Позднее немецкий кинорежиссер Вернер Херцог, получил премию Альфреда П. Слоана на кинофестивале Sundance 2005 года.
В 2009 году Херцог стал единственным режиссером в новейшей истории, который в одном году принял участие одновременно в двух конкурсах на престижном Венецианском кинофестивале одновременно.
Собственная киношкола
Недовольный тем, как работают киношколы, Херцог основал свою собственную школу в 2009 году. Ее программа представляет собой четырехдневный семинар с Херцогом, который происходит ежегодно (последний из них состоялся в марте 2016 года в Мюнхене). Курсы включают в себя и навыки путешествия пешком, искусство восхищения, навык переживания неудач, безуспешность, спортивную сторону кинопроизводства, создание собственных разрешений на съемку, нейтрализацию бюрократии, партизанскую тактику, уверенность в себе. Выступая перед студентами, Херцог однажды сказал: «Я предпочитаю людей, которые работали вышибалами в секс-клубе, или были надзирателями в сумасшедшем доме. Вы должны жить жизнью в самых элементарных формах. Костариканцы имеют очень приятное слово: пура-вида. Это не просто чистота жизни, а сырое, безоговорочное качество жизни. И именно это заставляет молодых людей идти в кинорежиссеры, а не в профессора или академики».
Деятельность в 2010-е годы
Херцог был президентом совета жюри на 60-м Берлинском международном кинофестивале в 2010 году.
В этом же году он завершил документальный фильм под названием «Пещера забытых снов», в котором рассказывается о его путешествии в пещеру Чаувет во Франции. Хотя он скептически относился к 3-D фильму в качестве формата, он представил свою новую ленту на Международном кинофестивале в Торонто 2010 года именно в трехмерном формате. Также в 2010 году Херцог совместно с Димитрием Васуйковым снял «Счастливые люди: год в тайге», в котором изображена жизнь охотников в сибирской тайге.
Впервые в 2010 году Вернер Херцог озвучил анимационную телевизионную программу, появившись в «Бундоксе», а также в первом эпизоде третьего сезона сериала «Это черный президент» Хьюи Фримана. Он сыграл беллетризованную версию себя, снимая документальный фильм о различных маргиналах и их действиях во время выборов 2008 года, когда победил Барак Обама.
Творческие эксперименты
Продолжая работу с озвучиванием, Херцог сыграл Уолтера Хотенхоффера (ранее известного как Август Глоп) в эпизоде "Симпсонов" «Сказка Скорпиона», который транслировался в марте 2011 года. В следующем году он также появился в эпизоде восьмого сезона "Американского папаши!", озвучив второстепенного персонажа в эпизоде Adult Swim Metalocalypse. В 2015 году он озвучил аналогичного персонажа, уже в мультсериале "Рик и Морти", в эпизоде Adult Swim.
Херцог снова привлек внимание к своей персоне в 2013 году, когда выпустил 35-минутный документальный фильм о публичной рекламе, начиная с One Second to Next, демонстрируя опасность набора текстовых сообщений во время вождения. Фильм, в котором описываются четыре истории, где обмен СМС-сообщениями во время вождения привел к трагедии или смерти, быстро собрал более 1,7 миллионов просмотров на YouTube и впоследствии был распространен среди более чем 40 000 средних школ. В июле 2013 года Херцог внес вклад в художественную инсталляцию под названием Hearsay of the Soul для Биеннале Уитни, которая позже была приобретена в качестве постоянной экспозиции Музеем Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе. В конце 2013 года он также поучаствовал в англоязычном дубляже полнометражного аниме The Wind Rises Хаяо Миядзаки.
В 2011 году Херцог соревновался с Ридли Скоттом за право снимать фильм, основанный на жизни исследователя Гертруды Белл. В 2012 году было подтверждено, что Херцог начнет производство по своему долгосрочному проекту в марте 2013 года в Марокко. В фильме изначально были задействованы Наоми Уоттс, которая должна была сыграть Гертруду Белл, Роберт Паттинсон, которому предстояло играть Т. Э. Лоуренса и Джуд Лоу, принятый на роль Генри Кадогана. Фильм был завершен в 2014 году с несколько иным актерским составом: Гертруду Белл сыграла Николь Кидман, а Кардогана - Джеймс Франко. Личная жизнь Вернера Херцога, при всей его публичности, не слишком широко афишируется. Известно, что он был женат трижды, у него есть дочь. В настоящее время состоит в браке с Леной Херцог, американкой русского происхождения. Она занимается художественной фотографией и документалистикой.
В 2015 году Херцог снял художественный фильм «Соль и огонь» в Боливии. В главных ролях снялись Вероника Феррес, Майкл Шэннон и Гаэль Гарсия Бернал. Он описывается как «взрывная драма, вдохновленная рассказом Тома Бисселла».
В 2016 году Герцог выпустил онлайн-мастер-класс под названием «Вернер Херцог, который учит кино», где подробно рассказывал о своем ремесле.
Режиссерский стиль
Фильмы Херцога получили значительное признание как со стороны критиков, так и со стороны зрителей, а многие из них стали классикой арт-хауса. Примечательным является проект "Фицкарралдо", в котором навязчивость и одержимость главного героя списана режиссером с самого себя. «Бремя мечты» - документальный фильм, снятый во время создания "Фицкарралдо", исследовал усилия Херцога по съемкам картины в суровых условиях. Дневники Херцога во время создания Фицкарралдо были опубликованы под заголовком «Завоевание бесполезного: размышления о создании "Фицкарралдо"». Марк Харрис из The New York Times написал в своем обзоре: «Фильм и его создание - это басни о глупом навязчивом стремлении, исследования размытой границы между мечтой и безумием». Фильмография Вернера Херцога полна подобных полуавтобиографических картин.
Его видение мира было охарактеризовано как "вагнеровское" по своим масштабам. Сюжет "Фицкарралдо" вертится вокруг здания оперного театра, а более поздний фильм Херцога, «Непобедимый» (2001), затрагивает личность Зигфрида. Он гордится тем, что никогда не использовал раскадровки и часто импровизировал, снимая значительные объемы материала спонтанно.