Руслан Альбертович Салей являлся одним из лучших хоккеистов Республики Беларусь. За ним охотились лучшие клубы НХЛ, его техника и мастерство впечатляли даже самых опытных игроков заокеанской лиги, а простые человеческие качества давали понимать, что добрее человека, наверное, не существует. О биографии Руслана Салея можно разговаривать часами, потому что каждый момент его жизни был интереснее другого.
Карьера
Хоккеист Руслан Салей родился 2 ноября 1974 года в столице Беларуси – Минске. Уже с самого детства у Руслана появилась тяга к хоккею, и родители отдали его в хоккейную секцию в одну из минских команд. Во время выступлений за различные детские и юношеские коллективы Руслана заметил первый профессиональный клуб из Гродно, который на тот момент назывался “Прогресс-ШВСМ”. После блестящего сезона в гродненском клубе в 1992 году Руслана забрали в самый главный клуб страны – “Динамо-Минск”. Показав игру, которая никак не уступала предыдущему сезону, Салей переходит в один из столичных клубов – “Тивали”, который на тот момент выступал в чемпионате ВХЛ.
Переломным моментом в карьере Руслана Салея стал 1995 год, когда на чемпионате мира по хоккею допинг-тест Салея показал положительный результат. За этот поступок Руслан был отстранен на полгода от любой деятельности, связанной с хоккеем в Европе. При разбирательстве этого инцидента было выяснено, что Салей во время чемпионата принимал "Псевдоэфедрин" (таблетки от гриппа), в котором каким-то образом оказался запрещенный препарат. Единственным вариантом не остаться на 6 месяцев без хоккея стал перелет за океан, когда его агент договорился с хоккейным клубом “Лас-Вегас Тандер”.
"Анахайм"
Спустя год выдающуюся игру белоруса заметили представители “Анахайма Майти Дакс”, и на драфте НХЛ в 1996 году Руслан Салей был определен под 9-м общим номером "Анахайма". Стоит отметить, что рекорд драфта до сих пор не был побит, этот результат является лучшим показателем за всю историю белорусского хоккея. Недолго думая, Салей отправился в расположение клуба, но, не дожидаясь начала регулярного сезона, тут же перешел в аренду в один из клубов АХЛ.
В общей сложности за “Анахайм” он играл 10 лет, стал финалистом Кубка Стэнли, проиграл финал по сумме семи матчей клубу “Нью-Джерси”. Большую часть времени он отправлялся в аренды не только в клубы АХЛ, но и в команду с родного континента, когда во время локаута НХЛ Салею пришлось выступать за казанский “АК Барс”.
Американский период
После успешной игры за “уток” Руслана заметила команда “Флорида Пантерс”, в которой он провел два года. После этого был период в “Колорадо Эвеланш”, последним, самым удачным этапом стало выступление за наиболее титулованный клуб заокеанской лиги – “Детройт Рэд Вингз”. Именно в “Детройте” Салей познакомился с Брэдом Маккриммоном, который значительно повлиял на переход Руслана в ярославский "Локомотив".
За все годы в Америке Руслан Салей провел чуть менее 1000 матчей во всех официальных турнирах, где набрал 220 очков по системе “гол+пас”. Международная карьера Руслана складывалась так же хорошо, как и клубная. Вместе с национальной сборной участвовал во множестве чемпионатов мира, в трех Олимпийских играх и нижнем дивизионе сборных. За свою карьеру Салей провел чуть больше 60 матчей, где набрал 31 результативный балл.
Семья
Спутницей Руслана Салея стала американская красавица Бетанн, которую он встретил весной 1998 года в одном из спорт-баров Анахайма. Если выражаться банальной фразой, то это была любовь с первого взгляда. И если бы они не встретились тогда, то обязательно встретились бы в другом месте – так уж было предназначено судьбой. Прожив в гражданском браке около 5 лет, Руслан накануне Рождества сделал оригинальное предложение своей будущей жене. Она, недолго думая, согласилась. А две дочки Алексис и Эйва, а также сын Александро стали прекрасным дополнением счастливой семьи Руслана Салея.
Приезжая в Беларусь из Америки, они останавливались в квартире, которую Руслан специально обустроил для того, чтобы всем членам семьи было максимально комфортно. По рассказам Бетанн, во время краткосрочных визитов в Минск ей приходилось очень сложно. Без знания языка проживание в белорусской столице доставляло сложности жене Руслана, но он, как настоящий мужчина, всегда помогал ей в любых ситуациях, чтобы она чувствовала себя уютно.
Во время американской карьеры Бетанн с детьми жила в Америке, и когда Руслану нужно было уезжать на родину, то он брал с собой мягкие игрушки жены, потому что только они могли излучать то тепло и запах, которого так не хватало Руслану во время разлуки. Отношения и такие подробности были большим секретом семьи Руслана, потому что он, как джентльмен, никогда не выставлял напоказ свои чувства. Это знали самые близкие люди Руслана. Бетанн всегда могла положиться на мужа, потому что только ему она могла доверять, как себе. Руслан всегда оберегал ее и всегда старался сделать так, чтобы в первую очередь хорошо было жене и детям.
Роковое событие
Первые разговоры про переход в Ярославль начались после завершения сезона в “Детройте”. Одной из главных причин опять же стала семья. Получать хорошие деньги в 36 лет на уровне НХЛ было сложно, а в КХЛ игрок с таким опытом пригодился бы любому топ-клубу. Салей отбросил мечты о 1000-м матче в НХЛ и Кубке Стэнли ради семьи, жены, детей и их светлого будущего. Этот шаг и оказался фатальным.
В середине июля 2011 года Руслан прилетел в Ярославль и начал предсезонные сборы с новой командой. На товарищеских турнирах и матчах “Локомотиву” не было равных. Выиграв кубок железных дорог и обыграв абсолютно всех соперников перед стартом сезона, команда стала готовиться к регулярному чемпионату КХЛ. Для Салея матч с минским “Динамо” был, наверное, самым важным за последние годы. Ожидание того, как его встретит "Минск-Арена", не давало покоя на протяжении нескольких дней. Единственное, в чем он был уверен, это то, что игра будет с чувствами.
На лед “Минск-Арены” Руслан так и не попал. Вся команда из Ярославля погибла при вылете из аэропорта 7 сентября 2011 года. До последней секунды была надежда, что Руслан Салей ради своей родной семьи вылетел задолго до игры, чтобы больше времени побыть рядом с любимыми людьми. Каждый, кто знал Руслана, затаил дыхание в надежде, что он жив. Но облегченного выдоха так и не последовало.
После трагедии
Похороны Руслана Салея прошли через три дня в родном Минске возле “Чижовка-Арены”. Проститься с бессменным капитаном сборной пришли около 10 тысяч человек, в том числе и несколько партнеров по командам, за которые выступал Салей. Хоккеист был похоронен на Московском кладбище. После гибели Салея жена приходила на могилу мужа каждый день и заявила, что больше никогда ни за кого не выйдет замуж. Дети Руслана в первое время не видели могилу отца, потому что Бетанн старалась сохранить для них образ любящего, счастливого и живого папы.
Память
Руслан Салей навсегда оставил след в истории белорусского хоккея и стал идеалом для всего подрастающего поколения молодых хоккеистов. Каждый год проводится турнир его памяти, а 24-й номер, под которым выступал Салей, навсегда выведен из обращения сборной.