Австрийская экономическая школа: основные представители, история развития и современное состояние

Австрийская экономическая школа, рынок и предпринимательское творчество - все эти вещи невероятно дороги современным либертарианцам и некоторым неолибералам. Сама школа возникла в Вене в конце 19-го и начале 20-го века благодаря работам Карла Менгера, Евгения Бема фон Баверка, Фридриха фон Визера и других. Она была методологической противоположностью прусской исторической школы (в споре, известном как Методистстрит).

Современные экономисты, работающие в этой традиции, живут во многих разных странах, но их школа по-прежнему называется австрийской. Если говорить кратко, австрийской экономической школе мы обязаны такими теоретическими понятиями, как субъективная теория стоимости, маржинализм, теория ценообразования и постановка проблемы экономического расчета. Каждая из этих наработок была принята современной экономической наукой, в то время как все остальные тезисы АЭШ жестко оспариваются в академических кругах.

Критика австрийской экономической школы

С середины 20-го века серьезные экономисты критикуют австрийскую школу и считают, что ее отказ от математического моделирования, эконометрики и макроэкономического анализа выходит за рамки научных методов, принятых в этой дисциплине. Хотя Австрийская школа считается неортодоксальной с конца 1930-х годов, она вызвала новый приток интереса в 1970-х годах, после того как Фридрих Хайек получил Нобелевскую премию 1974 года в области экономических наук, а также после мирового финансового кризиса 2008 года.

Основные представители АЭШ.

Происхождение названия

Австрийская школа обязана своим именем немецким экономистам, которые выступали против австрийцев, критикуя их методологию (конец XIX века). В то время австрийцы отстаивали роль теории в экономике, в отличие от немцев, которые считали ключевым экономическим фактором различные исторические обстоятельства.

В 1883 году Менгер опубликовал «Исследования методов социальных наук с особым обращением к экономике», в которых раскритиковал доминирующую в то время историческую школу. Густав фон Шмоллер, руководитель исторической школы, ответил на эту критику неблагоприятным обзором, в котором и ввел термин «австрийская школа» в попытке охарактеризовать приверженцев Менгера как изгоев и провинциалов. Этикетка выдержала и была принята самими приверженцами.

История

Школа возникла в Вене, столице Австрийской империи. Труд Карла Менгера 1871 года «Принципы экономики» обычно считается началом зарождения австрийской экономической школы. Книга выступает одним из первых современных трактатов о продвижении теории предельной полезности.

АЭШ была одним из трех основополагающих течений маржиналистской революции 1870-х годов, а ее основным вкладом было в введение субъективистского подхода в экономику. Хотя маржинализм в то время был влиятельным направлением, впервые в 19-м веке возникла конкретная экономическая школа, которая разделяла маржиналистские взгляды и объединилась вокруг идей Менгера. Со временем она стала известна как психологическая школа, венская школа, или австрийская школа.

Мизес с коллегой.

Основные представители

Вклад Менгера в экономическую теорию тесно связан с фигурами Евгения Бема фон Баверка и Фридриха фон Визера. Эти три экономиста стали так называемой первой волной австрийской экономической школы. Бем-Баверк написал обширные критические памфлеты на Карла Маркса в 1880-х и 1890-х годах, которые считаются характерным примером традиционных нападок "австрийцев" на гегельянские доктрины исторической школы.

Франк Альберт Феттер (1863-1949) был самым ярким представителем "австрийской мысли" в Соединенных Штатах. Он получил степень доктора философии в 1894 году в Университете Галле, а затем стал профессором политической экономии и финансов в Корнелле в 1901 году. Несколько важных австрийских экономистов прошли обучение в Венском университете в 1920-х годах, а затем участвовали в частных семинарах, проводимых Людвигом фон Мизесом. Среди них были Готфрид Хаберлер, Фридрих Хайек, Фриц Махлуп, Карл Менгер-младший (сын вышеупомянутого Карла Менгера), Оскар Моргенштерн, Пол Розенштейн-Родан и Абрахам Вальд.

Австрийские экономисты.

К середине 1930-х годов большинство экономистов восприняло многие идеи ранних "австрийцев". Фриц Махлуп с гордостью цитировал слова Хайека о том, что «наибольший успех нашей школы состоит в том, что она постепенно перестает существовать, потому что ее фундаментальные идеи стали частью общепринятой экономической мысли».

Когда-то, в середине 20-го века, австрийская экономика игнорировалась или высмеивалась мейнстримными экономистами, поскольку она отвергала построение моделей, математические и статистические методы в изучении экономики. Ученик Мизеса Израиль Кирцнер напомнил, что в 1954 году, когда он писал кандидатскую диссертацию, отдельной австрийской школы не было. Когда Кирцнер решал, какую аспирантуру посещать, Мизес посоветовал ему принять предложение о приеме в Джонс Хопкинс, потому что это был престижный университет, в котором учился его единомышленник Фриц Махлуп.

Дальнейшее развитие

После 1940-х годов Австрийская экономическая школа разделилась на две отдельные школы экономической мысли, а в конце 20-го века и вовсе раскололась. Один лагерь австрийцев, примером которого является Мизес, считает неоклассическую методологию необоснованной ошибкой, в то время как другой лагерь, примером которого является Фридрих Хайек, принимает большую часть неоклассической методологии и, более того, принимает государственное вмешательство в экономику. Генри Хэзлитт написал экономические колонки и редакционные статьи для ряда публикаций, а также множество книг по теме австрийской экономики с 1930-х по 1980-е годы. На мышление Хазлитта повлиял Мизес. Его книга «Экономика в одном уроке» (1946) продана в более чем в миллионе экземпляров, а другой известной работой экономиста является «Неудача новой экономики» (1959) - поэтапная критика общей теории Джона Мейнарда Кейнса.

Мюррей Ротбард.

Репутация Австрийской школы выросла в конце 20-го века, отчасти благодаря работе Израиля Кирцнера и Людвига Лахмана в Нью-Йоркском университете и обновлению осведомленности общественности о работах Хайека после того, как он выиграл Нобелевскую премию в области экономических наук 1974 года. Работа Хайека была влиятельной в возрождении мысли laissez-faire в XX веке.

Критика раскола

Экономист Леланд Йегер обсудил раскол в конце 20-го века и сослался на текстовую эскападу, написанную Мюрреем Ротбардом, Хансом-Германом Хоппе, Джозефом Салерно и другими, в которых они атакуют и унижают Хайека. Йегер заявил: «Попытка вбить клин между Мизесом и Хайеком (роль знаний в экономическом расчете), а особенно унижение второго, несправедлива по отношению к этим двум великим людям».

Связь с либертарианством

В книге 1999 года, опубликованной Институтом Людвига фон Мизеса (Институт Мизеса), Хоппе утверждал, что Ротбард был лидером «господства в австрийской экономике» и противопоставлял Ротбарда лауреату Нобелевской премии Фридриху Хайеку, которого он назвал британским эмпириком и противником мысли Мизеса и Ротбарда. Хоппе признал, что Хайек был самым известным австрийским экономистом в академических кругах, но заявил, что Хайек был противником австрийской традиции, которая шла от Карла Менгера и Бем-Баверка через Мизеса к Ротбарду.

Австрийский экономист Уолтер Блок говорит, что австрийскую школу можно отличить от других школ экономической мысли благодаря двум особенностям - экономической и политической теории. Согласно Блоку, если в целом Хайека и можно считать "австрийским" экономистом, то его взгляды на политическую теорию противоречат либертарианской политической мысли, которую Блок рассматривает как неотъемлемую часть АЭШ. Экономическая теория австрийской школы в некоторых исследованиях отходила на задний план, уступив место политической.

Флаги верующих в АЭШ.

Говоря о том, что либертарианская политическая теория является неотъемлемой частью АЭШ, и полагая, что Хайек не является либертарианцем, Блок невольно исключает из австрийской школы и ее основателя, Карла Менгера, поскольку он, кажется, оправдывает более широкомасштабное государственное вмешательство, чем то, которое подразумевал Хайек. К примеру, Менгер одобрял прогрессивное налогообложение и обширное трудовое законодательство. Таким образом, австрийской экономической школе принадлежат следующие выводы:

  1. Экономическая свобода не может существовать в отрыве от политической.
  2. Государство не должно вмешиваться в экономические процессы.
  3. Правительство должно сокращаться, а налоги - уменьшаться.
  4. Свободные предприниматели являются главной движущей силой рыночных процессов.
  5. Экономика должна саморегулироваться без постороннего вмешательства.

Признание

Многие теории, разработанные австрийскими экономистами «первой волны», давно поглощены мейнстримной экономикой. К ним относятся теории Карла Менгера о предельной полезности, теории Фридриха фон Визера об альтернативных издержках и идеи Евгения Бема фон Баверка о роли времени, а также критика Менгером и Бемом-Баверком марксистской экономической теории.

Бывший председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспен сказал, что основатели австрийской школы «достигли далекого будущего, так как большинство из них оказали глубокий и, на мой взгляд, необратимый эффект на то, как большинство основных экономистов думают в этой стране».

В 1987 году лауреат Нобелевской премии Джеймс М. Бьюкенен сказал интервьюеру: «Я не возражаю против того, чтобы меня называли "австрийцем". Хайек и Мизес могут считать меня "австрийцем", но, наверное, другие с этим не согласятся». Китайский экономист Чжан Вэйин поддерживает некоторые "австрийские" теории, такие как теория реального делового цикла.

Либертарианская партия США.

Влияние на экономические факультеты и распространение в мире

В настоящее время университеты со значительным "австрийским" влиянием существуют по всему миру: Университет Джорджа Мейсона, Нью-Йоркский университет, Университет Лойолы в Новом Орлеане и Университет Оберн в Соединенных Штатах, Университет короля Хуана Карлоса в Испании и Университет Франциско Маррокина в Гватемале. Но помимо них распространению идей АЭШ также способствуют частные организации, такие как Институт Мизеса и Институт Катона.

Если говорить об опыте австрийской экономической школы для россиян, то можно вспомнить убежденного "австрийца" Павла Усанова, преподающего во ВШЭ, или бывшего российского премьер-министра и министра финансов Егора Гайдара, прослывшего большим поклонником идей Мизеса и Хайека.

Экономист Павел Усанов.

Связь с монетаризмом

Милтон Фридман после изучения истории бизнес-циклов в Соединенных Штатах писал, что, похоже, нет систематической связи между расширением и последующим сокращением циклов и что дальнейший анализ может поставить под сомнение эту теорию "австрийцев". Ссылаясь на критику Фридманом теории бизнес-циклов, "австрийский" экономист Роджер Гарнисон утверждал, что эмпирические выводы Фридмана «в целом согласуются как с монетаристскими, так и с "австрийскими" взглядами», полагая, что хотя модель Фридмана и описывает эффективность экономики на самом высоком уровне агрегации, австрийская теория предлагает проницательный отчет о рыночном процессе, который может лежать в основе этих агрегатов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.