Современный руль «Формулы-1» напоминает собой штурвал самолета. Такой руль нельзя повернуть на 180 градусов, он более чувствителен и оснащен множеством дополнительных кнопок. Пилоты болидов с помощью него переключают передачи, настраивают мощность двигателя и добиваются самого лучшего результата. Подробное описание характеристик, а также фото руля «Формулы-1» вы сможете найти в этой статье.
Гоночные болиды «Формулы-1»
Гоночные болиды «Формулы-1» соединяют в себе новейшие технологии, которые позволяют разгонять автомобили до немыслимых скоростей. Управлять подобными машинами чрезвычайно сложно, а от водителей требуется максимальная концентрация. Поэтому особое внимание при разработке уделяют рулю – именно он становится своеобразным «мозгом» болида, который отдает команды всем частям машины. Во время гонки водитель должен не только следить за дорогой и соперниками, но и прямо во время движения все время настраивать автомобиль, чтобы он выдал максимально возможный результат. С помощью руля можно контролировать абсолютно все системы болида: от величины крутящего момента до переключения передач. Водители «Формулы-1» переключают передачи и сцепление именно с помощью руля, а не ручки и педалей, как в обычных машинах.
Из-за сложного устройства руля водители болидов должны быть максимально сконцентрированы и внимательны. Ведь судьба гонки зависит от скорости их реакции и умения управляться со сложным устройством. Совсем недавно помимо руля в болидах появился жидкокристаллический дисплей, который также беспрерывно сообщает и обрабатывает информацию о системах автомобиля и об окружающей среде. Возможность протестировать известный руль есть и у обычных людей: для них разработана игровая версия, которая имитирует настоящий гоночный прибор.
Устройство
Руль гоночного болида отличается от привычного всем круглой "баранки" даже внешне. По фото руля болида "Формулы-1" можно заметить, что он похож больше на игровой джойстик, чем на средство управления автомобилем. Но на то есть свои причины. Во время гонок нет надобности разворачиваться и маневрировать в пробках, поэтому и необходимость в круглой детали отпадает. Кроме того, руль болида должен быть гораздо отзывчивее и реагировать на малейшее движение пилота, а этого можно достичь только используя приспособление, аналогичное штурвалу самолета. Именно поэтому угол поворота руля в «Формуле-1» редко бывает большим. На передней его части располагается непривычно много кнопок, которые открывают доступ к управлению практически всеми деталями автомобиля.
Описание руля «Формулы-1» редко можно найти в открытых источниках. Компании предпочитают не афишировать последние разработки во избежание воровства идей. Однако в основном все рули устроены примерно одинаково и включают в себя следующие элементы:
- Кнопка для переключения передач. Также отдельно может располагаться кнопка включения нейтральной передачи, которая используется на пит-стопах.
- Баланс тормозных сил.
- Система управлением антикрыла.
- Ограничитель скорости.
- Многофункциональный переключатель позволяет выполнять большинство команд по управлению болидом.
- Система, которая повышает мощность двигателя.
- Кнопка связи с инженером.
- Кнопка подачи воды прямо в водительский шлем.
- Информация о сцеплении с трассой. Также ее можно передавать инженерам.
- Ограничение скорости.
- Кнопка повышения оборотов двигателя.
- Регулировка крутящего момента.
- Кнопка регулирования топливной жидкости.
- Настройка дифференциала для высоких скоростей или вхождения в поворот.
- Настройка сцепления.
- Синхронизация с обслуживающим персоналом. С помощью специальных кнопок водитель может дать понять, что собирается остановиться на пит-стоп.
Руль «Формулы-1» показывает, что эта деталь использует передовые технологии машиностроения для достижения самого лучшего результата.
Управление двигателем
На рулях болидов расположено более 25 переключателей, кнопок и рычагов. Стоимость подобной детали может достигать 60 тысяч евро (более 4,5 млн руб.). Управление «сердцем» машины и его основными деталями происходит с помощью многофункционального дисплея. Обычно он находится в верхней части руля. На нем расположена информация о текущих настройках машины – например, передача, время на круге, качество сцепления, количество текущих оборотов. С помощью дисплея также происходит связь с маршалами. Если гонка остановлена, на руле появляется красный флаг, и голубой, если нужно пропустить более быстрого соперника. На этот дисплей даже можно отправлять короткие сообщения, однако в гонках не злоупотребляют этой возможностью.
Небольшой рычаг в верхнем левом углу отвечает за систему рекуперации кинетической энергии, которая повышает мощность двигателя. Эту опцию нельзя использовать на полную мощность, так как мотор может просто перегреться. Но KERS часто включают на небольших промежутках, когда необходимо повысить скорость и обогнать противника. Сбоку также можно найти кнопку повышения оборотов. Она моментально доводит их до максимального значения – 18 000 в минуту. Отдельным рычажком вынесена кнопка регулировки количества оборотов и чувствительности педали газа. Ведь степень нажима на газ изменяется в зависимости от погодных условий. Если идет дождь, то педаль становится менее чувствительной, и водитель должен внести коррективы для достижения максимальной скорости.
С помощью руля «Формулы-1» возможно также корректировать качество топливной смеси. Если водителю нужно резко разогнаться, то топливо заменяется на смесь, больше обогащенную бензином, в результате чего мощность двигателя возрастает. Также у двигателя есть несколько стандартных режимов, которые изредка используются во время некоторых ситуаций. Например, для ускорения на трассе или точного вхождения в поворот. Обычно за эту функцию отвечает многофункциональный переключатель, который представляет собой рычаг посередине руля.
Управление коробкой передач
Переключение передач также осуществляется прямо на руле. Если водитель захочет включить нейтральную передачу, то ему нужно будет нажать кнопку в верхней левой части руля. Она расположена там не случайно – в этой зоне нет риска того, что водитель случайно заденет ее. По этой же причине в отдельный сектор вынесена и кнопка включения задней передачи. Ведь если водитель включит ее на полной скорости, то автомобиль выйдет из строя и может попросту разбиться, потеряв управление. С помощью руля также можно контролировать сцепление. Так как в «Формуле-1» запрещены системы, улучшающие сцепку с дорогой, при старте машины часто пробуксовывают. Для того чтобы избежать этого, на руле расположены левый и правый рычаги, с помощью которых пилот предотвращает этот неприятный эффект.
Другие функции
На руле «Формулы-1» есть специальные кнопки, которые обеспечивают быстрый переход к информации о тормозном балансе. Обычно он выводится на главный дисплей и позволяет оптимизировать тормозной процесс. Сбалансировав тормозной баланс между передней и задней осью, водитель получает лучшее поведение машины на трассе.
Также на руле расположено несколько кнопок подтверждения команд. Они дают понять команде гонщика, что тот услышал их команду. Например, есть отдельная кнопка для подтверждения сигнала о пит-стопе и о въезде на трассу безопасности. На таких отрезках автомобиль должен ехать не быстрее установленной скорости, поэтому система заранее оповещает пилота об ограничениях. Для снижения лобового сопротивления сзади предусмотрено антикрыло, и на руль также выведена кнопка управление им. Снижается сопротивление с помощью изменения угла антикрыла. Пара кнопок на руле всегда остаются свободными, и пилот может запрограммировать их по своему усмотрению.
Руль RB8
Руль болида «Формулы-1» это очень индивидуальная вещь. Нередко даже в одной команде эти детали отличаются. Описание руля «Формулы-1» показывает, что конфигурация их может быть очень разной. Каждый водитель подбирает руль индивидуально исходя из размера ладони и личных предпочтений. Одним из самых известных считается руль RB8, который является самым компактным в мире гонок. Его маленький размер обусловлен отсутствием дисплея. Да и кнопок на нем не так много: например, отсутствуют функции включения системы сопротивления и рекуперации энергии. Вместо многофункционального переключателя, на панели расположено небольшое колесико и пара тумблеров. Но есть в этом руле и кое-что интересное: дополнительная кнопка «Warm» позволяет выбрать такой режим работы двигателя, который быстрее прогреет резину. Руль RB8 подойдет самым неприхотливым и аскетичным пилотам.
Руль McLaren
Руль от «Макларен» не сильно отличается от RB8: он также оснащен только самыми необходимыми рычагами. Некоторые переключатели отвечают за настройки дифференциала, другие за отзывчивость педали газа. Также на руле можно найти кнопку включения максимального количества оборотов и выбор режима для резины. В зависимости от того, сухое, мокрое или влажное покрытие на трассе, система управления корректирует технические характеристики болида.
Ferrari
Ferrari является одним из самых известных партнеров «Формулы-1». Руль (фото см. ниже) этой компании установлен во многих болидах. Узнать его можно по известному символу, расположенному посередине: лошадь на желтом фоне, вставшая на дыбы. Руль оснащен не только кнопками и рычагами, но и дополнительными лепестками, которые расположены с задней части детали. Они отвечают за режим KERS, а также за заряд батареи и турбо-режим, в котором двигатель отдает накопленную энергию. Также у Ferrari есть специальная кнопка для обгона, которую включают в том случае, если нужно на короткий период разогнаться до максимальной скорости. Кнопка остановки на пит-стоп вынесена в самый дальний угол и дополнительно утоплена в поверхности руля, чтобы пилот не смог случайно нажать на нее. Кнопка «Burn out» отвечает за прогрев шин. На базе этого руля был создан руль для игры «Формулы-1», который с точностью копирует оригинал и позволяет геймерам насладиться гонками в реалистичном режиме.
Mercedes AMG
Руль Mercedes AMG сразу поражает обилием кнопок и рычагов. Это наиболее «укомплектованный» экземпляр среди конкурентов. У этого руля есть дисплей и всевозможный набор кнопок, которые отвечают за рекуперацию энергии, режим работы мотора, режим сцепления на старте, а также за регулировку скорости при выезде машины на трассу безопасности. Рычаги позволяют определить дифференциал, режим торможения. Интересным решением является вынос регулировки заднего антикрыла на отдельную педаль, которую пилот должен нажимать свободной левой ногой.
Lotus
Руль Lotus, может быть, и не так известен, как его предшественники, но является достойным противником. Благодаря симметричному расположению кнопок он по праву считается одним из самых удобных. На руле нет ничего лишнего: небольшой дисплей в верхней части показывает только самую нужную информацию, а до любой кнопки можно без труда дотянуться пальцами, не снимая при этом руку с руля. На «Лотусе» даже есть кнопка управления радио, что, несомненно, делает жизнь пилота чуть веселее. При нажатии на кнопку «Balance» на дисплей выводится результат тормозного усилия, изменить который можно с помощью многофункционального переключателя.
Sauber
У руля «Формулы-1» от Sauber ручки отделаны не привычной резиной, а замшей. Эта маленькая деталь позволяет пилотам лучше контролировать руль. Посередине находится многофункциональный переключатель, а по бокам от него – колесики настроек дифференциала, рекуперации, оборотов двигателя и педали газа. Также здесь есть функция подачи воды и включения радио. Если же пилоту нужно остановиться на пит-стоп, то достаточно нажать кнопку под названием «PL», которая находится в правом верхнем углу. Для общения с командой предусмотрены кнопки «Да» и «Нет», с помощью которых также можно спросить что-либо или сообщить о проблеме.
Marussia
Marussia является российским продуктом. Для снижения количества рычагов на данной модели не используется режим KERS, в результате чего пилот не получает возможности управлять мощностью двигателя. Во всем остальном руль напоминает устройства других фирм. Единственным отличием можно назвать расширенную систему управления дифференциалов, которая включает целых четыре рычага. С помощью них можно подобрать и настроить один из режимов езды: старт, завершение гонки, высокоскоростные и обычные повороты. Кнопки пит-стопа и включения нейтральной передачи располагаются не настолько далеко, как на других моделях, поэтому пилоту нужно быть аккуратным и постараться не нажать на них.
Руль «Формулы-1» для ПК
Если вы не один из пилотов «Формулы-1», но иногда вам хочется получить свою дозу адреналина, то можно использовать возможности, которые дарит нам компьютерная реальность. Автогонки на компьютере могут быть очень реальными, ведь для них давно выпускают все необходимое оборудование. Руль «Формулы-1» для компьютера позволяет максимально погрузиться в атмосферу игры и почувствовать себя настоящим стритрейсером. Цена на игровые модели меньше, чем на настоящие, но все же довольно внушительна: от 5 до 40 тысяч рублей. Помимо самого рулевого колеса, в комплект обычно входят педали газа и тормоза. Самыми известными из игровых рулей считаются Logitech G29 и Thrustmaster T300RS. С последним рулем играть в гонки «Формула-1» одно удовольствие, ведь его разработкой занималась итальянская компания Ferrari, а его внешний вид ничем не уступает настоящим гоночным деталям. Руль работает с помощью ременной передачи, благодаря чему гораздо более отзывчив и прост в управлении. Педали газа и тормоза обладают широким спектром регулировок: их можно настраивать под свое усмотрение. Главной изюминкой Thrustmaster является то, что насадки можно менять, например, заменить на руль Ferrari GT или F1.
Расшифровка руля "Формулы-1" показывает, что на нем кнопкам соответствуют следующие функции:
- 1 - рычаги переключения передач.
- 2 - светодиод с помощью светового сигнала показывает, в каком режиме находится игра.
- 3 - командные кнопки, которые можно программировать на свое усмотрение.
- 4 - манипулятор D-pad, позволяет настроить режим чувствительно руля и педалей.
- 5 - кнопка выбора и пуска.
- 6 - кнопка "Домой", которая используется только в Playstation.
- 7 - кнопка переключения USB-селектора. Позволяет настроить подключение к ПК или к Playstation.
Для тех, кто хочет полной достоверности, в игровом мире существует руль Fanatec Clubsport Wheel. Дизайн данного устройства полностью повторяет настоящий штурвал болида. В верхней части расположен дисплей, а сам руль даже может имитировать работу антипробуксовочной системы. На переднюю панель руля выведены кнопки контроля тормозной системы, переключения передач, мощности двигателя. Цена на игровой руль "Формулы-1" от Fanatec зашкаливает – в полной комплектации игровой прибор может обойтись геймерам в 150 тысяч рублей. Зато он дает непередаваемый опыт, который по реалистичности не сравнится ни с одним аналогом.