Андрей Андреевич Мыльников – художник и педагог больших масштабов

Он писал эпические полотна и лирику. Пережил все горести, выпавшие на долю русского народа в XX веке: Гражданскую войну, блокаду Ленинграда и перестройку. Творческого таланта у Мыльникова было настолько много, что он щедро делился им с другими, став учителем для сотен молодых художников.

Жизнь до войны

Родился Андрей Андреевич Мыльников 22 февраля 1919 года в городе Покровск Саратовской области. Рос будущий художник в трудные для всей страны годы: Революция, Гражданская война, коллективизация. Отца своего – инженера и начальника вагоностроительных мастерских – он не знал, тот был расстрелян большевиками в 1918 году. Андрея воспитывала в одиночку мать, в провинции, но в 1930 году вынуждена была переехать в столицу, а потом и в Ленинград в поисках работы. Благодаря переезду, мальчик, рано проявивший талант к рисованию, получил возможность лично познакомиться с большими мастерами: в художественной студии, где он занимался, бывал, например, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

В 18 лет Мыльников поступает на архитектурное отделение ленинградской Академии художеств, затем переходит на обучение живописи. Его наставниками были известные советские художники: Игорь Эммануилович Грабарь, Виктор Михайлович Орешников, Борис Александрович Фогель и другие.

Ранний успех

Успешную учебу прервала война и блокада Ленинграда. Молодой художник участвует в обороне города на Неве. В 1942 году его увозят из северной столицы в состоянии тяжелой дистрофии. Через 2 года художник возвращается в Ленинград к учебе и творчеству. Дипломная картина Андрея Андреевича Мыльникова «Клятва балтийцев» имела большой успех и считается одним из самых известных и лучших произведений живописца. Работу, посвященную подвигу моряков в годы войны, высоко оценили критики, сравнив ее с полотнами самого Репина.

Послевоенное творчество

В мирное время произведения Андрея Андреевича Мыльникова получают широкое признание и в народе, и у руководства страны, хотя живописец никогда не вступал в партию. Его работы эпичны и в размерах, и в темах и соответствуют духу времени.

Государственной премией была отмечена картина Мыльникова «На мирных полях» (1950). Работы художника появляются не только на холстах, он занимается декоративной живописью. Самые известные произведения той поры – это мозаика для станции ленинградского метро «Изобилие» (1957), а также занавес с портретом Ленина для Дворца съездов в Москве (1961). Именно это изображение Владимира Ильича знают в нашей стране и во всем мире.

Профиль Ленина на занавесе

Излюбленный жанр Мыльникова – портрет. Он изображает своих известных современников и друзей. Замечателен портрет скульптора Т. С. Коненкова (1970) – это живой и динамичный образ.

Лучшие портреты

Самые любимые модели – это женщины и дети, в первую очередь - дочь. Особое признание публики заслужил цикл картин «Верочка» (1955, 1963, 1966). Художник очарованно наблюдает за взрослением дочери и с любовью отражает ее на холсте.

Верочка (1963)

Позже Мыльников напишет и портрет своей внучки: «Даша (Принцесса)» (1979). Свою жену – известную балерину Арину Пестову – художник вдохновенно изобразил на картинах «За завтраком» (1958), «Ариша» (1951), «Белая ночь» (1961).

Он любил писать и обнаженные женские образы, не эротичные, а лиричные. По словам самого автора, так он показывал идеал прекрасного, пытался найти и соединить красоту тела и духа.

Особое внимание Мыльников уделяет образу матери. Картины «Материнство» (1966), «Сестры» (1967) по-своему эпичны, прославляют красоту женщины с ребенком на руках. Более поздняя - «Прощание» (1975) - трагична: глаза матери, провожающей сына на войну, трогают зрителя до глубины души.

Картина "Прощание" (1975)

Природа в творчестве

Художник Мыльников Андрей Андреевич является признанным мастером пейзажа, в котором он соединил традиции русского реализма и символизма. Природа у него проста, но очень лирична и близка любому русскому человеку.

Одной из лучших картин автора является пейзаж «Тишина» (1987): изображенные на нем юноша и девушка блаженно растворяются в природе, они соединены с ней в единое целое и потому счастливы.

Тишина (1987)

Среди прочих пейзажей: «Весна» (1972), «Остров» (1975), «Гроза» (1980), «Деревья в снегу» (1984).

Поздняя философская тематика

Живописец много путешествует по всему миру. Особенно поразила его культура Испании. По возвращении в Советский Союз Мыльников создает цикл картин, посвященный Гарсиа Лорке. «Испанский триптих» (1979) включает полотна «Коррида», «Смерть Гарсиа Лорки» и «Распятие». Эти работы считаются самыми сильными в творчестве художника, они эмоционально и символично рассказывают о вечных темах: жизни и смерти, страдании и сильном человеческом духе.

Смерть Гарсиа Лорки

Мыльников продолжает писать и в пожилом возрасте. Картины 90-х годов – «Распятие» (1995), «Пьета» (2000) затрагивают все ту же философскую тематику.

Прославленный педагог и профессор

На протяжении долгих лет (с 1947 по 2012, можно сказать с момента окончания студенчества и до самой смерти) Андрей Андреевич Мыльников преподает в том же заведении, где учился сам - Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Петербурге. Профессор и одаренный педагог, он воспитал невероятное число художников - около 500. Кроме того, являлся вице-президентом Российской Академии художеств.

Скончался Андрей Андреевич Мыльников 16 мая 2012 года. Его могила находится на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.

Произведения одного из самых одаренных и признанных отечественных живописцев XX века и сегодня продолжают оставаться востребованными как на Родине, так и за рубежом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Лет 50 назад на выставке в АХ видела портрет девушки работы Андрея Мыльникова. Не могу сейчас в интернете найти эту работу. Весна.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.