Черкесский народ берет свое начало на земле, историческое название которой Черкесия, в северо-западной части Кавказского региона, названной в честь горного хребта Кавказ, который проходит вдоль границы между Россией на севере и Грузией и Азербайджаном на юге. Сам народ называет себя адыгэ. В черкесском языке много диалектов, из которых две литературные версии появились после создания Советского Союза; они использовали кириллическое написание с 1930-х годов: адыгейский и кабардино-черкесский языки.
История
Суннитский мусульманский народ, до введения ислама, черкесы были христианами. Христианство было введено правителями Византийской империи и Грузии. Ислам был впервые представлен черкесской знати в XVI веке, а в начале XVIII века религия распространилась на остальную часть населения. Даже после исламизации общества сохранились остатки древних дохристианских политеистических верований.
В течение XII и XIII веков Черкесия попала под контроль грузинских князей, а в XVI и XVII веках черкесские князья попросили поддержки у России, чтобы выстоять против нападений со стороны Турции и Ирана. В 1785 году Северный Кавказ оказался под контролем России, и Черкесия окончательно отошла к России в 1864 году. До этого основными племенами были натухай (наткуй), шапсуг, абадзех, махош, темиргой (кемги, ченгуй), хатукай, беслены, племена Большой Кабарды, племена Малой Кабарды, убек и абаза.
После того как республика стала частью России, многие черкесы покинули страну. Оттоманские записи показывают, что 595 000 черкесов покинуло Черкесию, переехав в Османскую империю (включая Турцию) между 1856 и 1864 годами, а в 1945 году в Турции по-прежнему насчитывалось более 66 000 коренных черкесов. В Сирии, Иордании, Ираке и Иране существуют небольшие черкесские общины.
Формирование диаспоры
Переселение черкесов в Турцию в значительном количестве произошло в XIX веке. Не обладая достаточными силами, чтобы объединить этнические группы в основном суннитского мусульманского Северного Кавказа как единое государство, Черкесия как страна перестала существовать. Сотни тысяч ее жителей были убиты или умерли, а их земля была предложена этническим русским и казачьим поселенцам. Некоторые люди сегодня ссылаются на события 1859-64 годов как первый современный геноцид.
Подавляющее большинство выживших нашли убежище на другой стороне Черного моря в странах Османской империи. По разным оценкам в начале ХХ века численность черкесов в Турции составляла около 2-3 миллионов граждан черкесского происхождения. При этом многие члены общины добивались высокого положения в обществе, как в Османской империи, так и в Турецкой Республике. Многие черкесы в Турции играли ключевую роль на местах в массовых убийствах османских христиан в 1915 году.
Жизнь в турецком обществе
В современной Турции «черкес» — это понятие, охватывающее граждан, принадлежащих к нескольким этническим группам. Все эти народности относятся к Кавказскому региону. В частности, их представителями являются чеченцы, адыги, черкесы-натухай. В Турции, как утверждают исследователи, черкесская община традиционно была антироссийской. Они также стали примыкать к правоцентристским политическим партиями в Турции, особенно к тем, которые поддерживали националистическую, религиозную и антикоммунистическую линию. Зачастую они даже соперничали с этническими «турками» в их выражении преданности к их принятой стране. Таким образом, черкесы обеспечивали основную поддержку преемственности консервативных турецких правительств.
Проблема национальной идентичности
Хотя турецкие черкесы добровольно ассимилировали лингвистически и культурно в турецкое большинство, возрождение национализма среди мусульманских народов в российском Кавказском регионе и конфликт между абхазами и грузинами вдохновили их заявить о своей национальной идентичности в Турции.
Кавказская ассоциация, черкесская организация, базирующаяся в Стамбуле, поддерживает интернет-сайт на английском и турецком языках. Веб-сайт представляет 29 офисов Кавказской ассоциации по всей Турции. Организация публикует турецкоязычное издание под названием Nart Journal (Nart Dergisi на турецком языке).
Положение диаспоры в первой половине ХХ века
Как и многие другие народности, представители черкесской диаспоры пострадали от ограничений государства Кемаля Ататюрка после создания в 1923 году республики, где одним из основных принципов был национализм, провозглашавший возвышение турецкой нации и некоторые ограничений религиозного и этнического характера. В частности, черкесам в Турции запретили носить национальные костюмы, преподавать, изучать и публично говорить на черкесском языке.
Но у государства никогда не было материально-технической инфраструктуры, которая бы контролировала каждый уголок страны, а общины черкесов в отдаленных районах оставались в значительной степени нетронутыми официальной политикой.
Вторая половина ХХ века
С ослаблением кемалистского рвения после 1950-х годов открылось пространство для дальнейшего развития, а городская миграция способствовала усилению активности черкесов.
После государственного переворота в 1960 году и до конца 1970-х годов руководство страны рассматривало вопросы этнополитических прав меньшинств, в том числе и черкесов в Турции. Фактически внутри северокавказской диаспоры наблюдалось деление, аналогичное разделению всего турецкого общества в этот период: часть представителей диаспоры сочувственно относились к Советскому Союзу, часть выступала за религиозную идентичность суннитских черкесов-мусульман и были против каких-либо отношений с СССР.
Военный переворот 1980 года имел большое значение для турецкого общества. При этом черкесские активисты были среди тех, кого атаковал военный режим сепаратизма и этноцентризма. Их деятельность была в значительной степени затруднена, и для серьезных изменений потребовалось около двух десятилетий. Катализатором стали интенсивные контакты Турции с ЕС с конца 1990-х годов, которые обеспечили новые возможности для активности представителей черкесской диаспоры. Были проведены различные встречи между турецкими черкесскими группами и делегациями ЕС, для реализации культурных и лингвистических проектов была оказана финансовая помощь. Это, в свою очередь, позволило черкесам в Турции стать более «заметными» в обществе, при том, что сейчас здесь их проживает около 4 миллионов.
Политическая активность в последнее десятилетие
После объявления о том, что зимние Олимпийские игры 2014 года пройдут в старой черкесской столице – Сочи, многие члены диаспоры были мобилизованы для проведения беспрецедентной кампании против Игр. Глобальная национальная активность, обусловленная большим количеством черкесов в Турции, была поднята до новых уровней, и сообщество проявляло такую активность, как никогда раньше. Митинги и уличные протесты прошли по всему миру в 2009, 2010 и 2011 годах, что было своего рода рекламой.
Сегодня группы черкесов часто можно увидеть на Стамбульской центральной улице Истикляль Каддеси. Многие обязательно собираются каждый год 21 мая, когда традиционно отмечают геноцид. Поскольку политика национальной идентичности продолжает набирать обороты, и Интернет усиливает коммуникационные возможности, безусловно, обращает на себя внимание деятельность активистов черкесской Турции.
Участие в политической жизни
Многие члены северокавказской диаспоры поддержали президента Реджепа Тайипа Эрдогана во время неудавшегося государственного переворота 15 июля 2016 года. Однако некоторые черкесы сомневаются, стоит ли оказывать такую поддержку турецкому президенту. Черкесские активисты разделились на два лагеря, по-разному оценивая то, как и в какой степени черкесы должны участвовать в политической борьбе Турции. Представители Чечни, Дагестана и Кабардино-Балкарии, которые сейчас проживают в Стамбульском районе Башакшехир, выступили в поддержку действующего правительства Турции в ночь покушения. По их собственным заверениям, несмотря на различия между северокавказцами, все они были против попыток государственного переворота.
Здесь следует учитывать, что предыдущие волны иммиграции в Турцию с Северного Кавказа были, если можно так выразиться, более светскими, по сравнению с самыми последними потоками иммигрантов. Следовательно, иммигранты, приехавшие сюда раньше, в большей степени поддерживали секуляризм и Фетхуллаха Гюлена, в то время как иммигранты последних поколений больше поддерживают Эрдогана.
По данным правозащитных организаций в Турции, в ходе протестов, вызванных попыткой государственного переворота, были убиты восемь черкесов. Ассоциация черкесских организаций Стамбула в своем заявлении заявила: «Элементы противостояния, которые укоренились в турецкой национальной армии, привели к военному перевороту, который потерпел неудачу из-за единой акции народа. Мы, как ассоциация черкесов в Стамбуле, проклинаем всех организаторов переворота и тех, кто содействовал его осуществлению. Мы с гордостью заявляем, что полностью находимся на стороне турецкого правительства, его парламента и демократии».
Среди убитых был известный рекламодатель, который консультировал Эрдогана по связям с общественностью Эрола Олькака и его 16-летний сын Абдулла. Они были убиты во время противостояния на мосту через Босфор. Однако сторонники черкесского дела кажутся безразличными к драматическим событиям в Турции, потому что говорят, что турецкое правительство не поддержало черкесскую репатриацию на Северный Кавказ. Они считают, что теперь, после того, как Эрдоган выиграл противостояние с сторонниками переворота, его негативное отношение к репатриации черкесов станет еще более сильным.
Взгляды на политическую активность черкесской диаспоры
Мнения черкесских активистов, проживающих на Серверном Кавказе, связанные с вопросом, какое отношение черкесы должны иметь к перевороту в Турции и ее последствиям, разделились. В частности, известный черкесский лидер Ибрагим Яганов в свое время сказал, что в эту страну они перебрались после того, как Россия изгнала их со своей родины в XIX веке, и что черкесы в Турции должны поддержать существующее правительство.
С другой стороны, Руслан Кеш, известный черкесский активист на Северном Кавказе, выразил удивление «готовностью некоторых черкесских активистов поддержать Эрдогана». По его мнению, Анкара относится к черкесам хуже, чем к представителям других диаспор, и что первые не должны участвовать во внутриполитических конфликтах. По словам Кеша, «политика принудительной ассимиляции черкесов в Турции, запрет на использование их родного языка, а также принудительное изменение имен на турецкие означает, что они выжили в здесь вопреки, а не благодаря правительственной политике». Кеш призвал задуматься об интересах своего народа, начиная с расширения использования черкесского языка.
Альмир Абрегов, народный активист в Адыгее, сказал, что для черкесов, живущих в диаспоре, возвращение на свою историческую родину остается «миражом, которого они не могут достичь». Невозможность репатриировать сирийских черкесов поучительна для многих представителей нации, живущих в других диаспорах. Россия не допустила массового возвращения на родину сирийских черкесов, несмотря на бушующую в Сирии войну. А те, кому разрешили переселиться в Адыгею, живут на грани физического выживания из-за отсутствия работы и других возможностей для нормальной жизни.
Нынешнее состояние общины
Политический кризис в Турции поставил вопросы о черкесской диаспоре и ее роли на Северном Кавказе. Политические события в этой стране и реакция на них черкесской общины свидетельствуют о том, что она в настоящее время разделена. Однако, если черкесы хотят добиться прогресса в выполнении своих требований о репатриации, им придется решать свои разногласия.
Жизнь черкесской диаспоры в Турции не ограничивается только политикой. В этом году в августе в рамках 50-летия основания Кавказского Общества Кайсери прошел «Фестиваль черкесов в Турции» в Кайнаре (провинция Кайсери). В фестивали приняли участие многие деятели культуры, а также прошла презентация книги «Энциклопедия черкесской мифологии».
Число проживающих
До сих пор исследователями не установлено точно, сколько черкесов в Турции в настоящее время. Данные различаются даже в вопросе, связанном с количеством их населенных пунктов. В разных источниках указываются разные цифры. Одни указывают 615 поселков в Турции, в которых живут черкесы. Другие исследователи считают, что таких поселений 568. В основном они сосредоточены в шести областях. Еще один источник указывает 535 черкесских поселений. В свою очередь, это затрудняет определение того, сколько черкесов проживает в Турции.