Древнегреческий ученый Аристотель является учеником великого мыслителя Платона и наставником А. Македонского. Он – создатель всесторонней системы философии, охватывающей разнообразные сферы человеческой жизни: физику, логику, политику, социологию.
Этика античности в работах Аристотеля достигает наивысшего развития. Помимо того, что великий мыслитель впервые поставил вопрос о самостоятельности науки, изучающей отношения между людьми, он к тому же создал глубокую теорию морали. Однако главная его заслуга – написание труда под названием «Этика к Никомаху». В этой работе он говорит о важности науки о нравственности для общества, так как именно она позволяет воспитать добродетельных граждан.
«Этика» Аристотеля основана на теологии. Древний мыслитель говорит о том, что все люди стремятся к значимой для них цели, которую философ называет высшим благом. При этом желания отдельного человека совпадают со стремлениями государства в целом. Основная задача двух сторон заключается в том, чтобы достигнуть блага для всего общества и государства. Это возможно благодаря разумной деятельной жизни всех граждан общества. «Этика» Аристотеля впервые дала определение благу как счастью.
Высшие цели могут быть достигнуты только через постижение человеком добродетелей. Их суть заключается в умении выбирать правильный поступок, основываясь на принцип «середины», избегая недостатка и излишества. «Этика» Аристотеля утверждает, что познать добродетели можно. Они постигаются только путем многократного повторения действий.
Философ делит добродетели на этические (связаны с характером человека, такие как сдержанность, щедрость и др.) и дианоэтические (развиваются в процессе обучения). Эти важные для человека черты являются не врожденными его качествами, а приобретенными.
«Этика» Аристотеля описывает одиннадцать добродетелей, благодаря которым человек может достичь гармоничного развития:
- умеренность;
- мужество;
- величавость;
- щедрость;
- честолюбие;
- великодушие;
- правдивость;
- ровность;
- дружелюбие;
- любезность;
- справедливость.
Философские взгляды Аристотеля
Мыслитель рассматривает бытие как живую субстанцию, имеющую следующие характеристики:
- материя;
- причина;
- форма;
- цель.
Материю он рассматривает как объективно существующее явление. Она неуничтожима и несотворима, то есть вечна. Материя не может увеличиваться или уменьшатся. Она отражается в пяти стихиях: огне, воздухе, земле, воде и эфире.
По Аристотелю, форма – это начало становления из материи вещей, которые созданы для достижения конечного блага.
Причина характеризует тот момент времени, в который начинается существование вещи. Это своеобразная энергия, создающая нечто в покое.
Для всех вещей существует единая цель – высшее благо.
Про душу Аристотель говорил, что она вечна и бессмертна. Тело – это только ее внешняя оболочка. Душа по Аристотелю – регулятор внутреннего поведения человека, высший принцип организации его бытия.
Ученый определял Бога, как начало всех начал и причину какого-либо движения. Божество является предметом высшего познания.
Политика Аристотеля
Философ утверждал, что человек способен жить только в обществе. Политика необходима людям для того, чтобы наилучшим образом устроить свою жизнь в государстве. Ее цель – привить всем гражданам общества нравственные качества, позволяющие жить по справедливости. Это возможно благодаря воспитанию в людях добродетели, которая заключается в умении выполнять свой гражданский долг и способности подчиняться законам. Политик должен создать наилучшую форму общественно-политического устройства, отвечающую указанной цели.
Государство – это высшая форма взаимоотношений людей в обществе.