В 1947 году военная промышленность СССР получила лицензию на изготовление английских турбореактивных двигателей от компании «Роллс-Ройс», с центробежными компрессорами «Нин» и взлетной тягой 2270 кгс. В 1948-м приступили к проектированию реактивного фронтового бомбардировщика, которым стал самолет Ил-28. Как утверждают специалисты, данная модель надежна и неприхотлива в использовании. В середине 1950-х годов самолет был основным в ударной советской фронтовой авиации. История создания и техническое описание самолета Ил-28 представлены в данной статье.
Знакомство
Самолет Ил-28 является первым советским реактивным фронтовым бомбардировщиком, способным транспортировать тактическое ядерное оружие. В натовской классификации данная модель значится как Beagle «Гончая». Самолет Ил-28 (фото ниже) спроектирован в опытном конструкторском бюро авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина. Группа конструкторов удостоена Сталинской премии.
Об истории создания
В июне 1948 г. правительство СССР постановило создать фронтовой бомбардировщик, использующий турбореактивный двигатель английской компании «Роллс-Ройс». В то время он уже по лицензии выпускался на территории Советского Союза. В 1949 году состоялись государственные испытания самолета Ил 28, с установленным двигателем РД-45Ф. Тестирование длилось в течение 75 часов. За 84 полета экспертная комиссия выявила 80 дефектов в конструкции. Чтобы их устранить, разработчикам пришлось потратить 4 месяца. Проектирование проводили в условиях жесткой конкуренции с опытным конструкторским бюро имени Туполева. Из этого ОКБ на испытания также были доставлены свои авиамодели – Ту-37 и Ту-78. В отличие от самолета Ил 28, туполевские машины несли многочисленное оборонительное вооружение, имели большую массу и экипаж. Вскоре тестирование продолжилось с участием новой модели от ОКБ им. Туполева – Ту-14, двухдвигательного бомбардировщика, экипаж которого состоял из трех человек. Этот самолет использовал одну кормовую пушечную установку. Несмотря на то что Ту-14 был рассчитан на большую дальность полета, выпускать его, а также эксплуатировать было бы проблематично.
Итог
В мае 1949 г. у И. В. Сталина состоялось специальное заседание, на котором детально рассматривались характеристики самолета Ил 28. Ознакомившись с представленными данными и выслушав точку зрения военных, Сталин постановил Ил-28 принять на вооружение советской армии. С целью увеличить скорость самолета до 900 км/ч,конструкторы решили установить на него более мощный двигатель ВК-1, взлетная тяга которого составила 2700 кгс. В августе уже доработанный Ил-28 был направлен на государственные испытания повторно. Тестирование состоялось в Московском ВО.Широкой общественности показать самолет Ил 28 (фото данной авиационной единицы в статье) решили в День Победы в 1950 г. над Красной площадью.
О производстве
Серийный выпуск самолетов организовали в Москве на заводе №30, Воронеже (№166) и Омске (№64). Дополнительно Ил-28 производили еще на заводах №№1 и 18. В 1950 году была готова авиаединица для учебных целей. В технической документации она значится как Ил-28У. Спустя год создали самолет для перевозки торпед (Ил-28Т). Разведывательные задачи должны были выполняться с помощью самолета Ил-28Р. Всего военной промышленностью Советского Союза было выпущено не менее 6300 единиц. Для покраски самолетов использовали «серебрянку». Экспортируемые Ил-28 в другие страны красили различными видами камуфляжа. В черный цвет окрашивали приборную доску, шасси и грузовой отсек – в серый. Как утверждают авиационные эксперты, бывало, что грузоотсеки и ниши только грунтовали.
О конструкции
Самолет с герметизированной и звукоизолированной кабиной, прямым двухлонжеронным моноблочным крылом трапециевидной формы. Его механизация осуществляется посредством обычных закрылок, которые во время посадки отклоняются под углом 50 градусов и на 20 – во время взлета. Изготовлен из дюралюминиевого сплава Д16Т. Посредством элеронов осуществлялось управление самолетом по крену. Ил-28 оборудован симметричным килем и стабилизатором Naca-00. Для направляющего руля и элеронов предусмотрено электрическое управление. Тример РВ регулируется посредством механической тросовой проводкой и шестеренчатыми механизмами. Самолет оснастили двумя стартерами-генераторами ГСР-9000 постоянного тока и двумя аккумуляторными батареями 12-А-30, которые использовались в машине как источник электроэнергии.
О двигателях
Местом расположения силовых агрегатов ВК-1 стали подкрыльные гондолы. Для управления двигателями в самолете имеется тросовая проводка. Во время запуска каждый ВК-1 раскручивается при помощи электростартера. Топливную систему представляют фюзеляжные мягкие резиновые баки. Их общая емкость составляет 7908 л. Гидронасосом оснащен только левый двигатель. Если гидросистема вдруг выходит из строя, то от пневматической системы опускаются закрылки, и колеса тормозятся аварийно. Также при помощи воздуха открывается грузовой отсек, а именно створки бомболюка. Пневматическими насосами оборудованы оба двигателя. Кроме того, Ил-28 с аварийными баллонами, в которых содержится сжатый воздух.
О шасси
Самолет с трехопорным шасси, для которого предусмотрена воздушно-масляная амортизация. Шасси состоит из передней ноги и двух основных стоек. В качестве гидравлической амортизирующей жидкости авиастроители решили использовать спиртоглицериновую смесь. Передняя нога содержится в фюзеляже, а стойки – впереди в мотогондолах. Выпуск и уборка шасси управляется воздушной системой, которую позже заменили гидравликой.
О вооружении
Уничтожить цель экипаж данного самолета мог посредством бомб ФАБ-100. Всего на Ил-28 имелось 12 таких снарядов. Также бомбардировщик мог комплектоваться ФАБ-250М46 в количестве 8 штук, или двумя ФАБ-500М46, или же одной ФАБ-1500М46. Торпедоностные модели (Ил-28Т) комплектовались одной реактивной торпедой РАТ-52, минами АМД-100 и АМД-500 «Десна», «Лира». Для торпед использовали внешнюю подвеску, для мин и бомб – грузоотсеки. Позже Ил-28Т начали снаряжать двумя торпедами. Запуск торпед осуществлялся посредством прицелов ПТН-45. Чтобы его установить на самолет, советским авиастроителям пришлось немного изменить остекление в штурманской кабине. Стрелковое вооружение представлено двумя неподвижными пушками НР-23. Местом их установки стала носовая часть фюзеляжа. Для Ил-28Т и Ил-28Р было предусмотрено по одной пушке. Но одну стрелковую единицу полагалось 100 снарядов. Кроме того, самолет имел две кормовые пушки, управление которыми осуществлялось дистанционно при помощи гидравлического привода. Из одного ствола можно было выпустить 225 снарядов.
О радиооборудовании
Ил-28 оснастили радиолокационной системой ПСБН-Н, радиокомпасом АРК-5, радиовысотомерами РВ-2 и РВ-10, радиостанциями РСИУ-ЗМ, радиолокационным ответчиком СРО и переговорным устройством СПУ-5. В самолетах, которые предназначены для выполнения разведывательных задач, предусмотрено наличие фотооборудования: трех АФА-33, АФА-БА-40, АФА-75МК. В Ил-28 имеется фотоприставка ФРЛ-1М, при помощи которой фиксируется информация с экрана радиолокационной системы. В декабре 1953 года вышло правительственное постановление, согласно которому ПСБН заменили на РЛС «Курс». Разведывательные самолеты имеют контейнеры, в которых содержатся дипольные отражатели АСО-28 и специальная аппаратура «Натрий», задача которой заключается в том, чтобы воспроизводить радиопомехи.
ТТХ
Бомбардировщик обладает следующими тактико-техническими характеристиками:
- Размах крыла – 2150 см, высота – 670 см.
- Общая площадь крыла составляет 60,8 м кв.
- Весит полностью снаряженный самолет 18 400 кг, пустой – 12 890 кг.
- Экипаж состоит из трех человек.
- Показатель максимальной взлетной массы – 23 200 кг.
- Самолет с двумя турбореактивными двигателями (ТРД) ВК-1А, с тягой по 2700 кгс.
- На максимальной скорости Ил-28 в секунду преодолевает 906 тыс. м, на крейсерской – 700.
- Показатель практической дальности бомбардировщика составляет 2370 км, перегоночной – 2460.
- Самолет с разбегом 965 м. обладает скороподъемностью 15 м/с.
- На каждое крыло оказывается нагрузка 291 кг/м кв.
- Минимальная нагрузка в бомбоотсеке составляет 1 тыс. кг., максимальная – 3 тыс. кг.
- Ил-28 оборудован двумя пушками НР-23 калибра 23 мм в носовом отсеке и двумя НР-23 на корме.
Об эксплуатации
Были налажены поставки Ил-28 в Китайскую Народную Республику. Вскоре в КНР местные конструкторы освоили производство и начали выпускать на заводе в Харбине аналогичные самолеты, но уже как Н-5. Шесть таких авиационных единиц у Китая были куплены Румынией. Приобретала у СССР Ил-28 также Финляндия, где 4 бомбардировщика использовались для буксировки мишеней. В 1955 г. 30 советских самолетов были доставлены в Египет. К странам-эксплуатантам относятся такие государства, как Алжир, Болгария, Чехословакия, ГДР, Вьетнам, Северная Корея, Йемен, Марокко, Куба, Сомали, Сирия, Индонезия и Нигерия. Достаточно успешно использовался Ил-28 в гористой местности в Афганистане. В самом Советском Союзе самолет использовался недолго.
В конце 1950 гг. его начали заменять на Як-28. Ил-28 списывали и утилизировали, по мнению очевидцев, самым варварским образом: топтали при помощи тракторов и бульдозеров. Часть самолетов переделали под учебные. Некоторые Ил-28 до 1980 гг. использовались в качестве буксировщиков мишеней.
Модель самолета Ил-28
Судя по отзывам, очень много людей увлекается стендовым моделизмом. Для тех, кому интересна эта тема, в марте 2007 года создан интернет-проект «Каропка.ру». Самолет Ил-28, а именно набор деталей к нему, является одним из самых покупаемых.
У тех любителей моделизма, у которых в ходе сборки возникли трудности, имеется возможность задать вопросы и проконсультироваться у специалистов на «Каропке.ру». Преимущественно у новичков возникают проблемы с масками для модели. Маска в стендовом моделировании является защитным слоем, который наносят на поверхность, что не окрашивается при помощи аэрографа. После покраски остальных участков маска снимается. В итоге должна получиться граница между окрашенным и неокрашенным участком. Судя по многочисленным отзывам, подойдут для модели самолета Ил-28 маски Trumpeter. Набор состоит из 178 деталей. Для изготовления 169 используется серый пластик, для остальных - прозрачный. Комплектуется инструкцией и декалью с советскими и китайскими опознавательными знаками. Приобрести модель можно за 700 рублей.