Датой основания предприятия является 13 января 1933 года, когда на базе завода им. Менжинского было создано опытное конструкторское бюро под руководством С. В. Ильюшина. В состав этого КБ было передано из ЦАГИ несколько бригад, занимавшихся созданием легких самолетов.
В это же время образовалось достаточно много КБ различной направленности, но лишь некоторые из них смогли дожить до наших дней. Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина существует и поныне. Имя конструктора давно стало нарицательным. Самолеты Ильюшина (на фото) для многих украшают экраны компьютеров.
Боевые самолеты
В условиях надвигавшейся войны Ильюшин начал конструировать самолеты военного назначения. Прежде всего, это дальние бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3Ф (впоследствии Ил-4), которые в предвоенный период стали основой советской ударной и морской торпедной авиации.
Именно эти самолеты участвовали в первом бомбовом ударе по столице Третьего Рейха, нанесенном уже в августе 1941 года. Немцы настолько не ожидали воздушной атаки, что светомаскировка в Берлине была включена только после того, как нападение было уже фактически завершено. После бомбежки экипажи без потерь, пролетев 7 часов, вернулись на базу.
Однако стоит отметить без преувеличения, что всемирную известность самолеты Ильюшина получили благодаря штурмовику Ил-2. До сих пор не побит мировой рекорд по количеству выпущенных машин этой марки - всего более 41 000. Они, наряду с «Катюшей» и танком Т-34, являются символом победы в Великой Отечественной войне.
Немецкие и американские конструкторы для создания поддержки наземных частей пошли по пути пикирующих бомбардировщиков, практически не имеющих броневой защиты. Самолеты Ильюшина Ил-2, в отличие от них, имели бронированную капсулу, защищавшую экипаж и жизненно важные элементы конструкции от огневого поражения, а также использовали другую тактику нападения.
За свою живучесть штурмовик получал разные прозвища, в числе которых «летающий танк», «бетонный самолет», а за эффективность – «чума», «черная смерть». Понятно, что последние прозвища были даны солдатами противника.
Разумеется, все было не так безоблачно. Ил-4 был крайне неустойчив в полете и не прощал ошибок в пилотировании. Абсолютное большинство из почти 7 000 произведенных самолетов в ходе войны было уничтожено в боях или разбилось в авиакатастрофах.
Первые модификации штурмовика Ил-2 не имели защиты в задней полусфере и становились легкой добычей немецких истребителей. Но надо помнить, что самолеты Ильюшина создавались в крайне тяжелое время и были одними из первых в советской авиационной промышленности. Исходя из опыта боевого применения в конструкцию оперативно вносились соответствующие изменения.
Послевоенные самолеты для армии
После войны коллектив КБ под руководством С. В. Ильюшина приступил к работе над экспериментальным реактивным бомбардировщиком Ил-22. Здесь впервые была применена схема подвешивания двигателей под крылом на пилонах. Впоследствии итоги этой экспериментальной работы воплотились во фронтовом реактивном бомбардировщике Ил-28, который был принят на вооружение.
В дальнейшем создание боевых самолетов бомбардировочной авиации перешло к фирме Туполева, а штурмовой – к фирме Сухого. Но и в КБ Ильюшина был выпущен целый ряд экспериментальных образцов, включая реактивный штурмовик Ил-102, которые не пошли в серию по разным причинам.
Для ВВС страны в КБ были созданы самолеты-разведчики Ил-20, противолодочные самолеты Ил-38, постановщики помех, ретрансляторы и прочая специальная авиационная техника, а также военно-транспортные машины.
Гражданские самолеты
Еще в 1943 году, когда война была в самом разгаре, ОКБ приступило к подготовке проектирования гражданских пассажирских авиалайнеров. Первенцем среди самолетов Ильюшина гражданского назначения стал Ил-12, рассчитанный на перевозку 30 пассажиров на расстояние до 2 000 км, вышедший на регулярные линии "Аэрофлота" уже в 1947 году. Самолет активно использовался и в Полярной авиации, имел много модификаций, в том числе и военно-транспортную.
В год окончания войны коллектив приступил к проектированию 4-двигательного самолета для перевозки вдвое большего количества пассажиров на дальность до 5 000 км. Первый полет был совершен в 1946 году, машина получила название Ил-18. Здесь было установлено новейшее по тем временам пилотажно-навигационное оборудование, но машина с поршневыми двигателями в серию не поступила. Этот самолет Ильюшина (Ил-18) был введен в эксплуатацию позднее, уже с турбовинтовыми двигателями и стал первым советским лайнером, который поставлялся на экспорт.
В 60-е годы прошлого века был создан самолет второго поколения Ил-62, призванный решать задачи перевозки большого количества пассажиров на межконтинентальные расстояния. При его конструировании было применено много инновационных решений. Спаренные двигатели по схеме 2 х 2 располагались в задней части фюзеляжа, была разработана новая схема шасси с убирающейся хвостовой опорой, стреловидное крыло получило ступенчатую переднюю кромку, что в сочетании с набором крыльевых профилей позволило достичь высокой управляемости и устойчивости машины в воздухе, причем без сложных автоматических систем, установленных на аналогах с таким же расположением двигателей. На этом самолете Ильюшина впервые была применена система реверса двигателя, обеспечивающая эффективное торможение на скользких взлетно-посадочных полосах.
Позднее для дальнейшего увеличения дальности полета был разработан лайнер Ил-62М, оснащенный другими двигателями и получивший дополнительный резерв топлива в кессонном баке в киле. Все это позволило довести предельную дальность полета до 12 000 км. Долгое время самолет был флагманом отечественного гражданского флота.
Пассажировместимость лайнера Ил-62 ограничивалась 165 пассажирами, дальнейшее увеличение было невозможно, а в мире началось строительство аэробусов, то есть широкофюзеляжных самолетов. Пионером в этой области в нашей стране выступило КБ Ильюшина. В короткие сроки был создан аэробус Ил-86, способный перевозить 350 пассажиров на расстояние 3 600 км. Он имел фюзеляж диаметром 6,08 метра и два прохода между креслами.
Учитывая указанную выше специализацию, здесь была применена новая концепция «багаж при себе», хотя и не исключавшая классического способа сдачи багажа и его транспортировки в контейнерах. Суть ее заключалась в том, что пассажиры самостоятельно размещали свой багаж на нижней палубе и далее поднимались на верхнюю к своим местам. Кроме этого, самолет имел встроенные трапы, позволявшие применять его в различных условиях и в любых аэропортах.
Вторым аэробусом, созданным на фирме, был Ил-96, который должен был заменить устаревшие Ил-62 и обеспечить большую дальность полета. Изначально за базу нового самолета предполагалось взять Ил-86, однако в дальнейшем было принято решение о необходимости унификации двигателей для новых самолетов Ту-204 и Ил-96.
Мотор ПС-90 не позволял оставить габариты и крыло Ил-96 без изменений. В результате фюзеляж укоротили, а площадь крыла уменьшили. Опытный экземпляр был собран непосредственно в Москве, на территории фирмы Ильюшина и совершил первый полет в 1988 году. Всего успели построить только 29 этих машин, серийное производство было освоено в Воронеже. Большая часть эксплуатируется в президентском авиаотряде.Похожая судьба была и у последней советской разработки этого КБ - Ил-114, регионального турбовинтового лайнера, совершившего свой первый полет в день распада СССР.
Военно-транспортные самолеты
Помимо гражданской тематики, ставшей для КБ основной, был разработан военно-транспортный самолет Ил-76. Это был первая машина этого класса, оснащенная турбореактивными двигателями, совершившая свой первый полет в 1976 году.
Военные, привыкшие к классическим винтовым военно-транспортным самолетам марки Ан, поначалу достаточно сильно сопротивлялись принятию этой машины на вооружение. Однако с течением времени Ил-76 зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, получив в войсках ласковое наименование «Илюша». До настоящего времени он остается основным самолетом военно-транспортной авиации ВКС России.
На базе Ил-76 было разработано большое количество модификаций, предназначенных для решения самых разных задач. Помимо чисто транспортных и военных самолетов был разработан заправщик Ил-78, а также ДРЛО А-50, машина использовалась для тренировок космонавтов в невесомости, осваивала Арктику и Антарктику, тушила лесные пожары.
Современность
В результате распада СССР Россия осталась без военно-транспортной авиации. Конструированием большинства этих машин занимались в Киеве, а их серийное производство было налажено в разных городах Украины и в Узбекистане, даже Ил-76 производился в Ташкенте. Для исправления положения было решено наладить производство самолетов семейства Ил на территории России.
Первый полет модернизированный самолет Ил-76МД-90А совершил в 2014 году с аэродрома «Восточный» в Ульяновске. Параллельно с этим была решена задача воспроизводства заправщика, взлетевшего в 2018 году.
Помимо работ по модернизации, КБ завершает конструирование и готовит первый полет нового легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.
Разумеется, коллектив фирмы Ильюшина занимается также и поддержанием летной годности эксплуатируемых самолетов, как в стране, так и за рубежом. Проводится их модернизация.
Перспективы
К новым самолетам Ильюшина можно отнести, прежде всего, машины военно-транспортной авиации. Прорабатываются варианты компоновки Ил-276. В ближайшее время планируется проведение научно-исследовательских работ по определению облика сверхтяжелого транспортного перспективного самолета Ильюшина, который должен превзойти устаревающий Ан-124.
Также ведутся работы по возобновлению производства Ил-96, но в новой модификации - Ил-96-400, приближенной к изначальному облику этого самолета с удлиненным фюзеляжем и новыми двигателями, а также регионального Ил-114, ранее производившегося в Ташкенте.
Появились планы совместно с соответствующими организациями разработать системы многоразового использования для околоземной орбиты.