Хореография как вид искусства. Классическая хореография

Танец – это увлекательное хобби, которое позволяет развивать различные группы мышц тела путем постоянной их тренировки. Занятия танцами дисциплинируют, укрепляют здоровье и силу воли. У человека, занимающегося этим видом спорта, намного реже диагностируют различные заболевания. Но танцы бывают разными: балетными, восточными, сценическими. Все эти виды объединяет одно и то же название: хореография. Как вид искусства это понятие признано многими.

Что такое хореография?

Хореография переводится с древнегреческого языка как хоровод плюс записывать (писать). Иными словами, это умение сочинять танец. В первоначальном значении переводилось как искусство записи танцевальных движений балетмейстером.

Само слово хореография появилось около 1700 года, тогда им называли системы стенографирования танцев. Потом значение термина поменялось и им стали называть музыкальные постановки и само искусство танца целиком. Смежные области, такие как фигурное катание, часто тоже относят к хореографии.

Искусство хореографии

История

Хореография появилась очень давно. Ученые свидетельствуют, что в Древнем Египте люди уже пытались записывать движения в танце с помощью иероглифов. Но все же более-менее этот вид искусства окреп и заявил о себе в наши дни.

Занятия танцами при королевском дворе

Предшественниками современных преподавателей хореографии были танцмейстеры, служившие при королевском дворе. Они учили монарших особ изящным и плавным движениям, а также ввели такое понятие, как танцевальный этикет, которым мы пользуемся и сейчас.

Системы хореографии

В XIX веке танцовщик Артур Мишель Сен-Леон опубликовал свой трактат «Стенохореография». Впоследствии немецкий педагог Фридрих Альберт Цорн развил некоторые положения из научного труда своего коллеги. Танец в этом трактате записывался с помощью условных схематических изображений в виде фигурок, которые обозначали разные позиции в занятиях.

В начале XX века появилось множество систем, из которых популярнее всех оказались системы Рудольфа Бенеша, которая впоследствии стала называться «Хореология». Завоевала доверие и разработка Рудольфа фон Лабана, чей труд был назван «Лабан-нотация».

Достоинства есть у обеих систем и это не оспаривается. Но в труде Лабана прослеживаются попытки создать простой метод, который подойдет для того, чтобы фиксировать танец в любом стиле и точность и лаконичность движений. Также в «Лабан-нотации» используются специальные знаки, показывающие ассоциации зрителя с рисунком танцевальных па. В этой системе применяется вертикальное письмо с указанием специальных столбцов для каждой части тела.

В «Хореологии» для записи движений используется пятилинейный стан, который, в свою очередь, помещен под нотную запись. Такая система тоже проста и понятна, но большинство хореографов предпочитают использовать «Лабан-нотацию» из-за ее большей доступности и простоты.

Рудольф Лабан и "лабан-нотация"

Основные понятия хореографии

Классическая хореография для начинающих взрослых и детей содержит одинаковые понятия, различия состоят лишь в сложности исполняемых элементов танца. Также возрастает трудность техники исполнения движений. Впрочем, тот, кто много и упорно занимается, преодолеет любые препятствия на своем пути.

Самым первым условием хореографии является выворотность. Что это такое? Это способность ученика вывернуть наружу бедренный сустав, что может позволить ноге и стопе принять основные позиции в танце. Если это свойство не дано человеку от рождения, то унывать не стоит. Его можно выработать путем долгих и упорных тренировок.

Вторым условием хореографии как вида искусства является поза. Под этим понятием подразумевается статичная фигура, которая определяет положение корпуса танцора, его головы, рук и ног. Нужно обратить внимание на то, как расположен танцующий по отношению к зрительному залу. Исходя из этого, можно определить, какой будет его поза: открытой или закрытой.

Вот несколько основных поз в хореографии: круазе, арабески, эфасе и экарте.

Третьим условием хореографии являются позиции. Под этим термином подразумеваются основные положения конечностей. Например, стопы танцора должны всегда находиться на полу зала. Благодаря позициям, тело танцующего приобретает особую грацию, руки – свободу движений, а весь танец – выразительность и очарование.

Поза в хореографии

Основные позиции ног в хореографии

Выше уже было указано про важность развития выворотности. Именно она помогает ногам вставать в основные позиции. Всего их шесть:

  1. Первая – ступни развернуты наружу, но при этом соприкасаются пятками. В результате ножки танцовщицы должны образовать на полу угол в 180 градусов, иными словами образовать прямую линию.
  2. Вторая - очень похожа на первую и, по сути, является ее производной. Ноги также должны быть развернуты на 180 градусов, но между ними теперь образуется расстояние равное длине одной ступни.
  3. В третьей позиции пятка первой ступни должна быть прижата к середине второй, при этом ноги по-прежнему образовывают угол в 180 градусов.
  4. В четвертой ноги должны быть расположены параллельно друг к другу и напоминать знак «равно». Расстояние между ними должно составлять длину ступни.
  5. Пятая позиция несильно отличается от предыдущей: в ней ступни плотно сжаты друг с другом, носки с пятками закрывают друг друга. Получается такой же знак «равно», только расстояние между ногами значительно меньшее. Как правильно выполнять эту позицию, вам подскажет преподаватель хореографии.
  6. В шестой - танцовщице нужно будет расположить ступни параллельно друг другу, но перпендикулярно по отношению ко всему телу.

Теперь вы знаете основные позиции ног в хореографии. И даже если вы не занимаетесь профессионально танцами, эта информация понадобится вам для развития кругозора

Балетные танцы

Балет является высшей формой хореографии как вида искусства. В нем он поднимается уже до уровня музыкально-сценического представления. Главным средством выражения в балете становится система европейского классического танца. У артистов данного направления существует уже сформировавшаяся и сложившаяся в течение многих веков программа подготовки.

Занятия балетом

Сценический танец

Этот вид лежит в самой основе выразительных средств балета. Он представляет собой вид хореографического искусства, который предполагает создание некоторого образа на сцене. Сценический танец предназначен для зрителей и имеет множество разновидностей.

Дисциплины сценического танца:

  • дуэтно-классический;
  • исторический;
  • народно-характерный;
  • актерское мастерство;
  • современный танец.

Когда вы придете в студию хореографии, то преподаватель расскажет вам эти сведения и научит каждому из этих видов танцев. Главное – не стесняться и ничего не бояться, быть уверенным в себе и своих силах.

Сценический танец

Куда пойти учиться в области хореографии?

Если вы мечтаете пронестись сквозь всю жизнь в вихре танца, то одних посещений кружка хореографии будет недостаточно. С середины 90-х годов прошедшего века появилось такое направление как «Хореографическое искусство». Из него выделялось два вида: артист балета, а также артист ансамбля народного танца. По этой специальности студентов подготавливают по двум уровням: базовому и повышенному.

С 2007 года направление «Хореографическое искусство» было разделено на две специальности:

  1. Искусство балета (здесь подразумевается, что студент будет обучаться только балетным танцам).
  2. Искусство танца (здесь можно обучиться искусству народного, спортивного, эстрадного, современного и пр. танцев).

Если вас заинтересовала хореография как вид искусства, то установите, есть ли у вас способности к обучению этому. Посетите танцевальную студию и проконсультируйтесь у преподавателя. Решившись связать с этим занятием всю жизнь, вы не пожалеете, ведь танец – это одно из самых прекрасных хобби на свете.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.