Есть люди, которым от рождения дается очень много, главное для них – не растерять свой дар, не пустить по ветру, а сохранить и приумножить, поделиться с родными и со всем миром. Сорокин Николай Евгеньевич – известный российский актер театра и кино, режиссер и художественный руководитель, директор театра и политик, общественный деятель и примерный семьянин. Эта статья представляет собой попытку "объять необъятное", рассказ о том, как ему удавалось все совмещать.
Детские мечты
В свидетельстве о рождении будущего гения российского театра и кино записано, что Сорокин Николай появился на свет в Ростовской области, в Веселовском районе, на хуторе Казачий. И случилось сие знаменательное событие 15 февраля 1952 года.
Тогда никто, даже мама, не могли бы себе представить, какая яркая жизнь уготована маленькому человечку, быстро познающему окружающий мир. Родные знали только то, что, как потомственный казак, он никогда не будет в узде, что его мысли и планы – широки, помыслы – чисты, действия – смелы и отважны. С этим знанием Николай и отправился покорять мир, а мечты вели его к сцене.
Первые шаги к профессии
Говорят, что актерской профессией он грезил с ранних лет, хотя на их хуторе не было ни театра, ни другого культурного учреждения. Зная, как много желающих стать артистами, Сорокин Николай не побоялся подать документы в Ростовское училище искусств.
Выбрал талантливый юноша актерский факультет, удача благоволила, он удачно прошел вступительные испытания. Актерский курс в 1971 году набирал Михаил Бушной, народный артист СССР, он внимательно приглядывался к талантливым молодым людям. Мастер оценивал их актерские данные, может быть даже предвидел, кто, как и он, получит звание «Народного».
Азы профессии: теория и практика
После окончания училища в 1975 году актер попадает в Ростовский академический театр драмы им. М. Горького, который стал его судьбой. В этом театре он сыграет лучшие свои роли, поднимется вверх по карьерной лестнице, дойдя до должности директора храма Мельпомены.
Он будет покидать родные пенаты только на время, например, чтобы научиться чему-то новому. Так, Николай Евгеньевич, стремясь достичь вершин мастерства, поступит в ГИТИС, на актерско-режиссерский факультет. Он будет постигать тайны профессии под руководством неподражаемой Элины Быстрицкой.
Талантливому актеру поступит предложение остаться в столице и работать в одном из московских театров. Но вольный казак, тысячами нитей привязанный к родине, вернется домой, чтобы продолжить играть в родном театре. И так будет не раз, он всегда возвращался домой – после съемок, гастролей и политической карьеры.
Нестареющая классика
«Молодежь, к сожалению, сегодня мало читает, еще меньше читает классики и совершенно не знает классических сюжетов. Задача театра – открыть для юного и молодого зрителя удивительный мир литературы через сценическое действо», – так в одном из интервью говорил Николай Сорокин, биография которого состоит из десятков спектаклей, поставленных по известным произведениям.
На сцене родного Ростовского драматического театра он играл в спектаклях по Достоевскому, Гоголю, Чехову, Шекспиру. Проживая разные роли, пропуская их через себя, свое гениальное внутреннее «я», Николай Евгеньевич приближал их к зрителю, делал близкими, понятными, вызывал ответные чувства.
Ему подвластны любые роли
Зрители не пропускали ни одного спектакля, если в афише был заявлен Сорокин Николай, как говорится, опять аншлаг. Критики отмечали, что с его внешностью он мог легко играть героев-любовников, но сам актер стремился расширять диапазон ролей и характеров, быть смешным и серьезным, комичным и трагичным.
В спектакле по пьесе В. Шукшина «Я пришел дать вам волю» Николай Евгеньевич играет роль царя Алексея Михайловича Тишайшего, в «Поднятой целине» по М. Шолохову – коммуниста Макара Нагульного. Император Нерон и Сталин, атаман Каледин и Сальери, Ричард III и шут – это театральные роли Н. Сорокина, которые навсегда вошли в золотой фонд российского театра.
В роли художественного руководителя
Удивительно, Сорокин – не только актер, он создатель многих гениальных спектаклей в театре драмы. И опять же диапазон постановок широк, в центре его интересов – классика русская (Н. Островский, А. Чехов, Н. Гоголь) и зарубежная (А. Дюма, Лопе де Вега), комедии (Мольер) и серьезные вещи о Второй мировой войне (М. Шолохов).
На любимой сцене Ростовского театра драмы в 1997 году он поставил новогоднее шоу с легким, искристым названием – «Брызги шампанского». Оно так понравилось зрителям, что в следующем году пришлось сделать следующий спектакль, и еще, и еще, и еще… Интересный ход – на протяжении 16 лет постановка не меняла названия, появлялись дополнения, типа «Легенды моря» или «Двенадцать» (шоу, поставленное на сцене в двенадцатый раз).
Единственный раз режиссер Сорокин изменил родному театру, когда поставил спектакль «Васса Железнова» по пьесе М. Горького в Плевенском кукольно-драматическом театре им. И. Радоева, в Болгарии. И здесь его тоже ждал оглушительный успех.
Талантливый человек – талантлив во всем
Новую должность в театре Сорокин Николай получил в 1996 году, его назначили художественным руководителем родного театра, спустя 11 лет он стал директором. Кресло руководителя нисколько не изменило его человеческих качеств, профессионал во всем, он понимал, что нельзя театр, этот живой организм, приспосабливать под себя, свои интересы.
В должности директора он занимался больше администраторской деятельностью, привлекал лучших режиссеров России и зарубежья к постановкам в Ростовском драматическом театре. Зрители казачьей столицы смогли увидеть режиссерские постановки мастеров из Москвы и Рязани, Петербурга и Сочи.
«Внимание: снимается кино!»
С кинематографом отношения не сложились, на него у актера не было ни сил, ни времени, в фильмографии лишь шесть картин. А, может быть, самая первая роль, Макара Нагульного в «Поднятой целине», снятой в 1985 году, повлияла на это. Кинозрители чаще всего вспоминают непримиримого коммуниста, стремящегося в «мировой революции», и прогнившего насквозь чиновника, мэра города, «Последний забой», фильм 2006 года.
Сценарий написали Валерий Тодоровский и Юрий Коротков, режиссер-постановщик Сергей Бобров. Год съемок и название – «Последний забой» (фильм 2006 года) – говорят сами за себя, в стране развал и кризис, продажная власть и нищий народ. Поднятые режиссером большие и важные темы и сегодня, спустя 20 лет, остаются актуальными.
Награды
Николай Евгеньевич Сорокин при жизни был удостоен многих наград и званий. Заслуженным артистом РСФСР он стал в 1988 году, титул «Народного артиста РСФСР» получил в 1999. Орден Дружбы артисту вручили в 1996, а медаль «Благотворитель», которую он сам считал самой важной, в 2009.
В 2005 году на Всероссийском театральном фестивале в Рязани «Звезды Победы» Николай Сорокин получил Гран-при фестиваля и премию за спектакль «Судьба человека» («за оригинальное прочтение драматургии М. Шолохова»).
Политическая карьера и общественная деятельность
В политику Николай Сорокин приходит в 1999 году, связано было это с его работой в Москве. Его выбрали депутатом Государственной Думы Российской Федерации (III созыва).
Он стал членом фракции «Единство», вступил в партию «Единая Россия». Как депутат, курировал культуру и туризм, выполняя обязанности заместителя председателя. В это же время продолжал быть худруком в ростовском театре.
Семья
Режиссер и художественный руководитель, политик и преподаватель – он успевал все и везде. Только семья знала, как тяжело ему это дается, и всемерно поддерживала. Семья у Сорокина небольшая – жена Тамара Александровна, которая работала простым гримером в театре, и дочь Алина.
С другой стороны, у Николая Сорокина большая актерская семья – весь драматический театр Ростова. А кроме «театральных детей-родственников», были еще студенты и гримеры, костюмеры и осветители, музыканты оркестра и кассиры. И, конечно, его зрители, которые не могут смириться с уходом из жизни Мастера и вспоминают его блестящие роли, его яркую игру и не менее яркую жизнь…