Средства обучения в педагогике

 

Средства обучения в педагогике – это все материалы, которые использует преподаватель для осуществления учебного процесса. Вместе с живым словом преподавателя они представляют собой важный компонент образовательного процесса, а также элемент учебно-материальной базы образовательного учреждения. Выступая в роли важного компонента учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают влияние и на другие компоненты, такие, как методы, формы, содержание и цели.

Классификации средств обучения

Средства обучения в педагогике делят на идеальные и материальные. Идеальные средства – это полученные ранее умения и знания, которые использует преподаватель и учащиеся для получения и освоения новых знаний. Материальные представляют собой физические объекты, которые используются учащимися и преподавателем для детализированного обучения.   Если говорить о субъекте деятельности, то все средства обучения условно можно разделить на средства учения (чаще используется учащимися, реже – преподавателями)  и средства преподавания (используются в большинстве случаев учителем). В свою очередь идеальные и материальные средства делятся на:

·         Печатные пособия – картины, графики, учебники, таблицы и т.п.

·         Объемные пособия – модели, приборы, коллекции, аппараты и т.п.

·         Проекционный материал – видеофильмы, слайды, кинофильмы.

Современная типология классифицирует средства обучения в педагогике следующим образом:

·         Печатные – книги для чтения, учебники, учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы и т.д.

·         Наглядные плоскостные – карты настенные, магнитные доски, плакаты, иллюстрации настенные.

·         Демонстрационные – макеты, стенды, гербарии, модели в разрезе, муляжи и т.д.

·         Электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы и т.д.

·         Аудиовизуальные – слайды, образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.

·         Учебные приборы – колбы, барометр, компас и т.п.

·         Спортивное оборудование – тренажеры, гимнастическое оборудование, мячи, спортивные снаряды и т.д.

·         Учебная техника – трактор, автомобили и т.п.

На сегодняшний день наибольшее воздействие на учащихся оказывают современные средства обучения в педагогике: аудиовизуальные и мультимедийные. Именно их считают самыми эффективными средствами обучения и воспитания.

Материальные средства обучения, которые так необходимы для усвоения учебной информации, составляют систему, являющуюся производной от общей системы учебного предмета. Такая система средств обучения строится по следующим принципам:

·         Оборудование должно полностью соответствовать предъявленным педагогическим требованиями: наглядно и понятно воспроизводить существенное в явлении, иметь эстетический вид, быть легко обозримым и воспринимаемым, и т.д.

·         Средства обучения должны своим количеством полностью должны обеспечивать материальные потребности учебного процесса.

·         Средства обучения должны соответствовать потребностям учащихся и реальным условиям работы.

Следует отметить, что каждый учебный предмет нуждается в своих особых средствах обучения. Так средства обучения русскому языку представлены такими средствами, как учебный дидактический материал (понятия, термины, правила, тексты), методы и приемы обучения (познавательные, тренировочные, контрольно-проверочные), а также организация воспитательно-учебного процесса. Материальные средства русскому языку представлены учебными комплексами (пособия, сборники, учебники), комплексом технических средств обучения (мультимедийные средства, персональный компьютер), кабинетами (кабинет русского языка, мультимедийный класс, видеокласс). Средства обучения иностранному языку будут почти такими же, за исключением некоторых особенных средств. Например, если говорить о кабинетах, то для иностранных языков больше подойдет лингафонный кабинет.

 

 

 

 

 

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.