Средства массовой информации активно заполонили весь мир. Каждый день мы поддаемся их влиянию, анализируем, рассказываем друзьям и знакомым, делаем определенные выводы и меняем мнение. Система навязывания с помощью СМИ стала довольно мощной еще с давних времен и по сегодняшний день не теряет своих позиций. Данная статья о средствах массовой информации Германии. Посмотрим, как там работает эта система и как русские СМИ в Германии работают с информацией.
История журналистики Германии
Первые издания журналистского характера появились в Германии в 1609 году. Тогда выпускалось совсем мало изданий, около 30, однако в 1618 году количество увеличилось до 200 изданий. В основном это были еженедельники, такие как «Авизо» и «Реляцион».
В то время почтовые ведомства обладали широким спектром информации, поэтому издательством различных выпусков занимались именно они. Первая газета вышла только в 1661 году, а еженедельные издания выпускались тиражами от 200 до 1500 экземпляров. В газетах чаще всего публиковалась различная информация, экономические новости и другие новости, которые тщательно проверялись императором.
Вскоре начали формироваться научные, художественные, поэтические издания, говоря о том, что культура занимает не последнее место в СМИ Германии.
Правительство
Властям Германии было очень важно сотрудничать со средствами информации. Особенно в период Третьего Рейха и Второй мировой войны, когда необходимо было вести пропагандистские работы. Этим занималось специально созданное агентство пропаганды. Естественно и то, что всему есть свое сопротивление. Вот и в данном случае тоже появилась группа сопротивления, которая пыталась противостоять появившимся порядкам и пропаганде. Вот только им это не удалось, так как на тот момент в Германии была очень могущественная власть. Только поражение фашистской Германии странами антигитлеровской коалиции и следующие политические изменения позволили запустить страну и вместе с ней СМИ на путь становления демократии. Правила стали намного мягче, а немецкие масс-медиа обрели свободу слова.
Современные СМИ
СМИ Германии сегодня не теряют своих высоких позиций. Они представлены примером западноевропейской печати. Следуя официальной статистике, которая была опубликована в «Отчете Федерального правительства о состоянии средств массовой информации», сегодня в Германии насчитывают целых 384 издательства. Выпускают они 423 газеты ежедневного формата, общий тираж которых составляет 25,3 млн экземпляров, из них 19,2 млн абонементных газет. Основная особенность СМИ Германии – это огромное количество местных и региональных газет, что объясняется многовековой раздробленностью Германии.
Радиовещание и телевидение
В СМИ Германии работают общественно-правовое и частное телерадиовещание.
Общественно-правовое вещание было создано на национальной базе, которая контролируется советами общества, где представлены авторитетные политические и общественные компании. Список русскоязычных СМИ в Германии остается ограниченным.
Публично-правовая позиция для радио и телевидения была выбрана для того, чтобы обеспечить их независимость от власти страны и дать возможность общественности участвовать в жизнедеятельности работающих органов. Существует три органа, которые и совершают этот обзор и контроль.
Органы
- Совет по решению вопросов радио- и телевещания. Члены данного совета призваны представлять интересы народа. Они либо выбраны земельными парламентами, либо напрямую назначены определенными политическими партиями, религиозными организациями, предпринимательскими союзами или культурными общинами.
- Совет по решению вопросов управления. Члены данного Совета контролируют выполнение директив программы, составляют распределение бюджета и работают «надзирателем» по ходу дела. Совет избирает еще и генерального директора (по-другому - интенданта), кандидатуру которого обязан утвердить весь Совет.
- Генеральный директор, о котором шла речь (тот самый интендант). Он обязан осуществлять руководство над компанией соответственно с решениями всех советов и отвечать за содержание планов программ.
Основным доходом у теле-, радиокомпаний является, конечно же, плата абонента. Именно поэтому они ведут весьма скромную, не кричащую политику. Ведь пропагандистские СМИ получают намного больше финансирования, потому что подвластны людям высоких статусов, которым это выгодно.
Публицистика Карла Маркса
Местный характер прессы оставался весьма странным, и это было основной особенностью журналистики Германии. Это было связано с тем, что практически до конца 19-го столетия Германию считали «самым захолустьем Европы», «страной лоскутьев», «полуфеодальной слабой державой». Естественным образом это очень сильно сказывалось на местной прессе, и это отмечали многие.
Учитывая раздробленность Германии на княжества, только немецкий язык объединял жителей державы во что-то единое. Вскоре появилась региональная журналистика, которая существует и на сегодняшний момент.
Последствия цензурных правил
Печать изданий шла очень медленно, намного медленнее, чем, например, во Франции, что делало Германию еще более отстающей. Никто не хотел читать немецкие газеты и журналы, предпочитая больше французские. А в 1823 году немецкий издатель Фридрих Брокгауз позволил себе выразиться таким образом: «Наша немецкая журналистика являет собой полное ничтожество».
Публика жаловалась на то, что пресса стала скупой, неинтересной и основывалась только лишь на фактах. Никаких развлекательных колонок и хоть как-то приукрашенных текстов. Немецкие СМИ Германии использовали только лишь факты, из-за чего статьи получались сухими и скучными.
Все это стало последствиями многочисленных цензурных ограничений. В основном составляющими газет и журналов было истории авторов, которые рассказывали о своем жизненном пути. Чаще всего это никому не было интересно. Еще одно доказательство этого – цитата одного журналистского издания: «Общим признаком газет и журналов этой эпохи является скудность содержания. Цензура не допускала обсуждения событий, настроений и требований эпохи – именно те вопросы, которые волновали сердца, запрещено было затрагивать в печати».
СМИ России
Политолог Сюзанне Шпам решила разобраться в том, как именно работают российские СМИ в Германии. Она говорит, что российские средства массовой информации хотят повлиять на сознание и настроение своих соотечественников и не только – немцы тоже становятся подвластны новостным потокам. В первую очередь это связано с тем, что в Германии на данный момент проживает около трех миллионов русскоговорящих.
К тому же, как утверждает политолог, влияние русских СМИ на немцев идет не только через новостные каналы, радиопередачи и телепрограммы. Очень широкий спектр информации проходит через социальные сети, так как там находится огромное количество пользователей.
Будет ли отвечать Германия на такие действия со стороны Российской Федерации? По мнению политолога – нет. ФРГ не будет предпринимать никаких действий, потому что в Германии царит свобода слова. Пока российские масс-медиа не совершают ничего противозаконного или противоречащего немецким традициям и законам, никаких решений предпринимать Германия не будет.
В целом Сюзанне Шпам считает, что цель СМИ России очень проста и предсказуема – показать, что власть Москвы имеет широкий спектр распространения информации и выдает ее людям, которые легко доверяют отечественной прессе. Однако не стоит также забывать о СМИ Германии на русском языке.
Современные СМИ ФРГ
По многочисленным характеристикам первое место занимают журналы определенной специализации, второе – общественно-политические журналы. На третьем месте – ведомства, на четвертом – реклама.
На настоящий момент система немецких радио и телестанций носит название «дуальной» системы. Это значит, что в Германии работают всего лишь две формы собственности на телемедиа:
а) общественно-правовая форма собственности;
б) частная форма собственности.
Самыми крупными и богатыми владельцами являются магнаты трех концернов, которые входят в число 500 самых богатых бизнесменов Германии. Это концерны Бертельсмана, Шпрингера и Бурды. Всего в ФРГ работают 15 частных телекомпаний. В Германии существует более 500 агентств информации, которые занимаются сбором и обработкой общественно-политической информации. Они ее четко перерабатывают и только потом пускают в эфир или печать.
Вот таким образом устроены СМИ Германии в XXI веке – свобода слова, при этом фильтрация информации все же присутствует.
Выводы
СМИ Германии являются отличным примером свободы слова. С одной стороны, разрешены вмешательства и иностранных средств массовой информации, а с другой – за нарушения правил и законов иностранные СМИ будут наказаны.
Это очень правильная позиция, которая поддерживается не во многих странах. Выражать свои мысли и позиции может каждый журналист Германии, и это не будет наказуемо. Сегодняшние перемены в сфере журналистики и СМИ крайне отличаются от тех, которые существовали во времена Второй мировой войны. Там царил полный контроль над каждой буквой и при малейшем подозрении на непослушание автора подвергали жестоким издевательствам.
Когда происходят изменения в позитивную сторону – это очень хорошо сказывается не только во внутренних делах самой страны, но и во внешних отношениях с другими странами.
Итак, можно сделать выводы о том, что Германия заняла очень правильную и выгодную позицию, таким образом, не позволяя развиваться беспорядку в своей стране и одновременно узнавая о позициях других стран (например, России). Русскоязычные СМИ Германии не имеют таких четких позиций – они направлены на распространение информации для русской диаспоры.