В начале 30-х годов прошлого столетия военно-морской флот Советского Союза был довольно слабо оснащен. В его состав входило всего 17 «Новиков», так называли существующие на тот момент эскадренные миноносцы. На момент создания их можно было считать лучшими в мире, но к 30-м годам они уже не шли ни в какое сравнение с теми эсминцами, которые были на вооружении у ведущих держав мира. Возникла острая необходимость в строительстве принципиально новых судов, способных конкурировать со своими "близнецами". Так появились эсминцы проекта 7.
Итальянский прототип
На тот момент самыми лучшими в мире считались эсминцы итальянского производства. Поэтому в Италию была срочно направлена группа советских ученых-инженеров, целью которых было перенять опыт заграничных коллег по цеху. Советские инженеры изучили документацию, понаблюдали за ходом строительства и вернулись на родину с новыми идеями.
Строительство новых эсминцев
С этого момента в Советском Союзе началось строительство принципиально новых, современных эсминцев. Технический проект этих судов был утвержден в 1934 году и получил название «Проект № 7». Строительство эскадренных миноносцев нового поколения, также известных как эсминцы проекта 7 ("Гневный" - один из них), с этого момента было поставлено на поток и проходило под личным контролем главы государства И. В. Сталина. В это самое время недалеко от границ Советского государства английский эсминец напоролся на мину и затонул. Строительство было временно приостановлено, потому что судно, которое выходит из строя от одной мины, вряд ли можно было назвать совершенным. По приказу Сталина были срочно проведены проверки, нескольких конструкторов наказали. В итоге было решено строительство запланированного количества эсминцев проекта 7 закончить и спустить на воду, а следующую партию судов усовершенствовать и выпускать уже по улучшенному проекту.
Вооружение эскадренных миноносцев
При строительстве эсминцев главный упор делали на вооружение, чтобы максимально повысить оборонную мощь страны, пострадавшую в Первой мировой войне. Постепенно корабли совершенствовались. В частности было значительно улучшена система ПВО, которая изначально не отличалась особой точностью. Первые турбины Парсонса на эсминцах проекта 7 были сконструированы с солидным запасом. И конструкторы не ошиблись – эсминцы советского производства, построенные по проекту 7, были самыми сильными в мире на то время.
К началу Второй мировой войны советскими конструкторами было построено и спущено на воду 28 эсминцев проекта 7. Миноносцы главного противника – Германии – были несколько сильнее по вооружению (на одну пушку), но значительно уступали качеством двигательной установки, не отличающейся высокой надежностью. В итоге именно корабли этой серии стали главным костяком вооружения России на момент начала Второй мировой войны. Их использовали на всех морских театрах боевых действий. Противником из строя за время войны были выведены только 10 эсминцев, но они успели перед этим совершить не один подвиг.
Известные сражения
Во время войны часто бывает так, что обычный рядовой бой навсегда входит в историю. Именно таким стало сражение у мыса Канин Нос. В трудный 1942 год Россия нуждалась в помощи союзников. Оружие, топливо – все это мы получали морским путем благодаря конвоям. Но именно в сентябре 1942 года Уинстон Черчилль высказался о том, что конвои необходимо временно прекратить из-за больших потерь. Однако руководство страны уговорило Великобританию организовать очередной конвой, который начал движение 18 сентября. Находясь в зоне ответственности союзников, он потерял 11 судов. После этого охрану приняли на себя советские эсминцы. Среди них были известные «семерки» - «Гремящий» и «Сокрушительный». Возле мыса Канин Нос немцы атаковали конвой со всех сторон. В мощном комбинированном ударе участвовали немецкие самолеты и подводные лодки. Жестокий бой длился два с половиной часа. С воздуха конвой атаковали десятки торпедоносцев и бомбардировщиков, но все они были встречены мощным согласованным огнем. В результате жаркого сражения конвой прибыл к месту назначения и понес при этом минимальные потери. Только одно судно было торпедировано. Немцы в том бою потеряли 15 самолетов. Стало понятно, что конвои нужны, что это опасно, но вполне оправдано.
Эсминец «Разумный»
Эсминец «Разумный» проекта 7 прошел испытания и был спущен на воду в ноябре 1941 года. В задачи эсминца и его команды входило несение дозорной службы. В этот период одной из значимых страниц стало спасение команды корабля «Разящий», потерпевшего аварию. Командование «Разумного» успешно справилось с поставленной задачей. Для усиления Северного флота в 1942 году «Разумный» в числе еще трех эскадренных миноносцев был переправлен Северным морским путем в порт Полярный. Во время переправления судов «Разумный» оказался зажатым с двух сторон льдинами, но, в конце концов, все-таки благополучно прибыл в порт. С этого момента корабль начал нести службу в составе Северного флота, совершил несколько боевых походов и до конца войны активно нес конвойную службу.
Эсминец «Гневный»
Один из самых известных эсминцев проекта 7 того времени. Перед командой «Гневного» стояла задача по установке минных заграждений в Финском заливе. Цель: остановить противника и не допустить прорыва к Ленинграду. Для выполнения поставленной задачи была собрана эскадра, во главе которой двигался «Гневный». Внезапно раздался взрыв – эсминец подорвался на немецкой мине. Тогда погибло 20 человек. Поврежденный корабль пытались взять на буксир, но это оказалось невозможно. Командование приняло решение потопить эсминец, чтобы он не попал в руки противника. Оставшаяся команда была переправлена на сопровождающие суда, а по «Гневному» открыли огонь. Этот эскадренный миноносец проекта 7 стал первой крупной потерей в составе ВМФ России после начала войны.
Судьба «семерок» после войны
После окончания войны все эсминцы проекта 7, участвовавшие в сражениях, были отправлены на капитальный ремонт, после чего снова вернулись в строй. Они прослужили в военно-морском флоте Советского Союза еще около 12 лет. За эти годы их конструкция и вооружение модернизировались и совершенствовались. Даже внешний вид миноносцев проекта 7 претерпел изменения. Позже, в 50-х годах, "семерки" стали постепенно вытесняться принципиально новыми и совершенными эскадренными миноносцами и выводиться из состава ВМФ. На сегодняшний день сохранились только три легендарные «семерки», которые передали на вооружение в КНР. Там их переименовали и назвали в честь маньчжурских городов. Одним из этих судов является эсминец «Рекордный», который прослужил в военно-морском флоте России весь срок, а после модернизации в Китае исправно нес дозорную службу вплоть до 80-х годов.