Автомобили, выпускаемые на протяжении нескольких десятков лет без смены поколений, хорошо известны местным автолюбителям на примере изделий советской промышленности. Однако это актуально и для некоторых специфических машин мирового автопрома, например утилитарных внедорожников. Так, помимо "Нивы" и УАЗа, известно еще несколько таких автомобилей: Land Rover Defender, Mercedes Benz G, Suzuki Jimny и «Тойота-Лэнд-Крузер» 70.
Наиболее долгоживущей среди названных моделей оказалась 70 серия Land Cruiser, которую по сей день выпускают, несмотря на выход других серий (производство Defender завершено в 2016 г., а остальные, хоть и редко, но меняли поколения). Далее рассмотрены особенности 70 серии и технические характеристики.
Общие особенности
Данный автомобиль пришел на смену простым рабочим машинам серии 40 в 1984 г., в то время как нишу комфортных внедорожников заняла 60 серия. Поэтому, несмотря на значительно изменившийся дизайн и технические обновления, «Лэнд-Крузер» 70 сохранил основные черты предшественника, а именно простоту, надежность и внедорожные возможности. Благодаря этому 70 серия стала очень популярной и продавалась по всему миру, за исключением нескольких стран.
За долгую историю автомобиль претерпел несколько обновлений, с которыми сужалась география его продаж. Так, глобальные продажи закончились в 1999 г. После 2007 г. автомобиль остался на рынках Азии, Австралии, Ближнего Востока, Африки, Южной Америки. Вместе с этим менялась и география производства: до 2009 г. J70 выпускали в Японии и Венесуэле, после чего производство в Венесуэле завершили. В 2015 г. из Японии выпуск перенесли в Португалию, где данный автомобиль производят и сейчас и поставляют новые «Лэнд-Крузеры» 70 на некоторые рынки.
Шасси и кузов
Как было отмечено, автомобиль построен на основе 40 серии. Поэтому для него использовали раму лестничного типа, однако вместо клепания ее элементы были соединены методом сварки, что позволило увеличить площадь поперечного сечения, повысив прочность структуры. Машина имеет несколько версий шасси: 70/71 с короткой, 73/74 со средней и 75/77 с длинной колесной базой (позже индексы сменили).
Изначально J70 был представлен во множестве вариантов: с жестким, мягким, съемным жестким верхом, 3-дверный пассажирский и грузовой фургоны, пикап. Толщину кузовных панелей увеличили на 1 мм по сравнению с предшественником. Дизайн был похож на предыдущий Land Cruiser, но стал более угловатым. При этом сохранили некоторые стилистические элементы (передние крылья и габариты).
В 1985 г. появились более гражданские машины с кузовом универсал LG71-G, получившие в 1990 г. название Prado (Land Cruiser II, Light Land Cruiser на экспортных рынках). Оно было использовано и на следующих поколениях (90 серия с 1997), но для более компактных, в сравнении с Land Cruiser, пассажирских внедорожников. Автомобиль отличался дизайном от обычных моделей 70 серии.
В 1999 г. для увеличения кузова растянули колесную базу пикапа, который стал обозначаться как 79 серия (фургон – 78 серия).
В 2007 г. значительно изменили дизайн передней части. К тому же автомобиль получил расширенное шасси и колею для установки нового турбодизеля V8. Для заполнения ниши дешевых версий, отсутствующих у 100 и 200 серий, создали 4-дверный универсал (76 серия), пикап на длинном шасси и фургон (79 и 78 серии). Кроме того, в Венесуэле представили юбилейную версию в количестве 300 штук с дополнительным внедорожным оснащением.
В 2012 г. появился пикап с двойной кабиной на длинном шасси двухдверного пикапа, оснащенный 130 л баком от универсала J79.
В 2014 г. в честь 30-летнего юбилея в Японии представили ограниченное издание, включающее 4-дверный универсал J76 и пикап с двойной кабиной J79, оснащенные 1GR-FE с 5-ступенчатой МКПП.
Двигатель
Так как автомобиль выпускается более 30 лет и продавался по всему миру, его оснащали множеством моторов.
Изначально «Лэнд-Крузер» 70 имел два бензиновых и два дизельных двигателя. Первые представлены 4 л рядным 6-цилиндровым 3F (155 л. с., 303 Нм) и 2,4 л 4-цилиндровым 22R (97 л. с., 174 Нм). Из дизелей использовали 2L того же объема (76-87 л. с., 155-165 Нм) и его турбированную версию 2L-T (85-91 л. с., 188 Нм). Эти двигатели от Hilux устанавливали на легких вариантах J70 с 1984 по 1989 г.
На J73 для итальянского рынка с 1987 г. использовали 2,5 л турбодизель VM HR588 OHV (99 л. с., 220 Нм). В этом году появились еще два 3,4 л дизеля: турбированный 13B-T (120 л. с., 217 Нм) и атмосферный 3B (98 л. с., 226 Нм), которые использовали до 1989 г.
В 1990 г. на замену 3B и 13B-T представили 3,5 л 5-цилиндровый 1PZ (113 л. с., 230 Нм) и 4,2 л 6-цилиндровый 1HZ (129 л. с., и 285 Нм) соответственно.
Еще два мотора появились в 1993 году: 4,5 л бензиновый рядный 6-цилиндровый 1FZ-FE (212 л. с., 373 Нм) и 3 л 4-цилиндровый турбодизель 1KZ-T (125 л. с., 287 Нм) Первый устанавливали до 2009 г., второй использовался для Prado на европейском рынке до 1996 г.
С 2002 г. на австралийские J78/79 стали устанавливать рядный 6-цилиндровый 4,2 л турбодизель 1HD-FTE в версии без интеркуллера (164 л. с., 380 Нм). С 2007 г. на этом рынке используют 4,5 л турбодизель V8 1VD-FTV с одной турбиной (202 л. с., 430 Нм).
В 2009 г. на смену 1FZ/FZ-E на рынках, где продавались бензиновые варианты, пришел 4 л V6 1GR-FE (236/240 л. с. и 361/377 Нм в зависимости от бензина). Также он использовался для 30th Anniversary Edition в версии Dual VVT-i (270 л. с., 392 Нм).
Трансмиссия
«Лэнд-Крузер» 70 имеет полный привод с жестко подключаемой передней осью (схема Part Time) с муфтами свободного хода в ступицах, понижающей передачей, без межосевого дифференциала. Некоторые модификации оснащены межколесными дифференциалами. 70 серию комплектовали как механическими (R150F, R151F, H150F, H151F, H55F), так и автоматическими (A40, A340, A440) коробками передач.
Ходовая часть
Изначально Land Cruiser 70 имел классическую конструкцию с зависимыми неразрезными мостами на рессорах. Легкие версии получили пружинные подвески.
В 1999 г. и на прочих модификациях «Лэнд-Крузера» 70 передний неразрезной мост на листовых рессорах заменили на пружинную подвеску, задние рессоры удлинили. К тому же вместо 5-болтовых колес установили 6-болтовые.
Салон
70 серия ввиду назначения имеет очень скромный интерьер. Простейшие опции вроде подушек безопасности стали добавлять лишь при последних обновлениях. Так, в 2007 г. на некоторых рынках впервые представили версии GXL универсалов и пикапов, получившие расширенное оснащение. При этом существует несколько вариантов компоновки салона. Среди них – и короткие версии, и классические универсалы, и грузовые, и пассажирские фугоны, где задние сиденья расположены вдоль бортов. Вместительность последних, по данным производителя, может достигать 13 человек, вследствие чего их относят к категории D.
Стоимость
Машины Land Cruiser очень высоко ценятся на российском рынке. Это подтверждается тем, что они принадлежат к автомобилям, меньше всего теряющим в цене, что актуально и для 70 серии. Так, стоимость подержанных машин начинается примерно от 500 тыс. рублей и достигает 2-4 млн за экземпляры последних лет. Новые «Тойоты-Лэнд-Крузеры» 70 официально не поставляют на наш рынок, однако их ввозят под заказ.