В настоящее время в учреждениях образования важное место уделяется тому, как проводится патриотическое воспитание школьников. Эта деятельность является целенаправленной системой методов воздействия на личность с целью формирования активной жизненной позиции гражданина-патриота своей Родины. Такую работу нужно осуществлять на основе качественно нового представления о воспитании, в котором учитываются отечественные традиции, национально-региональные особенности и имеющийся педагогический опыт.
В школах и других образовательных учреждениях вводятся программы факультативов, кружков, основной целью которых является патриотическое воспитание детей. Здесь работа педагога будет направлена на развитие у учащихся гражданской и социальной ответственности. Помимо этого, у школьников на основе материалов по краеведению (жизни знаменитых земляков, история и традиций) воспитывается патриотизм.
Чтобы вырастить гражданина нового поколения, трепетно относящегося к своей Родине, стоит приложить максимум усилий практически всем учителям школы. Это должна быть работа не только классного руководителя или педагога, ведущего факультатив по этому направлению, но и других сотрудников, вовлеченных в учебно-воспитательный процесс. Так, периодически рекомендуется проводить мероприятия, носящие идеи гражданственности и патриотизма. К примеру, это может быть классный час «Линейка памяти» или подобные занятия. В настоящее время школы должны проводить не только обучение, но и воспитание школьников.
Работы юных авторов патриотической тематики могут публиковаться в школьной газете. Перед детьми рекомендуется ставить определенные цели исследования по изучению истории Родины, в том числе и региона, в котором они живут. Проводя такую работу, ученики не только учатся собирать информацию, но и начинают осознавать ее ценность, знакомятся со многими фактами, которые помогают гордиться своей страной, а также местностью, где они живут.
Некоторые учебные заведения открывают на своей базе клубы для учащихся, целью которых является патриотическое воспитание школьников. Здесь дети могут заниматься во внеурочное время по таким направлениям, как организация массовых мероприятий, сохранение и пополнение экспонатами музея школы, организация в нем экскурсий. Такая работа может проводиться как классными руководителями, так и педагогами, специализирующимися на дополнительном образовании, по отдельно составленной программе. В данном случае необходима тесная связь с подобными организациями (городским музеем, советом ветеранов и т. п.).
Патриотическое воспитание школьников должно быть систематическим, проводиться регулярно. Для этого также используются такие формы, как выставки работ детей по определенной тематике, связанной с Родиной, рисунки школьников, заседания актива детей, «круглые столы» и другие.
Комплексный подход к данной деятельности – еще одна достаточно важная деталь. В процессе воспитания школьников должны участвовать все те, кто задействован в учебно-образовательном процессе. Это не только педагоги, но и библиотекари, сотрудники школьного музея, завуч по воспитательной работе, вожатая, социальный педагог и т. д. У каждого из них свои методы воздействия на детей, а также свои формы работы. Например, школьные библиотекари могут устроить выставку книг для учеников, в которой будут подобраны издания по заданной тематике.
Нужно отметить, что патриотическое воспитание школьников – это немаловажная работа в учреждении образования. Ведь от того, насколько привязано будет молодое поколение к своей Родине, насколько оно будет ценить и любить ее, во многом зависит и будущее страны.