Одной из самых старых железных дорог России под названием Куйбышевская уже больше 140 лет. За все свои годы она активно обслуживала абсолютно все регионы, которые находились в средней части Поволжья. В дивном городке Самаре с осени 2010 года существует музей, который полностью посвящен не только Куйбышевской железной дороге, но и всей технике, которая верой и правдой служила все эти годы. Этот музей пользуется огромной популярностью у студентов-железнодорожников, которые каждое лето приезжают туда на практику и повышают свой профессиональный навык.
Описание
Самарский железнодорожный музей расположен не совсем в Самаре, а недалеко за ее пределами. Он находится на территории бывшего полигона Самарского государственного университета путей сообщения возле железнодорожной станции Безымянка. В этот пункт во время Второй мировой войны приезжали поезда, которые перевозили оборудование важных предприятий и эвакуированных людей с западной территории Советского Союза. Вообще, значение данного железнодорожного узла во время Отечественной войны было очень важным, так как Куйбышевская магистраль не только позволяла перевозить людей, но и поставлять ценные грузы и продовольствие из Сибирских и Уральских регионов. Представление об этих тяжелых временах дает экспозиция вагона-музея, который стоит прямо на входе.
Территория музея очень большая и составляет примерно 1,5 га. Уникальной особенностью является административное здание, которое очень похоже на железнодорожный вокзал. Но никаких тайн в этом нет. Данный корпус – это бывшее здание станции Дашково, которое находилось в Пензенской области. Чтобы еще точнее передать дух того времени, реставрация проводилась из материалов 19 века. Но станция Дашково существует и по сегодняшний день, названа в честь самой известной русской графини Екатерины Дашковой, которая в свое время являлась главой Академии наук.
Внутри административного здания музея железнодорожной техники в Самаре можно увидеть место смотрителя станции. Здесь представлена историческая мебель, самовары и давно знакомые всем стаканы с металлическими подстаканниками, в которых и сейчас приносят чай в поездах. Также тут можно увидеть аппарат Морзе, которым раньше пользовались работники железнодорожных станций. Интерес всех посетителей также вызывают старые картины, фотографии железных дорог 20 века и антикварные документы. Помимо всего этого, в некоторых комнатах представлены макеты поездов и карты железных дорог, существовавших еще в 19 веке. Для осмотра редких снимков есть отдельный зал, который вмещает чуть больше 30 человек.
Основная экспозиция
Но самые главные экспонаты самарского железнодорожного музея представлены на улице и находятся под открытым небом. Здесь стоят локомотивы и вагоны разных времен. Посетителям самарского музея будет интересно осмотреть первый паровоз, выпущенный в России. Его создали два гениальнейших конструктора – братья Черепановы в начале 19 века. Не менее интересными будут: модель паровоза под названием “генерал с лампасами“ ПЗ6, созданная специально для этого музея высокоскоростного поезда “Сапсан” и многие другие локомотивы, действующие на территории СССР и России.
Другие экспонаты
Помимо поездов, в музее можно увидеть различную дорожную и строительную технику, дрезины и повозки 19 и 20 веков. Также представлены светофоры, стрелки, устройства сигнализации и связи, рельсы и платформы железнодорожных станций. Некоторые модели поездов открыты для посетителей, в кабины управления можно свободно заходить и перемещаться по всем отсекам. Также гости железнодорожного музея Самары могут зайти в специальные вагоны и посмотреть, как раньше в условиях дальних поездок и чрезвычайных ситуаций готовили еду.
Среди редких вещей есть не только карты, фотоснимки и документы, но и сохранившиеся детали Сызранского железнодорожного моста, который был построен еще во времена правления Александра II. Общее количество редких деталей здесь около 100 единиц. Многие отделения Российской железной дороги отдавали в дар вещи для развития этого прекрасного музея.
Цены
В 2018 году цены в Самарском железнодорожном музее отличаются и варьируются в зависимости от заказанных услуг. Если прийти и в одиночку осматривать экспонаты, то стоимость входного билета составит 90 рублей для взрослых и 30 рублей для детей. Если же нанимать экскурсовода, то группа до 10 человек заплатит 110 рублей с посетителя, а если больше 10, то 100 рублей.
Сам музей работает со вторника по воскресенье с 9 часов до 17. Обеденный перерыв также предусмотрен, поэтому лучше не попадать в данный интервал времени.
Важная информация
Посещение Самарского музея железнодорожной техники будет интересно всей семье. Важно выбрать день для посещения, чтобы не было дождя или снега, потому что большинство техники находится на улице.
К музею, который находится на улице Литвинова, 332а, можно добраться различными способами, но наиболее удобный – это автобус, который останавливается на остановке “Железнодорожный музей”. Если же добираться на метро или трамвае, то придется очень долго идти пешком. Поэтому лучше пользоваться автобусами или такси.