Торговый мост через Крюков канал в Санкт-Петербурге

Торговый мост расположен в культурно-историческом центре Санкт-Петербурга, на одном из его первых каналов. Мост не только является переправой, связывает улицу и площадь.

Вид с Торгового моста на Крюков канал и оба корпуса Мариинского татра

Теперь он выполняет функцию внешнего соединения между двумя зданиями знаменитого Мариинского театра - основным и современным, скандально прославившимся своим неуместным архитектурным решением, количеством уничтоженных для его возведения охраняемых исторических объектов и спорной законностью этого процесса.

Вид с Торгового моста на новое здание Мариинского театра

Где находится и как добраться

Торговый мост в СПб перекинулся через Крюков канал (один из старейших в городе, который назван по имени подрядчика Семена Крюкова) и соединил две стороны его набережной, а также улицу Союза Печатников с Театральной площадью, прилегающей к главному зданию Мариинского тетра.

Расположен он между мостом Декабристов и Кашиным, разместившихся ниже и выше по течению канала соответственно.

Наиболее близкие станции метро - это "Сенная площадь", "Садовая" и "Спасская" - пересадочный узел трех линий (синей, фиолетовой и оранжевой).

Наземный общественный транспорт в этом районе представлен автобусами и маршрутными такси. На них следует добраться до остановки "Театральная площадь", "Мариинский театр" или "Никольская площадь".

Вид с Торгового моста на Крюков канал

Торговый мост у Театральной площади. История названия

Учитывая близость знаменитой Мариинки Питера к Торговому мосту, можно было бы удивиться, почему он не назван, например, Театральным, если не поинтересоваться историей этой части города.

До 1798 мост именовался Средним из-за своего расположения на канале относительно других имеющихся в то время переправ. Упоминание об этом встречается в источниках 1797 года. Раннее название не зафиксировано, несмотря на то, что данные о времени постройки моста, его изначальной конструкции и подрядчике сохранились.

Современное название пошло от Торговой улицы (ныне Союза Печатников), получившей имя от близлежащего рынка. "Частный рынок" (также упоминаемый, как "Торговый"), был возведен в стиле классицизма по проекту Джакомо Кваренги в конце 80-х годов 18-го века на целый квартал. Позже - в 1930-м - на его месте построен Центральный городской клуб 1-й Пятилетки, переименованный в конце 70-х во Дворец культуры им. Первой пятилетки, сменивший стили с конструктивизма на сталинский ампир и полностью уничтоженный во время начала строительства второй сцены Мариинского театра в 2005-м.

ДК первой пятилетки

Более прославился Торговый рынок под названием "Литовский", чем обязан расположившемуся по соседству одноименному замку, который, в свою очередь, получил это прозвище от Литовского мушкетерского полка, там некогда расквартированного.

Замок изначально известен, как "Тюремный" - по цели своего существования. Однако ему суждено было иметь иное предназначение с момента возведения в 1787-м до перестройки в 1823-1826 гг. Только после этого замок стал принимать в своих стенах осужденных, а не военных. В феврале 1917-го восставшая толпа сожгла здание, а его фундамент позже использовали при постройке жилых домов (в планах сначала было возведение стадиона или общественного сада).

Вид Торгового моста в 20 веке (на переднем плане)

Какой он, Торговый мост

В данное время конструкция предназначена для использования пешеходами (зоны по обеим сторонам двухполосной автомобильной дороги) и движения транспорта. Покрытие из асфальтобетона. Разделены части высоким бетонным парапетом. Ограждения и перила металлические, их рисунок прост. Художественное литье использовано лишь для торшеров с фонарями и опоры таблички с наименованием.

Общая длина переправы составляет 26 метров и 70 сантиметров, длина пролетной части - 24 метра, ширина - 10 метров 50 сантиметров. Мост состоит из трех пролетов - равных по размеру: крайних - около 6,5 метров, и среднего - 11,15 метра.

Конструкция сооружения металлическая, балочно-неразрезная. Поверх стальных двутавровых балок положена железобетонная плита. Пролетное строение имеет нижнее криволинейное очертание. Каменная бутовая кладка промежуточных опор облицована гранитом. Крайние опоры моста - устои, сооружены из бетона и облицованы также. В основании их деревянные сваи.

Торговый мост зимой

Каким мост был, таким он и остался

Торговый мост построен в 83-85-х годах 18-го века по типичному для того времени проекту, имя автора которого не сохранилось. Производил работы подрядчик Николай Егоров. Правда, так мост выглядел не всегда. Капитальные реставрационные и ремонтные работы, производившиеся неоднократно, лишили переправу в 1905 году обелисков с торшерами-фонарями. Они были восстановлены лишь в 1960-1961 годах. При сравнении рисунков и фото Торгового моста можно заметить, что он и по сей день имеет первичный внешний облик.

Нельзя сказать того же о несущей конструкции и покрытии. Изначально она имела три пролета, средний был разводным. Первые изменения были внесены в 1805-1810 годах. Вместо разводного пролета сооружено деревянное подкосное строение. В 1868-м мост впервые отреставрировали капитально, внеся некоторые изменения и в деревянную конструкцию.

К концу 19-го века состояние моста стало неудовлетворительным. В 1900 было даже приостановлено движение по нему экипажей. Неоднократные запросы городской управы на изыскание средств для капитального ремонта были удовлетворены Думой лишь в 1905. Толчком к принятию такого решения послужило обрушение Египетского моста. Во время работ вместо деревянных прогонов установили двутавровые металлические балки, убрали торшеры, исправили кладки устоев моста. Ответственным за строительные работы являлся инженер П. А. Лихачев.

Второй капитальной реставрации мост подвергся в 1946-1947 годах, а полному ремонту в 1960-1961-м. Благодаря стараниям авторов проекта - архитектора А. Л. Ротача и инженера А. Д. Гутцайта, железобетон заменил деревянный настил, появились новые металлические балки и были восстановлены обелиски с торшерами.

Торговый мост вид сверху

Тезки и упоминания в литературе

Части Северной столицы многократно бывали описаны или упоминаются в литературных произведениях классиков и современности, но не каждый имеет одноименный объект.

Исторический вид Крюкова (Никольского) канала (начало 19 века)

Как и многие знакомые жителям и ценителям Петербурга места, мост упоминается Федором Михайловичем Достоевским.

Ехать было недолго, к Торговому мосту. Первую минуту мы молчали. Я все думал: как-то он со мной заговорит? Мне казалось, что он будет меня пробовать, ощупывать, выпытывать. Но он заговорил без всяких изворотов и прямо приступил к делу.

Ф. М. Достоевский, «Униженные и оскорбленные».

Торговый мост имеет полного тезку в современном мире. Неожиданно, но это танкер, построенный предприятием "Адмиралтейские верфи" и введенный в эксплуатацию в предпоследний день апреля 2005 года под заводским номером 02743.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.