Атомные подводные лодки, оснащенные ядерными ракетами, во времена Холодной войны были одним из сдерживающих факторов, избавивших человечество от ужасов войны горячей. В соревновании двух сверхдержав того времени – США и СССР, обладавших так называемыми «триадами» ядерного вооружения - подводные лодки играли важнейшую роль.
Краткая история создания
Термин «гонка вооружений» можно понимать практически буквально - обе страны гнались друг за другом в стремлении не отстать и не допустить хотя бы малейшего превосходства своего потенциального противника. Особенно это касалось стратегических вооружений, к числу которых относились и атомные субмарины. Работы над созданием советской подводной лодки проекта 667 начались в 1958 году в ответ на американский проект «Лаффайет», предусматривающий реализацию масштабной программы создания серии субмарин, оснащенных ядерным оружием. По аналогии с американцами, каждый советский подводный ракетоносец должен был обладать 16 пусковыми установками. В ходе конструкторских работ изначально задуманная конструкция, предполагавшая крепление ракет вне корпуса и оснащение лодок поворотными устройствами, переводящими ракеты из походного в боевое положение, была отвергнута и заменена на вертикальные пусковые шахты, располагающиеся внутри прочного корпуса лодки.
«Генеральский эффект»
Не последнюю роль в изменении конструкции подводной лодки проекта 667 сыграл откровенный провал демонстрации модели с поворотным механизмом тогдашнему руководителю страны Н.С. Хрущеву. В процессе демонстрации этот механизм не сработал, и ракеты застряли в промежуточном наклоне, так и не сумев перейти в боевое положение.
Строительство первой подлодки
Поражают сроки строительства и проведения испытаний первого образца подводной лодки проекта 667. Она получила обозначение проект 667А. Будучи заложенной в стапель в Северодвинске в конце 1964 года, она была спущена на воду уже в августе 1966, а в строй вступила на следующий год. Подводный корабль был назван «Ленинец» и получил обозначение К-137. В настоящее время такие темпы немыслимы, даже для обычных надводных кораблей, не говоря уже о подлодках, которые строятся зачастую десятилетиями.
Серийное производство
Освоение производства подводных лодок проекта 667 также было произведено ударными темпами. Лодки производились на двух заводах, в Северодвинске и в Комсомольске-на-Амуре. Темпы производства также были впечатляющими. В 1967 году на вооружение были принята одна лодка, в 1968 – уже четыре, еще через год – пять. С 1969 года к Северодвинску подключился и завод на Дальнем Востоке. Советский Союз в очередной раз пытался догнать американцев, построивших к концу 60-х годов уже 31 атомный подводный крейсер.
Конструкция
Подводная лодка проекта 667 имела традиционный для того времени двухкорпусную конструкцию, рули глубины располагались на рубке, ракетные шахты – за рубкой в корпусе. Атомоход был вооружен 16 пусковыми установками с баллистическим ракетами Р-27, оснащенными ядерными боеголовками по 1 мегатонне каждая и дальностью в 2500 км. Силовая установка была представлена двумя автономными блоками общей мощностью в 5200 лошадиных сил, позволявшая развивать подводную скорость до 28 узлов. Любопытный факт: американцы, не ожидавшие такой «прыти» от советской промышленности, дали неофициальное название этой лодки «Янки». На нашем флоте атомная подводная лодка "азуха" проекта 667 также получила свое неофициальное название, очевидно, из-за аббревиатуры АЗ – автомат защиты, впервые внедренном на этой лодке.
Развитие конструкции
В начале 70-х годов, в рамках логики гонки вооружений, в США была введена достаточно эффективная система гидроакустической локации подводных лодок, которая сделала отчетливо видимым местоположение советских подводных лодок на боевом дежурстве вблизи берегов Северной Америки. В результате возникла необходимость отодвинуть границы боевого дежурства от берегов потенциального противника, но для этого требовалось увеличить дальность действия ракетного вооружения. Так появились подводные лодки проекта 667 Б, получившие обозначение «Мурена».
Эти субмарины были оснащены ракетами Р-29, которые обладали межконтинентальной дальностью стрельбы и, в отличие от Р-27, были двухступенчатыми. Ракета имела значительно более крупные габариты. Соответственно, была изменена конструкция подводной лодки. Несколько увеличилась длина и особенно высота лодки за счет характерного выступа за рубкой, похожего на горб. Из имевшихся ранее 16 ракет осталось лишь 12, но с большей мощностью заряда.
Последняя серия подводных лодок
Развитие конструкции и боевых возможностей подводной лодки проекта 667 происходило непрерывно и постоянно. Совершенствовались системы вооружения, системы навигации, радиосвязи, управления огнем, а также основные и вспомогательные силовые установки, проводились работы по снижению заметности, шумности и повышению боевой живучести. Подводные крейсера этой серии выпускались, помимо уже упомянутых проектов 667А «Навага» и 667Б «Мурена», также и под литерами АУ «Налим», АМ «Навага-М», М «Андромеда», АТ «Груша», БДР «Кальмар», БД «Дельфин».
Последней серией этого типа подлодок были лодки БДРМ. Первые чертежи подводных лодок проекта 667 БДРМ появились в середине 70-х годов. Количество и качество изменений подводило лодку уже к 3-му поколению атомных ракетоносцев. Эти лодки до сих пор находятся в действующем составе подводного флота России. Оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами Р-27РМ и Р-27РМУ2 «Синева», с дальностью поражения до 8300 км, подводные лодки проекта 667 БДРМ продолжают оставаться эффективным инструментом сдерживания потенциального агрессора. Первая лодка этой серии была заложена в 1981 году и поступила в состав ВМФ в конце 1984 года. Всего было построено 7 подводных лодок проекта 667 БДРМ, одна из которых переоборудована в носитель маломерных подводных аппаратов.
Мирная и военная служба
Дважды с подводной лодки проекта 667 БДРМ были осуществлены запуски спутников, причем один из этих спутников был немецкого производства. Лодки практически постоянно находятся на боевом дежурстве, выполняют учебные стрельбы, в основном из акватории Баренцева моря, и совершают автономные переходы, в том числе и через Северный полюс.