Мышление и речь

 

Мышление как психический процесс обусловлен социально, связан с речью, состоит в поиске и открытии принципиально нового. Мышление и речь связаны друг с другом и практически не существуют одно без другого.

Мышление есть активный процесс, который предполагает обработку, переструктурирование, изменение информации. Основная роль в процессе мышления отводится аналитико-синтетической деятельности, которая представляет диалектическое единство двух мыслительных действий: мысленного разделения целого на части (анализ) и соединения их в новые соединения (синтез).

Сравнение – другая важная мыслительная операция. Производя сравнения предметов или явлений действительности, мы сначала делим их на составные части, выделяя отдельные признаки и свойства, а потом сопоставляем между собой. Следующие операции процесса мышления – абстрагирование и обобщение. Первая (абстрагирование) - это мыслительная операция мысленного отвлечения от несущественного в целях определения существенного качества, признака или свойства. Вторая (обобщение) – это операция мышления, которая состоит в определении наиболее общих свойств изучаемых объектов. На основе обобщения, сравнения и абстрагирования, а также анализа и синтеза образуются понятия.

Понятие - это одна из форм мышления, которая выражает общие и главные, значимые качества объектов. В процессе научного познания понятия играют очень важную роль. Понятие определяется словами, что ещё раз подчёркивает, как связаны мышление и речь. Язык исполняет в процессе мышления опосредствованную роль. Язык является знаковой системой, которая наделена определёнными значениями и смыслами. Мышление и речь взимосвязаны и в этом состоит одно из существенных отличий человека от животного. Мысль не исчезает потому, что формируется и закрепляется в слове, в письменной или устной речи.

Связь мышления и речи отчетливо показывает социально-историческую суть мышления. Знания и достижения культуры передаются из поколения в поколение лишь благодаря тому, что возможна фиксация их в слове.

Учёные установили, что в своем развитии мышление проходит допонятийную и понятийную стадии. Допонятийное мышление разделяют на наглядно-действенное мышление и наглядно-образное. Первый вид мышления основывается на реальном физическом действии с предметом. Этот вид доминирует у детей до двух-трёх лет. При наличии другого – наглядно-образного - человек работает не только с предметами, но и с их образами, представляя предмет и всё, что связано с ним.

Но основной вид - понятийное, абстрактное, словесно-логическое мышление, которое развивается на основе средств языка, что ещё раз показывает взаимосвязь мышления и речи. У детей он начинает формироваться примерно в 7 лет, что связано с обучением в школе. Мышление и речь, развиваясь, оказывают взаимовлияние друг на друга. Основой понятийного, абстрактного мышления является понятие, отражающее общие, главные и значимые свойства предметов.

Классификация мышления может и по другим признакам. Например, по степени участия сознательной или подсознательной регуляции мысли можно разделить мышление на логическое и интуитивное. Логическое построено на осознанных, точно формализованных понятийных структурах, а интуитивное основано на бессознательных представлениях и образах.

В ситуации, когда стандартные, обычные методы решения задач уже не работают, в действие вступает продуктивное, творческое мышление, которое дает новые идеи и решения. Эта новизна может быть объективной (открытие или изобретение) или субъективной, если человек в процессе мышления открывает для себя что-то, уже открытое до него, но ему это не было известно.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.