Основные принципы воспитания детей: советы и лучшие методики

Что имеется в виду под принципами воспитания? Речь идет об исходных положениях, лежащих в основе педагогического процесса. Ими подразумевается последовательность и постоянство действий взрослых людей в разных обстоятельствах и ситуациях. Проистекают эти принципы из самой природы воспитания как социального явления.

Когда взрослые воспринимают данную цель как определенную вершину, намеченную для достижения своим ребенком, принципы воспитания сводятся к возможности реализации задуманного исходя из конкретных условий - психологических и социальных. То есть всю совокупность их можно рассматривать как ряд практических рекомендаций, показанных к руководству в любых жизненных обстоятельствах с целью помощи педагогически грамотному выстраиванию техники и тактики собственной деятельности по "выращиванию" детей.

Что изменилось?

Ряд последних лет (и, пожалуй, десятилетий) общество испытывает определенные демократические преобразования, в связи с чем происходит пересмотр многих принципов воспитания детей с наполнением новым содержанием. В частности, уходит в прошлое так называемый принцип субординации. Что это такое? Согласно данному постулату детство ребенка не рассматривалось в качестве отдельного самостоятельного явления, а служило лишь своеобразной подготовкой к взрослой жизни.

Другой принцип - монологизма - заменяется прямо противоположным - принципом диалогизма. Что это означает на практике? То, что несомненно "солирующая" роль взрослого человека (когда детям предоставлялось право лишь почтительно "внимать") меняется на ситуацию относительного равноправия взрослых и детей как субъектов воспитания. В новых демократических условиях как профессиональным педагогам, так и просто родителям жизненно необходимо обучиться общению с ребенком с позиции "на равных".

О каких же принципах семейного воспитания в наши дни можно говорить?

Принципы физического воспитания

Первый принцип - целенаправленность

Для воспитания как педагогического явления характерно наличие определенного ориентира социально-культурной направленности, выступающего в роли идеала педагогической деятельности и предполагаемых результатов воспитательного процесса. Большинство современных семей сориентировано на ряд объективных целей, сформулированных менталитетом конкретного общества.

В качестве основного компонента педагогической политики такими целями в наше время являются взятые в совокупности ценности общечеловеческого характера, изложение которых присутствует в Декларации прав человека, Конституции РФ, Декларации прав ребенка. Разумеется, на бытовом уровне мало кто из родителей оперирует содержащимися там педагогическими и научными понятиями и терминами наподобие "гармоничного всестороннего развития личности", но все родители, держа на руках малыша, от души мечтают о том, что он вырастет здоровым, счастливым, благополучным человеком, живущим в гармонии с окружающими. То есть наличие общечеловеческих ценностей подразумевается "по умолчанию".

Каждая конкретная семья располагает своими собственными представлениями о том, какими родители хотят видеть собственных детей. Это придает домашним принципам воспитания субъективную окраску. Во внимание, как правило, берутся способности ребенка (как реальные, так и мнимые) и прочие индивидуальные черты его личности. Порой - достаточно часто - родители анализируют собственную жизнь, успешность, образование, личные отношения и находят в них ряд серьезных пробелов либо просчетов. Это приводит к желанию воспитать малыша совсем по-другому.

Целью воспитательного процесса в таком случае родители ставят развитие у сына или дочери тех или иных способностей, качеств, позволяющих наследнику добиться того, чего "предкам" не удалось. Несомненно, воспитание всегда ведется с учетом имеющихся в обществе и немаловажных для семьи культурных, этнических и религиозных традиций.

В качестве носителей объективных принципов обучения и воспитания можно назвать ряд общественных институтов, с которыми тем или иным образом имеется связь у любой семьи. Таковыми являются современные детские сады, позже - школы. В случае наличия противоречий в воспитательных целях членов семьи и детского сада (школы) возможно отрицательное влияние на развитие ребенка (как общее, так и нервно-психическое), его дезорганизация.

В конкретной семье часто может быть затруднено определение воспитательной цели ввиду отсутствия четкого родительского представления об особенностях ребенка, связанных с его возрастом и полом, тенденциях детского развития и самой природе воспитательного процесса. Именно потому функция педагогов-профессионалов - оказывать помощь конкретным семьям в определении воспитательных целей.

Принципы воспитания детей

Второй принцип - научность

На протяжении сотен лет основой домашнего воспитания служил здравый смысл в совокупности с житейскими представлениями и теми обычаями и традициями, что принято было передавать от поколения к поколению. Но в течение последнего столетия ряд человековедческих наук (в том числе педагогика) продвигается вперед высокими темпами. Изменились не только принципы физического воспитания. Имеется множество современных научных данных, касающихся закономерностей развития личности ребенка, на которых строится современный педагогический процесс.

Осмысленный подход родителей к научным воспитательным основам служит залогом достижения более серьезных результатов в деле развития собственных детей. Рядом исследований установлена негативная роль (в виде просчетов и ошибок домашнего воспитания) непонимания матерями и отцами педагогических и психологических азов. В частности, отсутствие представлений о конкретных возрастных детских особенностях ведет к применению средств и методов воспитания произвольного характера.

Взрослые, не умеющие и не желающие трудиться над созданием благоприятного семейного психологического климата, почти всегда "добиваются" детского невроза и подросткового девиантного поведения. В то же время в житейской среде еще вполне живучи представления о несложности такого дела, как воспитание ребенка. Подобное педагогическое невежество, присущее части родителей, приводит к отсутствию у них потребности в ознакомлении с педагогической и психологической литературой, консультациях у специалистов и т. п.

Согласно социологическим исследованиям растет удельный вес семей с молодыми образованными родителями, занимающими иную позицию. Для них характерно проявление интереса к современной научной информации по проблемам детского развития и воспитания, как и стремление к повышению собственной педагогической культуры.

Третий принцип - гуманизм

Он подразумевает уважение к детской личности. И это - один из важнейших принципов социального воспитания. Суть его - стремление и обязанность родителей к принятию собственного ребенка таким, каким он является во всей совокупности индивидуальных черт, привычек, вкусов. Данное отношение не зависит ни от каких внешних норм, эталонов, оценок и параметров. Принцип гуманизма подразумевает отсутствие сетования на то, что малыш может не оправдать материнских или отцовских ожиданий, или на те самоограничения и жертвы, которые несут родители в связи с уходом за ним.

Сын или дочь не обязаны соответствовать тому идеальному представлению, что сложилось в родительском сознании. Они нуждаются в признании уникальности, самобытности и ценности собственной личности в каждый конкретный момент развития. Это означает принятие права проявления собственного детского "Я" в каждой конкретный жизненный момент.

Принципы обучения и воспитания

Все родители подмечают пробелы в детском росте и воспитании по сравнению с "образцами". В качестве последних выступают сверстники, дети родственников, друзей и т. д. Детей сравнивают по "достижениям" в речевом развитии, ловкости, физических умениях, этикете, послушании и т. п. Современные принципы воспитания детей предписывают педагогически грамотным родителям проводить коррекцию замеченных недостатков осторожно, без обидных сравнений. Тактика родительских действий требует смещения акцента с требований к детскому поведению на перестройку собственных воспитательных приемов.

Основное правило педагогики, вытекающее из упомянутого принципа гуманности, заключается в избегании сравнения малыша с кем бы то ни было - от сверстников до великих людей и литературных героев, отсутствии призывов к копированию любых образцов и эталонов поведения и навязывания "в лоб" конкретной деятельности. Напротив, чрезвычайно важно научить растущего человека оставаться самим собой. Развитие подразумевает неуклонное движение вперед. Именно потому сравнение требуется всегда лишь с собственными достижениями на "вчерашнем" отрезке пути.

Данная линия воспитания подразумевает родительский оптимизм, веру в детские возможности, ориентацию на реально достижимые цели в деле самосовершенствования. Следование ей ведет к уменьшению числа конфликтов (как внутренних психологических, так и внешних семейных), спокойствию и укреплению физического и психического детского здоровья.

Не все так просто

Нелегко соблюдать все обозначенные выше принципы обучения и воспитания в случае рождения малыша с наличием определенных внешних особенностей или даже физических недостатков, особенно когда они достаточно заметны и ведут к любопытству и неадекватным реакциям окружающих. Речь может идти о "заячьей губе", ярких пигментных пятнах, деформированных ушных раковинах и даже серьезных уродствах. Подобные особенности внешности сами по себе служат источником переживаний растущего человека, а в случае нетактичных высказываний близких и посторонних людей (что бывает особенно часто) нередко формирование у малыша представления о собственной неполноценности с последующим негативным влиянием на рост и развитие.

Не допустить либо максимально смягчить его возможно лишь путем примирения родителей с фактом наличия у ребенка тех или иных непреодолимых особенностей. Воспитательная политика в данном случае - твердое и постепенное приучение малыша к пониманию необходимости жить с имеющимся недостатком и спокойно относиться к нему. Задача эта не из легких. Ведь социальное окружение (школьная либо уличная среда) постоянно будет испытывать растущего человечка проявлениями душевной грубости как детей, так и взрослых, включая профессиональных педагогов, - от любопытных взглядов и невинных реплик до смеха и откровенных издевательств.

Важнейшая задача каждого родителя в этом случае - научить дочь или сына как можно менее болезненно воспринимать подобное поведение окружающих. Важно в такой ситуации выявлять и максимально развивать любые имеющиеся достоинства и хорошие задатки малыша. Речь может идти об умении петь, сочинять сказки, танцевать, рисовать и т. п. Нужно закаливать ребенка физически, поощрять в нем проявления доброты и веселого нрава. Любое ярко выраженное достоинство детской личности будет служить той самой "изюминкой", что привлечет к нему друзей и просто окружающих и поможет не замечать физических изъянов.

Принципы семейного воспитания

О пользе семейных историй

Оказывается, подобные предания, существующие, как правило, в каждой семье, необычайно важны как фактор нормального психического детского развития. Установлено, что те люди, детство которых прошло в сопровождении семейных историй, рассказанных бабушками, дедушками, матерями и отцами, способны к лучшему постижению психологических взаимосвязей в окружающем их мире. В трудной обстановке им легче ориентироваться. Подобное рассказывание детям и внукам семейных легенд и эпизодов из прошлого способствует взаимному уравновешиванию психики и приливу столь нужных всем нам положительных эмоций.

Любой ребенок любит повторение одних и тех же любимых историй, хотя порой родителям и нелегко об этом догадаться. Уже будучи взрослыми, мы с удовольствием вспоминаем семейные шутки и "легенды". Причем речь может идти не только о положительных примерах - удачах и достижениях старших родственников. Психологи считают, что значимость для развития детской психики воспоминаний родителей, бабушек и дедушек о пережитых неудачах трудно переоценить. Подобные рассказы ведут к росту детской уверенности в собственных силах - ведь близкие и любимые люди тоже достигли всего не сразу. Поэтому ребенок успокаивается относительно собственных промахов и верит в то, что ему точно так же под силу добиться всего или почти всего.

Психологами рекомендовано как можно чаще делиться с малышами историями из их же жизни. Особенно это относится к тому периоду, когда "слушатель" находился еще совсем в нежном возрасте и лишь приступал к освоению окружающего мира. Дети с удовольствием ощущают собственный рост и гордятся любыми, пусть даже небольшими пока достижениями.

Согласно современным принципам воспитания в педагогике основой построения отношений между взрослыми и детьми служат сотрудничество и взаимное уважение, базирующееся на доверии, доброжелательности и безусловной любви. Еще Янушем Корчаком была высказана мысль о том, что взрослые, как правило, заботятся лишь о своих правах и впадают в негодование в случае посягательства на них. Но каждый взрослый обязан уважать и детские права - в частности, право знать или не знать, терпеть неудачи и проливать слезы, не говоря о праве на собственность. Выражаясь кратко, речь идет о правах малыша быть тем, кем он является в текущий момент времени.

Узнаете себя?

Увы, очень и очень большое число родителей отвергает современные педагогические принципы воспитания и стоит на распространенной позиции относительно ребенка - "будь таким, каким я хочу тебя видеть". В основе этого обычно хорошие побуждения, но по своей сути данная установка является пренебрежительной по отношению к детской личности. Вдумайтесь только - во имя будущего (намеченного мамой или папой) происходит ломка детской воли, умерщвление инициативы.

Педагогические принципы воспитания

Яркие примеры - постоянное поторапливание медлительного по своей натуре ребенка, запреты общения с неугодными сверстниками, принуждение есть те блюда, что не нравятся и т. д. В подобных случаях родители не осознают того факта, что ребенок не относится к их собственности, и они "незаконно" присвоили себе право решения детской судьбы. Обязанность родителей - уважение детской личности и создание условий для всестороннего развития способностей своего малыша, помощь с выбором жизненной дороги.

Мудрый и великий педагог-гуманист В. А. Сухомлинский призывал каждого взрослого ощутить собственное детство, попробовать относиться к проступкам ребенка с мудростью и верой в то, что детские ошибки - не умышленное нарушение. Постарайтесь не думать о детях плохо. Детская инициатива не должна быть сломлена, а лишь направлена и подкорректирована тактично и ненавязчиво.

Четвертый принцип - непрерывность, последовательность, планомерность

Согласно ему воспитание в семье обязано следовать поставленной цели. Такой подход предполагает постепенность реализации всей совокупности педагогических задач и принципов воспитания. Планомерностью и последовательностью должно отличаться не только содержание, но и те методы, средства и приемы, которые применяются в воспитательном процессе согласно индивидуальным и возрастным детским возможностям.

Приведем пример: малыша раннего возраста легче и удобнее всего переключить с нежелательного вида деятельности на другой отвлекающим приемом. Но для воспитания пяти-шестилетнего ребенка такой "фокус" уже не годится. Тут потребуется убеждать, объяснять, подтверждать личным примером. Как известно, "выращивание" ребенка относится к числу тех длительных и незаметных вооруженному глазу процессов, результаты которого ощутить удается далеко не сразу - порой спустя многие и многие годы. Но нет сомнений в том, что эти результаты будут вполне реальными в случае последовательного и планомерного следования основным принципам воспитания.

При подобном подходе малыш растет с ощущением психологической устойчивости и уверенности в себе и своем окружении, что является одной из важнейших основ формирования детской личности. Когда близкое окружение ведет себя с ним в конкретных ситуациях похожим образом, окружающий мир представляется ребенку предсказуемым и ясным. Он легко уяснит себе, что именно от него требуется, что разрешено, а что - нет. Именно благодаря этому пониманию ребенком осознаются границы собственной свободы и у него отсутствует желание перехода той грани, где нарушаются права других.

Например, приученный к самостоятельному сбору на прогулку ребенок не будет ни с того ни с сего истерично требовать, чтобы его одевали, зашнуровывали ботинки и т. п. Особенно важно при этом прививать нужные для самостоятельности навыки, одобрять достижения и усердие.

О родительской строгости

Часто путают последовательность воспитания и строгость. Но это разные понятия. Принципы процесса воспитания, основанные на строгости, предполагают безусловное подчинение малыша родительским требованиям, подавление его собственной воли. Последовательный стиль подразумевает развитие умения организовывать собственную деятельность, выбирать лучшее решение, проявлять самостоятельность и т. п. Такой подход повышает детскую субъектность, ведет к росту ответственности за собственную деятельность и поведение.

Увы, множество родителей, особенно молодых, отличает нетерпение. Они забывают или не осознают, что воспитание требуемых качеств характера требует многократного и разнообразного воздействия. Родителям хочется видеть плоды собственной деятельности сейчас и немедленно. Далеко не каждые папа и мама понимают, что воспитание ведется не только словами, но и всей обстановкой родительского дома.

Принципы социального воспитания

Например, ребенку изо дня в день твердят об аккуратности и необходимости соблюдать порядок в игрушках и одежде. Но в то же время он ежедневно наблюдает отсутствие такого порядка у родителей (папа не вешает вещи в шкаф, а кидает их на стул, мама не убирается в комнате и т. д.) Это - весьма частый пример так называемой двойной морали. То есть от ребенка требует того, что является необязательным для старших членов семьи.

Необходимо учитывать, что непосредственный раздражитель (наблюдаемая картина домашнего беспорядка) для малыша всегда будет более актуальным, чем словесный (требования все убрать по местам), и о каком либо успехе в воспитательном процессе говорить не приходится.

Спонтанные воспитательные взрослые "атаки" действуют на ребенка дезорганизующе, расшатывают его психику. В качестве примера можно привести визит бабушки, приехавшей в гости и пытающейся за короткое время наверстать все упущенное (по ее мнению) в воспитании внука. Либо папа, посетив родительское собрание в детсаду или начитавшись популярной литературы по педагогике, бросается ускоренными темпами "развивать" своего пятилетнего малыша, загружая его непосильными для такого возраста заданиями, обучая игре в шахматы и т. п. Подобные "штурмовые атаки", будучи кратковременными, лишь сбивают с толку и не несут никакого положительного воздействия.

Принцип пятый - систематичность и комплексность

В чем его суть? Он подразумевает влияние многостороннего характера на растущую личность с учетом целой системы принципов воспитания, его целей, средств и методов. Всякому известно, что современные дети растут в культурной и социальной среде, весьма и весьма разноплановой и далеко не ограниченной семейными рамками. С самого раннего возраста малыши смотрят телевизор, слушают радио, на прогулках и в детском саду общаются с большим количеством самых разных людей. Влияние всего этого окружения на развитие ребенка никак нельзя недооценивать - это серьезный фактор воспитания.

Подобное многообразие педагогических воздействий несет как плюсы, так и минусы. Под влиянием бесконечного потока информации дети получают множество интересных сведений, способствующих интеллектуальному и эмоциональному развитию. В то же время в поле их зрения попадает огромное количество негатива. Телевизор демонстрирует уже ставшие привычными сцены жестокости и пошлости, вредное воздействие телерекламы на детское сознание трудно отрицать, словарь ребенка замусоривается сомнительными оборотами и речевыми штампами.

Что же делать?

Как можно в подобных условиях снизить разрушительное влияние подобных факторов? И возможно ли это в принципе?

Дело это нелегкое и вряд ли полностью осуществимое, но снизить (если не исключить полностью) воздействие негативных факторов вполне по силам любой семье. Родители должны установить контроль, например, за просмотром по телевизору определенных передач, интерпретировать должным образом многие явления, с которыми сталкивается малыш (например, объяснить, почему нельзя употреблять ненормативную лексику и т. п.)

Важно предпринимать определенные действия для нейтрализации негативного влияния окружающей среды. Например, папа может выйти во двор и организовать спортивную игру сына со сверстниками, переключив тем самым детское внимание с просмотра телепередач на полезную и здоровую деятельность.

Принципы воспитания в педагогике

Научный педагогикой воспитательный процесс условно дифференцирован на ряд отдельных видов. Речь идет принципах физического воспитания, трудового, нравственного, умственного, эстетического, правового и т. д. Но, как известно, ни одну личность невозможно воспитать "по частям". Именно поэтому в реальных условиях ребенком одновременно усваиваются знания, формируются его чувства, стимулируются поступки и т. д. То есть идет разностороннее развитие личности.

Психологи в один голос говорят, что (в отличие от общественных институтов) лишь семье подвластна возможность комплексного развития детей, приобщения к труду и миру культуры. Именно семейными принципами и методами воспитания могут быть заложены основы детского здоровья и интеллекта, сформированы основы эстетического восприятия мира. Поэтому особенно жалко, что у ряда родителей отсутствует понимание необходимости развития всех сторон детской личности. Часто они видят свою роль в выполнении лишь конкретных воспитательных задач.

Например, мама и папа могут заботиться о полноценном питании либо приобщении к спорту, музыке и т. д. или сделать акцент на раннем образовании и умственном развитии детей в ущерб трудовому и нравственному воспитанию. Весьма часто мы наблюдаем тенденцию к освобождению ребенка младшего возраста от любых домашних обязанностей и поручений. Родители не учитывают, что для полноценного развития необходимо формирование интереса к труду и усвоение соответствующих привычек и навыков.

Шестой принцип - согласованность

Это - один из основных принципов воспитания. К числу особенностей воздействия на современных детей относится осуществление данного педагогического процесса рядом разных лиц. Это и члены семьи, и профессионалы-педагоги образовательного учреждения (учителя, воспитатели, тренеры, руководители кружков и изостудий). Никто из данного круга воспитателей не может оказывать свое воздействие изолированно от прочих участников. Всем необходимо согласовывать цели и содержание собственной деятельности, как и средства ее проведения.

Наличие даже небольших разногласий в данном деле ставит ребенка в весьма сложную ситуацию, выход из которой требует серьезных нервно-психических затрат. Например, бабушка постоянно подбирает за малышом игрушки, а родители требуют от него самостоятельных действий в этом вопросе. Мама требует от пятилетнего ребенка четкого выговаривания звуков и слогов, а старшие родственники считают данные требования завышенными и полагают, что с возрастом все наладится само собой. Подобная несогласованность воспитательных подходов и требований ведет к утрате малышом чувства надежности и уверенности в окружающем мире.

Если родители станут придерживаться изложенных выше принципов и средств воспитания, это позволит им выстроить грамотную деятельность по руководству познавательной, физической, трудовой и прочей активностью детей, что ведет к эффективному содействию детскому развитию.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.